Нормативно-правовое регулирование строительства в Российской Федерации и Республики Башкортостан




Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности в сфере строительства

Нормативно-правовое регулирование строительства в Российской Федерации и Республики Башкортостан

Развитие рыночных отношений в России и вовлечение в рыночный оборот земельных участков, а также совершенствование государственного управления экономикой России привели к активизации деятельности в области учёта земель, развитию фискальных инструментов (налогов, арендной платы), основанных на физических, экономических, правовых характеристиках земель.

 

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации [2] находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) [1].

 

В Республике Башкортостан разработана Концепция развития земельных и имущественных отношений в Башкортостане на 2012-2016 годы, утвержденная Постановлением Правительства РБ от 09.11.2011 г. № 396 [4], основными задачами которой являются:разработка научного обоснования региональных мероприятий в области земельных отношений, землеустройства, кадастра, изучение и оценка земель, геоинформационных систем; совершенствование нормативных правовых основ по организации использования и охраны земельных ресурсов, обороту земельных участков и защите прав граждан и юридических лиц на земельные участки. Кроме того, предстоит провести масштабный мониторинг правовых актов органов местного самоуправления по земельным вопросам. Параллельно будет создано единое информационное поле, в том числе инфраструктура пространственных данных, в виде электронных топографических карт и электронных планов на территорию Республики Башкортостан.

 

В Республике Башкортостан из 11837,6 тыс. га земель, находящихся в государственной собственности, в установленном порядке право собственности Российской Федерации зарегистрировано на 5684,1 тыс. га, в основном это земли лесного фонда, право собственности Республики Башкортостан – на 67,1 тыс. га и право муниципальной собственности – на 147,4 тыс. га. Право собственности не разграничено на земельных участках общей площадью 6086,4 тыс. га [4].

 

По данным государственного учета земель, земельный фонд в Республике Башкортостан по состоянию на 1 января 2011 года составил 14 294,7 тыс. га. Правовой статус земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, имеющих высокую инвестиционную привлекательность для инвесторов, в достаточной степени определен нормами законодательства, что позволяет экономическими методами решать социальные, экологические, хозяйственные проблемы в полном объеме. Однако следует отметить, что таких земель в республике всего 5,1% [5].

 

В то же время степень урегулирования правового статуса земель, имеющих низкую инвестиционную привлекательность и составляющих около 95% всех земель республики (земли сельскохозяйственного, природоохранного назначения, лесного, водного фондов, земли запаса) [5], недостаточна. Для полноценного вовлечения в хозяйственный оборот эти земли нуждаются в более полном правовом обеспечении, учитывающем различные потребительские свойства, особый правовой статус и хозяйственный режим этих земель.

 

При регистрации права собственности Республики Башкортостан на земельные участки, занятые сельскими лесами, владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан, по поручению Правительства Республики Башкортостан осуществляет Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в пределах своей компетенции. Несвоевременная регистрация права собственности на земельные доли создает трудности в части дальнейшего распоряжения предоставленными в долевую собственность земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, что, в свою очередь, не позволяет вовлекать данные земельные участки в хозяйственный оборот и приводит к недополучению органами местного самоуправления поступлений в части уплаты земельного налога.

 

Правоприменительная практика показывает, что зачастую результаты деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств, не согласуются с задачами рационального использования и охраны земель всех категорий пользования. При таких обстоятельствах государственный земельный надзор, осуществляемый различными специально уполномоченными ведомствами, должен быть признан одним из основных инструментов регулирования земельных отношений. При этом осуществление государственного земельного надзора осложняется отсутствием законодательно установленных полномочий Республики Башкортостан на осуществление государственного земельного надзора на территории республики и невозможностью уполномоченных федеральных государственных органов в полном объеме охватить проверками соблюдение земельного законодательства на земельных участках, расположенных на территории Республики Башкортостан.

 

В настоящее время проблема усиления муниципального земельного контроля является особенно актуальной. Практика показывает, что ослабление данного вида земельного контроля создает благоприятную обстановку для незаконного изменения вида разрешенного использования земельных участков, влечет за собой рост числа земельных правонарушений (несоблюдение требований об охране земель, нерациональное использование либо неиспользование земель, несоблюдение градостроительных, санитарных и других норм). В то же время административного воздействия к нарушителям земельного законодательства муниципальные земельные инспекторы применять не могут – институт муниципального земельного контроля нуждается в совершенствовании.

 

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан и его территориальными отделами в целом по Башкирии в 2011 году проведено 17060 проверок соблюдения земельного законодательства. По итогам проверок выявлено 4849 нарушений земельного законодательства, привлечено к административной ответственности 2961 лицо, наложено административных штрафов на сумму свыше 3,5 млн. руб. (3702,14 тыс. руб.) [3].

 

Прокуратурой Советского района г.Уфы проведена проверка соблюдения земельного законодательства ООО «Мозаика». В ходе проверки установлено, что ООО «Мозаика», являясь арендатором нежилого помещения на территории Советского района г. Уфы, в нарушении требований Земельного кодекса РФ и Правил землепользования и застройки Городского округа г. Уфа РБ, утвержденных Решением Совета Городского округа г. Уфа от 22.08.2008 № 7/4, использует незаконно огороженный земельный участок для осмотра автомобилей и их стоянки [6].

 

Прокуратурой Советского района г. Уфа проведена проверка законности строительства и наличия разрешения на строительство по объекту, расположенному в Советском районе г. Уфа. Заказчиком – застройщиком является ООО «Строительная финансовая группа». В ходе проведения проверки установлено, что обществом производится строительство объекта капитального строительства в Советском районе г. Уфа без разрешения на строительство. По данному факту прокуратурой Советского района г. Уфа возбуждено административное производство по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в отношении директора ООО «Строительная финансовая группа». Последний решением инспекции Госстройнадзора Республики Башкортостан оштрафован за совершенное административное правонарушение [7].

 

Таким образом, на современном этапе развития земельного законодательства необходимо совершенствование институциональных основ регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами; совершенствование системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами; повышение эффективности использования земельных ресурсов; формирование рынка земель и активизация оборота земель сельскохозяйственного назначения; разграничение государственной собственности на землю; создание условий для успешного развития всех сфер деятельности экономики республики (промышленности, лесного хозяйства, отдыха, туризма); стимулирование граждан и юридических лиц к своевременному проведению государственного кадастрового учета и регистрации прав собственности на землю.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: