Расовая дискриминация и СМИ




В условиях активной пропаганды борьбы с различными проявлениями расовой дискриминации, возникает вопрос о том, насколько свободен от подобных тенденций язык средств массовой информации. Несмотря на жесткий законодательный запрет, данный аспект проблемы признается существенным. И примеры этому можно найти не только в азиатских странах (Япония, Корея), где ксенофобия становится препятствием для развития и сотрудничества с западными странами, но и в США, Франции, России.

Итоги исследования о способе освещения событий, связанных с мигрантами в европейских СМИ, показывают, что таким понятиям, как "раса" и "народ", уделяется серьезное внимание в сообщениях СМИ. Чарльз Мур в 2005 году в передовице лондонской "Таймс" писал: "В Великобритании вообще люди говорят на английском языке. В этой стране живут христиане и белокожие. Очень будет страшно представить себе перспективу присоединения к британскому населению мусульман и цветнокожих". Мнение этого человека отражает общий взгляд большинства европейских СМИ на беженцев и мигрантов. Западные СМИ, в большинстве своем, публикуют о расе и национальности информацию, о которой у местного населения имеются отрывочные сведения. Редко кто сам отслеживает реальную информацию. Основная часть общества удовлетворяется информацией СМИ, в которых о вопросах, связанных с миграцией упоминается как о "проблеме", или даже о "страхе погружения в болоте".

Представляя жестокость врожденным свойством в культуре меньшинств, а мигрантов и даже местное население мусульманских стран - странными людьми, эти СМИ нагнетают необоснованный страх в обществе. Это явление часто наблюдалось в прошлые времена и в путевых записках, но оно широко распространилось в 1980 и 1990 годах. Кризисы, спровоцированные западными государствами на Ближнем Востоке, особенно в Персидском заливе, и международный характер преобразований этого стратегического региона поставил их в фокус внимания СМИ, одновременно внедрив новые компоненты в расистский лексикон. Исламофобия на широком уровне пропитала все политические и информационные круги Запада. Вслед за сентябрьскими терактами, западные СМИ стали уделять особое внимание сообщениям, связанным с Осамой Бен Ладеном и "Аль-Каидой". Наряду с этим, они старались приписать фанатичные и экстремистские убеждения Бен Ладена всем мусульманам мира, чтобы представить исламскую религию как жестокую и воинственную идеологию. В этом плане не составляли исключения даже кино, фильмы и компьютерные игры, которые используются для предъявления искаженного облика об исламе[2].

Анализ данных четко показывает, что СМИ являются деятельным участником репрезентации «черно-белой» дискурсивной картины мира. Масс-медиа поддерживает эти позиции, поскольку и в российской, и в американской прессе формируется скорее отрицательный, чем положительный образ миноритарных этнических групп; публикации пестрят сообщениями о преступлениях и девиациях, складывается ощущение, что внимание специально заостряется на недостатках и неприглядных сторонах меньшинств. В настоящее время особой «занозой» является «расизм без расистов», подразумевающий непрямую дискриминацию, например, при трудоустройстве: работодатели найдут множество юридически обоснованных доводов не принять на работу представителя по какой-либо причине не устраивающей его национальности. Также это может быть скрытый расизм представителей государственных учреждений[3].

Меньше вопросов и пререканий вызывают образы, представляемые во французской рекламе. Однако ситуация была иной до конца XX века. В 1990-е гг. произошла более явная революция по слому стереотипов в области представления различных рас в рекламе. Связано это было, во-первых, с тем, что появилась плеяда чернокожих звезд в различных направлениях: музыке, спорте, модельном бизнесе. Возникли новые стереотипы, связанные с темнокожими людьми, которые получили мировую известность как хорошие спортсмены, певцы или танцоры. Во-вторых, 1990-е гг. стали победоносными в борьбе за права темнокожих. В этот период особенно активизировалась деятельность различных французских обществ по борьбе с расовой дискриминацией. В-третьих, произошли некоторые реформы в способах подачи рекламы[4].

Таким образом, постепенно в рекламе начинают избегать прямого употребления понятий, связанных с темнокожей расой. На современном этапе понятие «темнокожий» содержит также сему «культурное многообразие». Это доказывает многообразие западного общества, перестающего проводить границы между представителями различных рас в социокультурном пространстве.

 

Источники:

1. Глазова Е. А. ПОНЯТИЯ РАВНОПРАВИЯ И РАСИЗМА В ЯЗЫКЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕКЛАМЫ. https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatiya-ravnopraviya-i-rasizma-v-yazyke-frantsuzskoy-reklamy

2. Ковалева А. М. РОЛЬ СМИ В РЕПРЕЗЕНТАЦИИ «ЧЕРНО-БЕЛОЙ» ДИСКУРСИВНОЙ КАРТИНЫМИРА. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-v-reprezentatsii-cherno-beloy-diskursivnoy-kartiny-mira

3. https://russian.irib.ir/analitika/stati/item/145837-агитация-расизма-в-европейских-сми

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: