Онтология – это 1. сборник текстов




ВОПРОСЫК КОЛЛОКВИУМУ-1 ПО ФИЛОСОФИИ

 

1. Этика - это наука о

1. бытии

2. познании

3. прекрасном

4. нравственности

Онтология – это 1. сборник текстов

2. учение о познании

3. учение о бытии

3. Эстетика – это учение о

1. бытии

2. познании

3. добре и зле

4. прекрасном

4. Гносеология – это 1. учение об обществе

2. учение о развитии

3. учение о познании

4. учение о бытии

5. Метафизика – это 1. представление о неизменности мира

2. физика Средних веков

3. философское учение о природе

6. Суждение «Мир – это совокупность чувственных данных» характерно для

1. дуализма

2. объективного идеализма

3. диалектики

4. субъективного идеализма

7. Термином «метафизика» в истории обозначали

1. учение о развитии

2. учение, отрицающее развитие

3. сочинения Аристотеля

4. отрицание возможности познания мира

5. утверждение возможности познания мира

6. философию

8. Идеализм – это 1. стремление к идеалу

2. этическая философия

3. признание первичности духовной субстанции

9. Противоположностью диалектики является

1. идеализм

2. гносеология

3. материализм

4. аксиология

5. натурфилософия

6. метафизика

10. Отметьте исторические типы мировоззрения:

1. философия

2. мораль

3. религия

4. искусство

11. Суждение «Человек может лишь выбирать между отказом от знания и заблуждением» характерно для

1. метафизики

2. материализма

3. эмпиризма

4. агностицизма

12. Субстанция – это 1. всеобщее свойство

2. орган управления

3. первооснова мира

4. элемент мира

13. Для мифологии характерно

1. делить мир на естественный и сверхъестественный

2. строить доказательные и логические рассуждения

3. осваивать мир по законам красоты

4. проецировать образы человеческого сознания на реальность

14. Отметьте основные элементы религии

1. вера

2. эксперимент

3. обряды

4. сословия

5. повествование

6. абстрактные понятия

15. Отметьте правильные суждения:

1. Бог – центральное понятие философии

2. Философия строит категориальную модель мира

3. Философия – это теоретическое исследование мировоззрения эпохи

4. Философия – это образное постижение мира

16. Категории – это

1. единицы классификации

2. социальные группы

3. уровни бытия

4. понятия предельной степени общности

17. Оцените характер суждения «При познании и практическом преобразовании мира следует выявлять причины событий и воздействовать на них». Он

1. методологический

2. гносеологический

3. антропологический

4. идеологический

18. Основное отношение мировоззрения
1. человек – Бог

2. Бог – мир

3. природа- общество

4. человек – мир

19. Мир создан по необходимому сверхличному идеальному плану, который можно постичь. Так утверждает

1. религия

2. объективный идеализм

3. субъективный идеализм

4. диалектика

5. материализм

20. Обстоятельства не зависят от нашего и какого-либо другого сознания. Мы можем познать их и скорректировать свои действия в зависимости от них. Так может рассуждать

1. идеалист

2. метафизик

3. агностик

4. материалист

21. Философская антропология – это:

1. учение о бытии

2. философское учение о человеке

3. учение о познании

4. философское учение об обществе

22. Свяжите части суждений:

1. Для религии характерно 1. Понятийное выражение мировоззрения

2. Мифология – это 2. Разделение мира на естественный и

3. Философия – это сверхъестественный

3. выражение мировоззрения в антропоморфных образах

23. В каком разделе философии изучается государство как элемент политической сферы общества?

1. гносеология

2. социальная философия

3. этика

4. эстетика

5. онтология

24. Какой раздел философии изучает нравственные механизмы регуляции общественной жизни?

1. онтология

2. социальная философия

3. эстетика

4. философская антропология

5. этика

6. гносеология

25. Какой раздел философии исследует уровни бытия, законы его развития?

1. гносеология

2. этика

3. эстетика

4. социальная философия

5. онтология

26. Разделение идеализма и материализма имеет основанием представления

1. гносеологические

2. этические

3. антропологические

4. онтологические

27. Какую функцию осуществляет философия, разрабатывая способы познания и преобразования мира:

1. воспитательную

2. идеологическую

3. методологическую

4. гносеологическую

28. Какую функцию реализует философия, обосновывая цели действий людей, направленность их активности:

1. критическую

2. воспитательную

3. методологическую

4. идеологическую

29. Первые идеи диалектики высказал

1. Гераклит

2. Сократ

3. Анаксимен

30. Апории Зенона доказывают

1. изменчивость мира

2. множественность вещей

3. неделимость мира

4. отсутствие движения

31. Поиски материальной первоосновы мира характерны для

1. Милетцев

2. Платона

3. Элеатов

32. Понятие ЛОГОС у Гераклита выражает

1. закономерность изменений

2. логику рассуждений

3. систему взглядов философа

4. одухотворенность мира

33. Милетская школа выразила тенденцию

1. идеалистическую

2. метафизическую

3. агностическую

4. материалистическую

34. В античности вопрос о причине движения тел был вопросом

1. физики как отдельной науки

2. философии

3. религии

4. мифологии

35. Выражение «Все течет, все изменяется» приписывают

1. Сократу

2. Пармениду

3. Демокриту

4. Гераклиту

5. Фалесу

36. Демокрит объяснил мир с помощью

1. огня

2. атомов

3. числа

4. воды

37. Парменид построил доказательства своих положений на основе

1. данных экспериментов

2.логических доказательств

3. исторических исследований

4. ссылок на авторитеты

38. Основная идея Сократа –

1. материальной первоосновы мира

2. существование бога

3. существование объективных общих понятий

39. Основная проблематика философии Сократа относится к изучению

1. познания

2. человека

3. техники

4. природы

40. Вставьте пропущенные слова: Демокрит считал, что все состоит из …. и….

41. Познание по Платону

1. отражение

2. знаковое выражение

3. припоминание

4. развертывание логических посылок

42. Соотнесите суждение-девиз и философа;

1. Сократ 1. Нельзя дважды войти в одну реку.

2. Платон 2. Познай самого себя.

3. Гераклит 3. Каждому – свое

43. Вставьте пропущенные слова: Понятие атома, что значит…., ввел …..

44. Основная задача философии, по Сократу

1. объяснить природу мира

2. оправдать веру в Бога

3. научить человека жить

4. выработать представление о государстве

45. Согласно Платону,

1. идеи – порождение вещей

2. вещи – порождение людей

3. люди – порождение вещей

4. вещи – порождение идей

46. Благодаря допущению атомов и пустоты Демокрит доказал

1. изменчивость мира

2. множественность вещей

3. неделимость бытия

4. неизменность мира

47. В обыденном сознании эпикуреец – это человек

1. аскетичный

2. ответственный

3. серьезный

4. наслаждающийся жизнью

5. страдающий

48. В обыденном сознании киник (циник)

1. следует нравственным нормам

2. пренебрегает нормами

3. стремится к совершенствованию мира

4. нуждается в других

49. Проблема человека в философии была поставлена

1. Зеноном

2. Демокритом

3. Гераклитом

4. Сократом

5. Фалесом

50. Идеальное государство Платона структурируется на основе

1. различия происхождения людей

2. имущественном неравенстве

3. разделения труда

51. Основными понятиями философии Аристотеля являются

1. огонь, логос

2. форма, материя

3. атом, пустота

4. идея, благо

52. На какой классической онтологической системе построена этика эпикуреизма:

1. Платона

2. Гераклита

3. Демокрита

4. Милетцев

53. Субстанцией мира, по Аристотелю, является

1. вода

2. единичная вещь

3. атом

4. мир идей

54. Субстанцией мира, по Платону, является

1. апейрон

2. единичная вещь

3. атом

4. идеи

55. Согласно Зенону, если допустить движение, то

1. мир разрушится

2. получится логическое противоречие

3. это является доказательством существования Бога

4. это является опровержением существования Бога

56. Термин «диалектика» в значении «искусство вести спор» впервые применил

1. Сократ

2. Зенон

3. Платон

57. В идеальном государстве Платона

1. люди ради других людей

2. люди ради государства

3. государство ради людей

58. Блаженный Августин построил христианскую онтологию на философии

1. Демокрита

2. Аристотеля

3. Гераклита

4. Платона

59. Природа для средневекового мышления - это

1. предмет изучения

2. вторичная, неподлинная реальность, не достойная изучения

3. вершина творения

60. Задача средневековой философии

1. разъяснить истины религии народу

2. создать рациональное философское учение на базе христианства

3. объяснить мир природы

4. выработать правила жизни

61. Онтология средневековой философии базируется на

1. антропоцентризме

2. эгоцентризме

3. теоцентризме

4. гелиоцентризме

62. Телеология – это

1. отождествление бога и природы

2. учение о целесообразности мира

3. учение о боге

63. Теология – это

1. учение о человеке

2. философская школа античности

3. средневековая модель мира

4. богословие

64. Основанием различения номинализма и реализма является вопрос

1. о субстанции

2. о способе существования общих понятий

3. о доказательстве Бога

4. понимании человека

65. Фома Аквинский построил христианскую онтологию на философии

1. Аристотеля

2. Платона

3. Демокрита

4. Эпикура

66. Натурфилософия – это

1. экспериментальная философия

2. философское учение о природе

3. учение о человеческой натуре

4. учение о бытии

67. Схоластика строит рассуждения на основе

1. логического анализа текстов

2. наблюдений

3. мнения большинства

4. практики

68. Пантеизм – это

1.теоретическое богословие

2. учение о целесообразности мира

3.отождествление бога и природы

69. Какие пути познания признает теория «двойного пути к истине»

1. вера

2. чувства

3. разум

4. интуиция

5. эмоции

70. Коперник – это

1. родоначальник экспериментального естествознания

2. крупный поэт эпохи Возрождения

3. создатель гелиоцентрической системы мира

71. Теоцентризм строит мир вокруг

1. Солнца

2. Земли

3. Бога

4. человека

72. Гуманизм – это

1. признание человека, его прав и интересов важнейшей ценностью

2. цикл гуманитарного знания

3. доброе отношение к животным

73. В эпоху Возрождения теоцентризм сменился

1. агностицизмом

2. эгоцентризмом

3. натурализмом

4. антропоцентризмом

74. Развитие натурфилософии в эпоху Возрождения стало возможным благодаря идеям

1. теологии

2. пантеизма

3. атеизма

4. антропоцентризма

75. Философия в Сред. века занимала подчиненное положение по отношению к

1. этике

2. психологии

3. науке

4. богословию

5. эстетике

76. Средневековый реализм считает, что подлинной реальностью обладают

1. сознание человека

2. идеи

3. природные явления

4. вещи

77. Схоластический вопрос о количестве ангелов на кончике иглы решается

1. исторически

2. опросом общественного мнения

3. логическим исследованием понятий при анализе текстов

4. экспериментально

78. Механицизм – это

1. теория машин

2. учебная дисциплина

3. способ решения задач

4. сведение всех процессов к механическому движению

79. Введение экспериментального метода как основы естественных наук в эпоху Возрождения основывалось на представлении о

1. отсутствии Бога

2. однородности пространства и времени

3. существовании Бога

4. иерархичности мира

80. Математическая формализация естественнонаучных знаний обосновала, что законы природы носят характер

1. антропоморфный

2. божественный

3. образный

4. безличный

81. Возрождение отстаивало идею

1. двойственной истины

2. истины только в науке

3. истины только в религии

4. двойного пути к истине

82. Идеалом эпохи Возрождения была фигура

1. священника

2. ученого

3. крестьянина

4. феодала

5. художника-творца

83. Кто мог сказать: “Истина – дочь времени, а не авторитета”?

1. Бэкон

2. Декарт

3. Коперник

4. Юм

84. Чьё это высказывание: “ …Ясно, почему арифметика и геометрия гораздо более достоверны, чем все другие науки, а именно - предмет их столь ясен и прост, что они совсем не нуждаются ни в каких предположениях, которые опыт может подвергнуть сомнению, но всецело состоят в последовательном выведении путем рассуждения”?

1. Томас Мор

2. Мартин Лютер

3. Декарт

4. Бэкон

5. Гельвеций

85. Соотнесите суждение и философское течение:

1. Мыслю – следовательно, существую

2. Нет ничего в мыслях, чего не было бы 1. рационализм

в чувствах 2. эмпиризм

3. Существовать–значит быть воспринимаемым

4. Нет ничего в мышлении, чего не было бы в

чувствах, кроме самого мышления

86. Рационалистом был

1. Бэкон

2. Декарт

3. Фалес

87. Деизм – это

1. историческая форма диалектики

2. школа античной философии

3. идея о боге-творце

88. Представление о мире как механизме, приводимом в движение внешним толчком создателя, является базовой идеей

1. деизма

2. гилозоизма

3. метафизики

4. атеизма

89.Основные элементы рационалистического метода:

1. дедукция

2. врожденные идеи

3. индукция

4. чувственные данные

90. Концепция врожденных идей характерна для

1. рационализма

2. идеализма

3. материализма

4. дуализма

5. эмпиризма

91. Эмпиризм и рационализм – это течения в

1. аксиологии

2. психологии

3. гносеологии

4. онтологии

92. Эмпиризм – это

1. признание чувственного опыта источником всякого знания

2. экспериментальное начало науки

3. размышления о первоначалах мира

4. социально-философские идеи

5. лабораторная работа

93. На гносеологическом основании разделяются

1. диалектика и метафизика

2. эмпиризм и рационализм

3. материализм и идеализм

94. Вставьте пропущенные слова:

Рационализм предполагает логический способ выведения нового знания, т.е. …., а это, в свою очередь, требует признания начала рассуждения, т.е. ……

95. Основными элементами эмпирической модели познания являются

1. чувственные данные

2. врожденные идеи

3. индукция

4. дедукция

96. В 17 веке в философии вышла на первый план проблематика

1. онтологии

2. аксиологии

3. социологии

4. гносеологии

97. Признание просвещения и знания как основных факторов развития общества – это

1. материализм

2. социологизм

3. идеализм

98. Отнесите суждение к культурно-исторической эпохе и соотнесите его с целью, сформулированной в философии того времени:

Источник бед – «плохое» общество, сбивающее с пути истинно «хорошего» по природе своей человека [выберите эпоху]

1. Античность

2. Возрождение

3. Средние века

4. Просвещение

Цель [выберите цель]: 1. Смириться

2. Дать человеку образование

3. Сменить правительство

99. Гилозоизм развивал

1. Вольтер

2. Спиноза

3. Аристотель

100. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах», - сказано в Декларации прав человека и гражданина (1789). Это базируется на принципах

1. божественного права

2. воли правителей

3. логики абсолютной идеи

4. естественного права

101. Естественное равенство и самодостаточность людей объясняют формирование общества путем

1. общественного договора

2. деятельности лидеров-пассионариев

3. божественного вмешательства

102. В какую эпоху философ мог следующим образом понимать причины социальных проблем: “…Вследствие незнания своей собственной природы род

человеческий оказался порабощенным и стал жертвой

дурных правительств”?

1. Возрождение

2. Античность

3. Средневековье

4. Просвещение

103. Основная проблема индукции заключается в

1. недостоверности чувственных данных

2. недоступности некоторых свойств природы чувствам

3. отсутствии логики

4. обосновании перехода от частного к всеобщему

104. Расположите этапы метода Бэкона по порядку и соотнесите каждый этап с соответствующей таблицей:

1. проверка 1. таблица отсутствия

2. элиминативная индукция 2. степеней сравнения

3. традиционная индукция 3. таблица присутствия

105. Основная проблема дедукции заключается в

1. нарушении правил логики

2. абстрактности

3. отрыве от чувственных данных

4. обосновании начала рассуждения

106. Суждение «Законы науки, связывающие явления в необходимые связи, по сути, есть лишь психологическая привычка ожидать определенную последовательность ощущений» характерно для

1. эмпиризма

2. рационализма

3. идеализма

4. дуализма

5. деизма

6. материализма

107. Выберите правильные ответы:

Наука 18 века, которая

либо (1) описывает и фиксирует свой предмет,

либо (2) изучает факторы его развития [выберите сначала одно из двух], объясняет [теперь выберите одно из нижеперечисленного]

1. диалектичность

2. метафизичность

3. натурфилософичность материализма 18 века.

108. В ряде работ просветителей утверждается, что человек – эгоист, и соблюдает правила общежития, т.е. делает добро другому, тоже ради самого себя. Как формулируются эти правила?

1. в общественном договоре

2. волей правителя

3. Богом

109. Противопоставление чувств и мышления характерно для

1. деизма

2. материализма

3. рационализма

4. идеализма

5. антропоцентризма

6. эмпиризма

110. Утверждение «Тела движутся вследствие боязни пустоты в природе» истинно, ибо так сказал Аристотель. Какой идол познания, по Бэкону, имеет здесь место?

1. рода 2. пещеры 3. рынка 4. театра

111. Если приписать Бэкону изобретение мясного изделия бекона, то это можно считать примером идолов

1. рода 2. пещеры 3. рынка (площади) 4. театра

112. Какая таблица выражает суть Бэконовской элиминативной индукции

1. присутствия

2. отсутствия

3. степеней сравнения

113. По Декарту, что является субстанцией мира?

1. протяженность

2. мышление

3. чувства

4. вещество

5. апейрон

114. Рационализм в философии – это

1. следование здравому смыслу

2. логичность рассуждения

3. признание мышления основой познания

4. эмоциональная сдержанность

5. способ построения системы

115. Какую философскую позицию выразил Гольбах в следующем высказывании: “Природа существует сама по себе, действует в силу собственной энергии и никогда не подвергнется уничтожению”?

1. субъективный идеализм

2. материализм

3. метафизика

4. диалектика

5. дуализм

116. Дуалистом был 1. Бэкон 2. Декарт 3. Спиноза 4.Беркли 5. Гоббс 6. Дидро

117. Механицизм – это

1. теория Ньютона

2. раздел физики

3. прикладная механика

4. инженерное дело

5. абсолютизация законов механики, сведение к ним всех явлений природы

118. Оцените позицию философов:

1. Бэкон 1.материализм

2. Беркли 2. рационализм

3. Декарт 3. эмпиризм

4. дуализм

5. субъективный идеализм

6.объективный идеализм

119. Основное свойство материальной субстанции, по Декарту:

1. вещественность

2. данность в ощущении

3. протяженность

4. атомарное строение

5. подчиненность законам механики

120. Функция врожденных идей, по Декарту:

1. полученное истинное знание как результат познания

2. промежуточный итог познания

3. начальный пункт дедукции

4. форма познания

5. материал для индуктивного обобщения

121. Роль сомнения в философии Декарта

1. опровержение других философских систем

2. отрицание материального мира

3. отрицание духовной реальности

4. утверждение материальности

5. очищение сознания

6. утверждение духовной субстанции

7. нахождение начала рассуждения

 

122. Как Декарт выводит существование материальной субстанции:

1. из врожденной идеи

2. из опыта

3. как результат дедукции

4. как результат индукции

123. Условия разумного общественного договора, согласно просветителям, состоят в посылках о

1. неравенстве людей

2. равенстве людей

3. естественном эгоизме людей

4. естественном альтруизме людей

5. естественности частной собственности

6. необходимости ликвидации частной собственности

7. политических свободах

8. политических ограничениях

9. верховенстве закона

10. верховенстве воли правителя

124. Идеалом эпохи Просвещения была фигура:

1. священника

2. крестьянина

3. пролетария

4. ученого, философа

5. художника-творца

6. феодала

125. Сопоставьте основные принципы:

1. немецкая классическая философия 1.пассивная роль субъекта духовной

деятельности

2. философия Просвещения 2. активность субъекта духовной

деятельности

3.гносеологическая робинзонада

4.наличие надындивидуальных

параметров духовной деятельности

5.внеисторичность познания

6.развитие духа в истории

126. Немецкая классическая философия в основном посвящена проблемам

1. натурфилософии

2. духовной активности

3. диалектики

4. социальной философии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: