Правовой режим ресурсопользования и его особенности.




Система и структура природоресурсных отношений. Нормы общего, особенного и единичного действия в природоресурсном праве. Правовые институты Общей и Особенной частей природоресурсного права.

Для того, чтобы являться предметом самостоятельной отрасли права, любая совокупность общественных отношений должна быть системным явлением, иметь в своей основе объективный системообразующий фактор, связывающий воедино многообразные общественные отношения, возникающие в ходе человеческой деятельности. Для отношений, составляющих предмет природоресурсного права, таким фактором является извлечение природного ресурса из окружающей среды, сопровождающееся нарушением многоуровневого взаимодействия ресурса и среды.

Система природоресурсного права впервые была предложена Н. Д. Казанцевым в 1967 г. и предусматривала, в качестве структурных составляющих, следующие основные институты: право собственности на природные ресурсы; государственное управление природными ресурсами; право природопользования, принципы охраны окружающей природной среды; ответственность за нарушения норм природоресурсного законодательства. К особенной части он относил земельное, водное, лесное, недренное (горное), природоохранительное право и право на дикую фауну и ее использование[2]. Конструкция отрасли права, предложенная Н. Д. Казанцевым, весьма спорна. Называя природоресурсное право “комплексной” отраслью[3], он к Общей части относил правовые институты собственности, государственного управления природными ресурсами и ряд других, а в Особенную часть включал правовые образования, рассматриваемые им как самостоятельные отрасли права, такие как горное (недренное), водное, лесное, земельное право.

Природоресурсное право представляет собой систему правовых норм, обычаев и традиций[4], регулирующих отношения, связанные с добычей (извлечением) природных ресурсов. Совокупность таких отношений составляет предмет природоресурсного права. Центральное место среди них занимают ресурсные отношения, включающие в себя отношения по непосредственному извлечению природных ресурсов из среды их естественного пребывания поиску, оценке и разведке природных ресурсов.

Ресурсными отношениями предмет природоресурсного права не исчерпывается и включает в себя также отношения, тесно с ними связанные. Их можно разделить на 5 групп: 1) предшествующие ресурсным; 2) отношения по государственному управлению ресурсопользованием; 3) отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования. 4) отношения собственности на природные ресурсы; 5) отношения, связанные с привлечением субъектов природоресурсного права к ответственности за нарушения природоресурсного законодательства.

Отношения, предшествующие ресурсным, включают отношения по участию субъектов природоресурсного права в конкурсах, аукционах на получение права пользования природными ресурсами, оформлению и выдаче лицензий на ресурсопользование, заключению договоров и соглашений ресурсопользования.

Государственное управление природными ресурсами предполагает отношения по: ведению государственного мониторинга и государственного кадастров природных ресурсов; составлению балансов и схем комплексного использования природных ресурсов; лимитированию ресурсопользования.

Отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования длятся на протяжении всей деятельности, связанной с ресурсопользованием. Их цели: 1) достижение наиболее полного извлечения ресурса, предотвращение ухудшения его качества, загрязнения мест расположения природных ресурсов и снижение потерь ресурса при его добыче; 2) минимизация вредного воздействия природных факторов и технологических процессов извлечения ресурса на здоровье человека. Безопасность ресурсопользования предполагает здоровые и безопасные условия не только для работников добывающих производств, но и для иных лиц, на которых может оказать вредное воздействие ухудшение состояния окружающей среды, вызванное добычей природных ресурсов.

Отношения собственности на природные ресурсы включают в себя отношения федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов РФ, муниципальной и частной собственности на природные ресурсы.

На рубеже XX и XXI веков среди российских юристов нет единодушия в том, что единственными критериями самостоятельности отрасли права являются предмет и метод правового регулирования, хотя их значение не отрицается. С. С. Алексеев полагает, что “каждая реально обособившаяся в правовой системе отрасль права обладает неким специфическим режимом правового регулирования”[5]. Он считает, что правовой режим – это порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования. И. А. Иконицкая, рассматривая земельное право как безусловно самостоятельную отрасль, тем не менее полагает, что “специального метода правового регулирования, присущего только земельному праву, быть не может” и он включает в себя весь спектр правового воздействия на субъектов земельных отношений[6]. Известную роль в обособлении отрасли права может играть механизм правового регулирования - интегральная характеристика возможных форм воздействия на общественные отношения, включающих в себя нормы права, правоотношения, индивидуальные правовые акты. В природоресурсном праве таким исключительным актом, без которого невозможно использование природных ресурсов, является лицензия на ресурсопользование. Сопоставление перечисленных юридических категорий приводит к выводу о том, что метод правового регулирования является формой правового режима, а механизм правового регулирования выступает в качестве содержания правового режима.

Право на использование любого природного ресурса может возникнуть у ресурсопользователя на основании лицензии, лицензии и договора на ресурсопользование, либо в результате заключения соглашения о разделе продукции и лицензии на ресурсопользование. Лицензия на ресурсопользование выдается, а договор (соглашение) заключается с уполномоченным государственным органом в области управления использованием и охраной природных ресурсов либо иным государственным органом, субъектом РФ. Участки недр, находящиеся на территории проживания коренных малочисленных народов, могут предоставляться инвестору только при наличии решения соответствующего представительного органа субъекта РФ и местного органа самоуправления (ст.2 ФЗ РФ “О соглашениях о разделе продукции”). Таким образом, природоресурсное законодательство предусматривает обязательное участие в природоресурсных отношениях государства в лице уполномоченных им органов. Следовательно, одной из особенностей правового режима ресурсопользования является обязательное участие в нем государства и его уполномоченных органов как носителей государственно-властных полномочий.

Другой особенностью правового режима ресурсопользования является государственная собственность на природные ресурсы территории РФ, а также исключительные суверенные права в отношении разведки и добычи ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, обусловленные необходимостью управления ими в целях рационального и безопасного использования в интересах всего гражданского общества.

Совокупность правовых норм, регулирующих определенные общественные отношения, может рассматриваться как самостоятельная отрасль права только в том случае, если она обладает определенной целостностью. Единство отрасли обусловлено наличием системообразующих факторов, к которым относятся предмет, метод, механизм правового регулирования, правовой режим, а также наличие дифференциации правовых норм[7].

· Нормы общего, особенного и единичного действия в природоресурсном праве

В системе природоресурсного права можно выделить группы норм общего, особенного и единичного действия. В основе дифференциации норм природоресурсного права лежит существование в природе интегрального ресурса, отдельных видов природных ресурсов и природных объектов. Наличие норм общего действия обусловлено единством предмета правового регулирования отрасли. Различные природные ресурсы и объекты являются составной частью единой и неделимой природы. Поэтому правовое регулирование, например, недропользования, водопользования, лесопользования и др., имеет в своей основе идентичные правовые принципы и подходы. Естественные свойства некоторых природных ресурсов обусловливают однотипность подходов к правовому регулированию отношений по их добыче. Поэтому законодатель регулирует такие отношения сходным образом.

Учет особенностей указанных отношений приводит к установлению в природоресурсном праве норм, распространяющих свое действие на отношения, связанные с добычей нескольких видов природных ресурсов, или норм особенного действия. Несмотря на общность отношений по добыче различных природных ресурсов, существует специфика правового регулирования отдельных видов ресурсопользования и использования природных объектов, что предполагает существование в системе природоресурсного права норм единичного действия.

В систему природоресурсного права иногда ошибочно включают нормы, регулирующие отношения по охране природных ресурсов, отождествляя их с отношениями по рациональному использованию. Между тем это взаимно исключающие друг друга отношения. Рациональное использование природного ресурса предполагает наиболее полное извлечение его полезных свойств с нанесением наименьшего вреда отраслям хозяйства, базирующимся на том же ресурсе[7]. Извлечение природного ресурса изначально предполагает нанесение вреда окружающей среде, в то время как основная цель охраны природы – недопущение такого вреда.

Наличие норм, регулирующих отношения по использованию любых природных ресурсов (норм общего действия) и норм особенного и единичного действия влечет необходимость выделения в природоресурсном праве Общей и Особенной частей.

Общая часть природоресурсного права не является суммативным объединением общих частей Водного, Лесного кодексов РФ и других нормативных актов природоресурсного права. Нормативные акты, регулирующие отношения ресурсопользования, содержат нормы не только природоресурсного, но и экологического, гражданского, финансового права, которые не включаются в систему природоресурсного права. Многие нормы, составляющие Общую часть указанных кодексов, по своему содержанию должны быть отнесены к Особенной части природоресурсного права.

Общая часть природоресурсного права включает в себя ряд правовых институтов, содержащих нормы общего и особенного действия, которые регулируют отношения, связанные с добычей любых видов природных ресурсов, устанавливают принципы ресурсопользования, правовое положение субъектов и объектов природоресурсных правоотношений.

Институты Общей части природоресурсного права:

 Общие положения природоресурсного права, включая нормы, определяющие предмет, сферу действия, особенности метода правового регулирования, принципы отрасли.

 Право собственности на природные ресурсы в Российской Федерации и исключительные суверенные права Российской Федерации на них.

 Ресурсопользование.

 Объекты и субъекты природоресурсных правоотношений.

 Государственное управление рациональным и безопасным использованием природных ресурсов в Российской Федерации.

 Ответственность за природоресурсные правонарушения и порядок рассмотрения природоресурсных споров.

Отношения, возникающие в связи с добычей отдельных видов природных ресурсов, регулируются нормами, включенными в институты Особенной части природоресурсного права:

 Недропользование.

 Водопользование.

 Лесопользование.

 Пользование объектами животного мира.

 Пользование природными лечебными ресурсами.

Правовой режим ресурсопользования и его особенности.

 

Природопользование включает в себя различные виды пользования природными объектами: ресурсопользование и компенсационное природопользование, заключающееся в воспроизводстве природных ресурсов. В основе приведенного деления лежит цель использования природных ресурсов.

Отношения по воспроизводству природных ресурсов подразделяются на отношения по а) восстановлению и б) возобновлению природных ресурсов и объектов.

В ресурсопользовании выделяются две группы отношений:

1) связанные с изъятием природного ресурса из окружающей среды, нарушением системы существовавших связей ресурса со средой – техногенное ресурсопользование;

2) отношения, в процессе которых используются непотребляемые полезные свойства объекта или самой природной среды – эксплуатационное ресурсопользование. Если первая группа отношений составляет предмет природоресурсного права, то вторая – экологического, земельного и смежных с ними отраслей.

Нормативные акты природоресурсного законодательства устанавливают такие виды эксплуатационного использования природных ресурсов, как а) их эксплуатацию в качестве транспортных коммуникаций и мест прокладки технологических коммуникаций, б) захоронение отходов и создание мест захоронения; в) рекреационное использование; г) создание искусственных инженерных и иных объектов; д) иное, не связанное с изъятием природных ресурсов, использование (научно-исследовательское, культурно - просветительское и др.).

Техногенное ресурсопользование включает в себя следующие виды использования природных ресурсов: 1) восполнение природных ресурсов в ходе поиска, разведки, оценки, изучения, ведения мониторинга и государственного кадастра отдельных видов природных ресурсов и проведения иных разведочных и исследовательских работ. 2) добыча природных ресурсов, включающая в себя извлечение ресурса из природной среды. 3) сопутствующее ресурсопользование - возникает при необходимости извлечения из природного ресурса его дополнительных полезных свойств (вторичных природных ресурсов).

Перечисленные виды природопользования и ресурсопользования могут быть, кроме того, классифицированы по видам природных ресурсов. Основными из них являются недропользование, водопользование, лесопользование, использование объектов животного мира, природных лечебных ресурсов. Самостоятельным видом ресурсопользования является использование неживых (минеральных) ресурсов исключительной экономической зоны РФ.

Русские цивилисты конца XIX века различали полное и неполное право пользования, в зависимости от объема правомочий пользователя[34]. В основу деления права пользования (и права ресурсопользования) на полное и неполное можно положить объем правомочий пользователя по сравнению с правомочиями собственника природного ресурса как ресурсопользователя. Право на использование природного ресурса уполномоченным лицом в том же объеме, который принадлежит и его собственнику, следует рассматривать как полное право ресурсопользования. В отличие от этого право ограниченного ресурсопользования будет принадлежать ресурсопользователю в том случае, если он по условия лицензии (договора) обладает лишь одним или несколькими, но не всеми правомочиями, которые принадлежат собственнику ресурса. Представляется, что для природоресурсного права такая классификация ресурсопользования может иметь определенное значение, поскольку ресурсопользователи, в соответствии с поресурсным законодательством, действительно, могут обладать правом либо полного, либо ограниченного использования природных ресурсов.

Возможна классификация ресурсопользования по субъектам. Субъектами ресурсопользования могут быть государство (в лице уполномоченных им органов), юридические лица, физические лица – граждане РФ и иностранные граждане, а также объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица и действующие на основании договора о совместной деятельности.

Специфический правовой режим установлен для традиционного ресурсопользования, под которым следует понимать исторически сложившиеся способы использования природных ресурсов исконной среды обитания коренных малочисленных народов, обеспечивающие неистощительное природопользование. К природным ресурсам традиционного ресурсопользования относятся общераспространенные полезные ископаемые, объекты животного и растительного мира, поверхностные водоемы.

Практически невозможно использовать один природный ресурс без оказания прямого или опосредованного воздействия на другой (другие) природные ресурсы. Это обусловливает необходимость комплексного использования природных ресурсов. Комплексное ресурсопользование предполагает рациональное использование не только одного (основного) природного ресурса, но и иных, непосредственно связанных с ним ресурсов. Возможность заключения договоров на комплексное природопользование предусмотрена экологическим законодательством РФ. Тем самым, законодатель побуждает ресурсопользователя к рациональному использованию природных ресурсов, т.е. к их наиболее полному извлечению и минимизации потерь (например, добыча не только нефти, но и сопутствующего природного газа).

В основе деления природных ресурсов на возобновимые и невозобновимые лежит способность природы по поддержанию их в первоначальном количественном и качественном составе. Природные ресурсы могут восстанавливаться как при содействии человека (лесовосстановление, рыборазведение и др.), так и в ходе естественного кругооборота веществ в природе. Критерием отнесения ресурсов к невозобновимым является невозможность их восстановления за время, соизмеримое со временем хозяйственной деятельности человека (например, минеральные ресурсы).

Одним из способов, позволяющих замедлить темпы изъятия природного ресурса или совсем прекратить его добычу, является их возмещение, т.е. замена одного используемого в экономике ресурса другим. В первую очередь это относится к топливно-энергетическим ресурсам (замена угля, газа, используемых на тепловых электростанциях, на уран для атомных электростанций, использование других альтернативных источников энергии).

Возможность замены одного ресурса другим лежит в основе их деления на восполнимые и невосполнимые природные ресурсы, а также на заменимые и незаменимые природные ресурсы. Такие природные ресурсы, как воздух, вода, виды животных не могут быть заменены никакими другими.

Правовое регулирование использования природных ресурсов основывается не только на общеправовых принципах, но и на основополагающих правовых идеях, закрепленных в природоресурсном законодательстве – принципах природоресурсного права. Их можно разделить на две группы: относящиеся к а) природным ресурсам и б) ресурсопользованию.

Статус природных ресурсов основывается на следующих принципах:

ü государственная собственность на природные ресурсы. Недра, воды, лесной фонд, животный мир, природные лечебные ресурсы, минеральные ресурсы исключительной экономической зоны являются государственной собственностью;

ü исключение природных ресурсов из гражданско-правового оборота является следствием государственной собственности на природные ресурсы, которые могут передаваться лишь во владение и пользование;

ü ограниченность природных ресурсов предполагает, что в природе не существует неисчерпаемых (неистощимых) природных ресурсов. Принцип конечности природных ресурсов вытекает из пространственной ограниченности планеты (часть не может быть больше целого);

ü падение природоресурсного потенциала – увеличение энергетических и трудовых затрат на добычу природных ресурсов в пределах существующих на определенном временном этапе технологий – требует установления экономических и иных льгот ресурсопользователям, осуществляющим использование природных ресурсов в труднодоступных местностях и истощенных природных ресурсов;

ü государственный учет природных ресурсов. Уполномоченные государственные органы проводят работы по мониторингу природных ресурсов, их учету и ведению кадастров, составляют программы использования, защиты и восстановления природных ресурсов и организуют их исполнение;

ü сохранение видового разнообразия природных ресурсов направлено на недопущение исчезновения отдельных их видов в результате ресурсопользования, приводящего к истощению природных ресурсов.

Принципы ресурсопользования:

ü рациональность ресурсопользования предполагает наиболее полное извлечение полезных свойств основного и вторичных (сопутствующих) природных ресурсов, предотвращение ухудшения качества ресурса, загрязнения площадей (объемов) расположения природных ресурсов, а также снижение потерь ресурса при его добыче;

ü устойчивость ресурсопользования обеспечивает удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни ныне живущих и будущих поколений;

ü безопасность ресурсопользования достигается выбором технологий добычи природных ресурсов, минимизирующих вредное воздействие как природных факторов, возникающих в процессе вмешательства человека в природную среду, так и самих технологических процессов использования ресурсов на здоровье человека;

ü целевое использование природных ресурсов выражается в предоставлении ресурсопользователю права на использование ресурса в строгом соответствии с его назначением и условиями лицензии. Использование природного ресурса не по целевому назначению является безусловным основанием для принудительного прекращения права ресурсопользования;

ü платность ресурсопользования обусловлена необходимостью возмещения государству понесенных им затрат на поиск, оценку, разведку, охрану, восстановление природных ресурсов и компенсации вредного воздействия ресурсопользования на окружающую среду. Платными являются все виды использования природных ресурсов, за исключением общего природопользования и случаев, прямо указанных в законе;

ü срочность ресурсопользования заключается в предоставлении права пользования природными ресурсами на строго определенный срок. Длительность использования отдельных видов природных ресурсов не может превышать предельных сроков, указанных в природоресурсном законодательстве;

ü комплексность (интегральность) ресурсопользования является следствием всеобщих взаимосвязей различных природных ресурсов и предполагает необходимость учета негативного воздействия на природные ресурсы, связанные с добываемым ресурсом;

ü учет интересов народов, проживающих на территориях ресурсопользования. Недропользование на территориях проживания коренных малочисленных народов допускается с разрешения субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр, принятого с учетом интересов коренных малочисленных народов, а также соответствующего органа местного самоуправления. Добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется под контролем малочисленных народов. Законодательство о животном мире устанавливает право на приоритетное пользование животным миром и право на применение традиционных методов добывания объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности коренными малочисленными народами.

В целях обеспечения устойчивости ресурсопользования необходимо введение государственных ограничений на объемы извлечения природных ресурсов. Такое ограничение осуществляется путем нормирования (лимитирования) изъятия природного ресурса, осуществляемого в отношении всех видов природных ресурсов (минеральных, лесов, вод, объектов животного мира и др.) на основе научно обоснованных критериев.

Лимиты (нормы) изъятия природных ресурсов устанавливают такие объемы их извлечения, которые предполагают возможность восстановления природных ресурсов либо разумную постепенность их использования.

Нормативы использования природных ресурсов, в зависимости от их значимости (имеющих федеральное и межрегиональное значение), устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ, его органами, специально уполномоченными государственными органами по управлению использованием и охраной природных ресурсов.

Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов. В соответствии с нормативами ресурсопользователям выдается разрешение на использование (изъятие) природных ресурсов

За некоторыми исключениями, указанными в природоресурсном законодательстве, ресурсопользование осуществляется на платной основе. Плата за ресурсопользование включает в себя следующие составляющие.

1) Рента (плата за использование природных ресурсов) – доход, который получает собственник природного ресурса, сдавая его в аренду или эксплуатируя самостоятельно. Величина дохода определяется, в первую очередь, природными свойствами ресурса[35]. Для отдельных видов природных ресурсов рента имеет различное название. В горном законодательстве это платежи за пользование недрами, в лесном законодательстве – лесные подати за краткосрочное пользование участками лесного фонда и арендная плата – при их аренде, водный налог – в водном законодательстве.

2) Отчисления на воспроизводство, восстановление и охрану природных ресурсов. Водный кодекс РФ предусматривает отчисления на восстановление и охрану водных объектов, ФЗ РФ «О недрах» – отчисления на воспроизводство минерально – сырьевой базы.

3) Штрафы за сверхлимитное (сверхнормативное) использование природных ресурсов.

4) Иные платежи, связанные с ресурсопользованием, отражают специфику реализации принципа платности ресурсопользования в отношении отдельных природных ресурсов. Так, горное законодательство предусматривает в качестве платежей сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, акцизы, плату за землю или акваторию и участок дна территориального моря, плату за геологическую информацию о недрах, Водный кодекс РФ - сбор за выдачу лицензий на водопользование.

Плата за ресурсопользование распределяется между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ, на территории которых осуществляется использование природных ресурсов. В случаях, установленных законодательством РФ и субъектов РФ, размер платы за ресурсопользование может снижаться, ресурсопользователи могут быть освобождены от платы за использование ресурсов. Освобождение от платы за ресурсопользование и установление льгот производится с учетом правового положения субъекта ресурсопользования, а также с учетом местонахождения ресурса, его особенностей и иных факторов[36].

Право собственности на природные ресурсы, рассматриваемое как правовой институт и как совокупность правомочий собственника, занимает ключевое место в природоресурсном праве. Отношения собственности на природные ресурсы включаются в предмет природоресурсного права в той мере, в какой они не урегулированы гражданским правом. Статья 129 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о природных ресурсах. Совокупность правых норм природоресурсного права, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы, образует право собственности на природные ресурсы в объективном смысле. Право собственности на природные ресурсы в субъективном смысле – совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению недрами, водами, лесами, объектами животного мира и другими природными ресурсами[37].

Формы права собственности на природные ресурсы закреплены в ст.9 Конституции РФ, установившей, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Несмотря на то, что среди всех форм собственности на природные ресурсы первой указана частная, большинство природных ресурсов находится в государственной собственности: федеральной собственности или собственности субъектов РФ. Отдельные природные ресурсы могут находиться в собственности муниципальных образований, юридических и физических лиц.

Государственная форма собственности установлена природоресурсным законодательством на недра, водные объекты (за исключением обособленных), лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, животный мир, природные лечебные ресурсы. Необходимость установления государственной собственности на природные ресурсы определяется тем, что природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов России. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной собственности, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, в том числе, вопросы передачи природных ресурсов в собственность субъектов РФ. Целесообразность разграничения права собственности на природные ресурсы на собственность Российской Федерации и ее субъектов отмечалась в Указе Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16.12.93г.[38]

Отнесение тех или иных ресурсов к собственности субъектов Федерации должно определяться федеральным законом[39]. Между тем, в настоящее время только Водный кодекс РФ указывает, какие водные объекты находятся в федеральной собственности, а какие – в собственности субъектов РФ. Право собственности субъектов РФ на недра, леса, объекты животного мира, природные лечебные ресурсы пока не определено.

Исключительно в федеральной собственности находятся: месторождения полезных ископаемых федерального значения; лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны; водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ, а также необходимые для обеспечения государственных нужд; внутренние морские воды и территориальное море РФ, ряд других особо охраняемых водных объектов. Федеральные законы РФ «О континентальном шельфе», «Об исключительной экономической зоне РФ», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», определяют особенности правового режима перечисленных объектов. В них указывается, что в отношении территориального моря, дна территориального моря и его недр; промысла живых и неживых ресурсов, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны; разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов Российская Федерация осуществляет суверенные права. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку или не разрабатывает минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия РФ.

В государственной собственности субъектов Российской Федерации находятся водные объекты, акватории и бассейны которых полностью находятся на территории субъекта. На основании федерального закона в собственность субъектов РФ могут передаваться части лесного фонда. Природные лечебные ресурсы могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов Федерации.

Частная и муниципальная формы собственности на природные ресурсы в настоящее время не находят широкого закрепления в природоресурсном законодательстве. В муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц могут находиться лишь обособленные водные объекты, древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, принадлежащем лицу на праве собственности. В собственности органов местного самоуправления могут находиться леса. Для этого необходимо, чтобы участок леса предварительно был передан в собственность субъекта РФ. Муниципальная и частная формы собственности на ресурсы животного мира, недра, природные лечебные ресурсы природоресурсным законодательством не предусмотрены.

Следует различать оборот природных ресурсов и оборот прав на природные ресурсы. Конкретный природный ресурс обладает свойствами индивидуально-определенной вещи, право пользования ресурсом является имущественным правом. Природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, исключены из гражданского оборота. Оборот прав на них (например, уступка права ресурсопользования) осуществляется в пределах, установленных природоресурсным законодательством.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: