Код | Результат обучения (компетенция) выпускника ООП |
ПК-2 | способность прогнозировать, определять зоны повышенного техногенного риска и зоны повышенного загрязнения |
ПК-5 | способность реализовывать на практике в конкретных условиях известные мероприятия (методы) по защите человека в техносфере |
ПК-8 | способность ориентироваться в полном спектре научных проблем профессиональной области |
ПК-15 | способность осуществлять взаимодействие с государственными службами в области экологической, производственной, пожарной безопасности, защиты в чрезвычайных ситуациях |
ПК-17 | способность к рациональному решению вопросов безопасного размещения и применения технических средств в регионах |
ПК-19 | умение анализировать и оценивать потенциальную опасность объектов экономики для человека и среды обитания |
Планируемые результаты изучения дисциплины, обеспечивающие достижение цели изучения дисциплины «Опасные природные процессы».
В результате изучения дисциплины обучаемые должны:
Знать:
- о характере возможного воздействия стихийных явлений на население, территории, объекты экономики и среду обитания;
- о перспективных отечественных и зарубежных научных исследованиях по прогнозированию и предупреждению возможных природных стихийных явлений;
- о методике прогнозирования с оценкой обстановки, определения основных направлений и мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и системы жизнеобеспечения при воздействии на них природных стихийных явлений;
- комплекс видов неблагоприятных и опасных явлений в разных природных районах и для разных типов объектов в Российской Федерации;
- особенности развития природных стихийных процессов;
- происхождение (генезис), повторяемость, характер течения неблагоприятных и опасных природных явлений, принципы и методы их прогнозирования и предотвращения;
- принципы и методы оценки (прогноза) экономического, социального, экологического ущерба от неблагоприятных и опасных природных явлений;
- концепцию и схему выбора оптимальных мер защиты объектов разного типа (от территориальных комплексов населения и хозяйства до отдельных сооружений) от местного комплекса опасных природных явлений;
- принципы подготовки и выполнения предупредительных, аварийно-спасательных и восстановительных работ применительно к природным ЧС разной тяжести на уровне области, района, города, предприятия;
- требования законодательных и нормативных актов по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными стихийными бедствиями.
Уметь:
- организовать оценку природного риска, выбор оптимального комплекса мер защиты, выполнение аварийно-восстановительных работ при ЧС природного происхождения на уровне от области до предприятия;
- планировать и организовывать эффективную защиту от стихийных бедствий в конкретных условиях, поддерживать связь с местными органами власти, различными учреждениями и средствами массовой информации для проведения организационной и разъяснительной работы по обеспечению защиты от неблагоприятных и опасных природных явлений.
2. М есто дисциплины в структуре ООП
Согласно ФГОС ВПО направления 280700.68 Техносферная безопасность (квалификация (степень) «магистр») дисциплина «Опасные природные процессы» – дисциплина по выбору магистранта общенаучного цикла дисциплин М1.ДВ1.2.
Магистранты изучают опасные природные процессы на пятом году обучения в 9 семестре.
Изучение опирается на знания в области экологии, геоэкологии, инженерной геологии, гидрогеологии, гидрологии и ряда других дисциплин бакалавриата. Результаты изучения дисциплины используются при изучении дисциплин профессионального цикла Б.3, таких как инженерная защита и реабилитация окружающей среды, экспертиза и мониторинг безопасности, процессы и аппараты защиты окружающей среды и др.
Распределение трудоёмкости освоения дисциплины по видам учебной работы и формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Виды учебной работы
Виды учебной работы | Трудоёмкость | ||
ач/нед | ач/сем | ||
Лекции (Л) | - | - | |
Лабораторные занятия (ЛЗ) | - | - | |
Практические занятия, семинары (ПЗ) | |||
в том числе аудиторные занятия в интерактивной форме | |||
Самостоятельная работа студентов (СРС) | |||
в том числе творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСРС) | - | ||
Экзамены (Э) (подготовка, сдача) | - | ||
Общая трудоемкость освоения дисциплины | в академических часах, 72 ач | ||
в зачётных единицах, 2 зет | |||