Источники природоресурсного права.




Известное в юридической науке положение о том, что законодательство является формой проявления права, позволяет рассматривать форму отрасли права в двух аспектах.

Внутренняя форма природоресурсного права отражает его строение как объективно обусловленную предметом отрасли систему правовых норм и институтов.

Внешняя форма позволяет отрасли права проявиться вовне и выражается через систему природоресурсного законодательства, состоящую из нормативных правовых актов, статей и других структурных элементов[25]. Рассматривая внешнюю форму права, обычного говорят об источниках права, под которыми понимаются исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения[26]. Источники права можно рассматривать как материальную и формальную юридические категории. Источником права в материальном смысле является суждение российского народа о способах и методах правового регулирования тех или иных общественных отношений.

В качестве формальных источников природоресурсного права выступают нормативные правовые акты, которые содержат нормы, регулирующие отношения ресурсопользования. Система природоресурсного законодательства состоит из общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации, Конституции РФ, нормативных многосторонних и двусторонних договоров, заключаемых между Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ, подзаконных нормативных актов, включающих в себя нормативные Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты и нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Система законодательства должна отражать особенности предмета, метода, механизма правового регулирования общественных отношений. Следовательно, система природоресурсного законодательства должна отражать то особенное в природоресурсном праве, что выделяет его среди других отраслей российского права.

Рассматривая природные ресурсы как основу жизнедеятельности народов, законодатель логично относит вопросы владения, пользования и распоряжения к совместной компетенции Российской Федерации и тех субъектов РФ, на территории которых находится соответствующий ресурс. Для коренных малочисленных народов РФ природные ресурсы важны в гораздо большей степени, чем для иных народностей, поэтому в систему природоресурсного законодательства включаются нормы, обеспечивающие особые права малочисленных народов при осуществлении ресурсопользования.

Отдельные природные объекты, содержащие природный ресурс, являются столь специфичными, что объект соглашения по поводу его разведки и добычи определяется федеральным законом. Соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе или в пределах исключительной экономической зоны РФ должны быть утверждены федеральным законом (ст.6 ФЗ РФ «О соглашениях о разделе продукции»). Никакие другие отрасли российского права подобных нормативных правовых актов в своей системе не имеют.

В соответствии со ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы России. Мировым сообществом приняты ряд правовых актов, регулирующих право ресурсопользования в интересах всех государств Земли. Конвенция ООН по морскому праву 1982г. устанавливает правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и его недр; исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а также определяет права, в том числе суверенные, прибрежного государства и иных государств в области использования живых и неживых природных ресурсов. Конвенция о биологическом разнообразии 1992г. определяет права и обязанности подписавших ее государств в области рационального и устойчивого использования биологических ресурсов, в том числе традиционными способами.

Важное значение для правового регулирования ресурсопользования имеет Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992г., в которой разработаны 27 принципов устойчивого развития государств и всего мирового сообщества в целом. Соглашение об осуществлении положения конвенции ООН по морскому праву 1982г. определяет принципы промысла рыбных запасов, права и обязанности государств по их использованию и восстановлению. К источникам международного права в сфере ресурсопользования следует отнести ряд двусторонних и многосторонних договоров, заключенных РФ со странами дальнего и ближнего зарубежья.

Конституция РФ устанавливает основы правового регулирования ресурсопользования. Статья 9 Конституции РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Исключительное важное значение имеет ст.72 Конституции РФ, определяющая сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с ней к совместному ведению РФ и субъектов Федерации отнесено разграничение собственности (в том числе и на природные ресурсы), вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, водными и другими природными ресурсами, а также водное, лесное законодательство, законодательство о недрах.

К источникам природоресурсного законодательства относятся Федеративные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемые между Российской Федерацией, с одной стороны, и органами государственной власти: 1) суверенных республик в составе РФ; 2) краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ; 3) автономной области, автономных округов в составе РФ. Кроме перечисленных многосторонних договоров, источниками природоресурсного права являются договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемые между Российской Федерацией и органами государственной власти отдельных субъектов РФ.

Федеральные законы в сфере ресурсопользования, как правило, регулируют отношения по использованию того или иного вида ресурсов (недр, вод, лесов и др.). Основным законом, регулирующим отношения недропользования, является Федеральный закон «О недрах». Особенности поиска, разведки и добычи минерального сырья, проводимых на основе соглашений о разделе продукции, устанавливаются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Участки недр, обладающие указанными в законе особенностями, могут быть предоставлены в пользование инвестору только на основании федеральных законов под общим названием «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции». Законодательство о недропользовании, кроме законов, регулирующих отношения по использованию недр в целом, содержит и законы, посвященные порядку и условиям использования отдельных видов полезных ископаемых. Федеральный закон РФ «О животном мире» регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира. Федеральный закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» регулирует отношения в сфере изучения, использования природных лечебных ресурсов.

Система природоресурсного законодательства включает в себя Водный кодекс РФ, регулирующий отношения по использованию и охране водных объектов, Лесной кодекс РФ, опосредующий отношения по рациональному и неистощительному использованию лесов.

Некоторые федеральные законы устанавливают правовой режим использования нескольких видов природных ресурсов. Так, отношения по разведке, добыче живых и минеральных природных ресурсов, находящихся вне пределов сухопутной территории РФ, регулируются Федеральными законами «О континентальном шельфе РФ», «Об исключительной экономической зоне РФ», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ». Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» определяет особенности использования некоторых природных ресурсов (объектов животного мира, общераспространенных полезных ископаемых, некоторых водных объектов и др.) коренными малочисленными народами Сибири, Дальнего Востока и Севера РФ.

Использование природных ресурсов осуществляется на основе принципов платности и государственного управления ресурсопользованием. Порядок реализации указанных принципов устанавливается федеральными законами.

Регулирование отношений ресурсопользования осуществляют не только федеральные законы, но и законы субъектов Российской Федерации. Необходимость принятия законов на региональном уровне возникает в двух случаях: 1) Если федеральное законодательство прямо указывает на то, что порядок использования ресурса устанавливается законодательными (представительными) органами субъекта РФ, и 2) При наличии пробела в федеральном природоресурсном законодательстве.

Нормы природоресурсного права содержатся и в нормативных актах других отраслей законодательства - Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, других федеральных законах.

Подзаконные нормативные акты составляют значительную часть нормативных правовых актов, регулирующих отношения ресурсопользования. Высшей юридической силой среди них являются Указы Президента РФ. Основополагающее значение для рационализации ресурсопользования и обеспечения его безопасности имеют Указы Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» ставит задачу разграничения государственной собственности на природные ресурсы между Российской Федерацией и ее субъектами и определяет, какие природные ресурсы могут быть отнесены к федеральной государственной собственности.

Постановления Правительства РФ принимаются по вопросам, отнесенным к его компетенции, обычно в целях определения способов и порядка реализации прав и обязанностей ресурсопользователей, устанавливаемых федеральными законами и указами Президента РФ. Чаще всего такие нормативные акты регулируют отношения, возникающие в связи с использованием отдельных видов природных ресурсов.

Нормативные правовые акты издают и специально уполномоченные государственные органы по управлению использованием и охраной природных ресурсов, а также государственные органы, устанавливающие порядок внесения платы за пользование природными ресурсами (Министерство финансов РФ, Государственная налоговая служба РФ и др.).

Органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты в области ресурсопользования в тех случаях, когда это прямо установлено федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ, либо соответствующие полномочия переданы органу местного самоуправления органом исполнительной власти субъекта РФ.

Обычаи и традиции являются источниками природоресурсного права в силу указаний федеральных законов. Так, Гражданский кодекс РФ предусматривает в качестве источника обычай делового оборота, ФЗ РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» устанавливает правило, в соответствии с которым суд, рассматривая дело с участием, в качестве сторон, представителей малочисленных народов, вправе учитывать при вынесении решения сложившиеся обычаи и традиции этих народов.

Руководящие разъяснения Пленумов Высшего Арбитражного суда РФ и Верховного Суда РФ источниками права не являются. Их целью является разъяснение вопросов, возникающих в ходе правоприменительной деятельности судов с целью единообразного применения ими норм материального и процессуального права. Высший Арбитражный Суд, кроме этого, в ряде случаев после принятия федерального закона выносит постановления, разъясняющие судам содержание тех или иных его норм.

Постановления Конституционного суда РФ также не являются источниками природоресурсного права, поскольку он вправе признать норму права не соответствующей Конституции РФ, но создать (принять) норму права Конституционный суд не вправе. Отменяя норму, суд в то же время указывает, какие правовые нормы, принятые в установленном порядке, должны применяться взамен отмененной. Конституционный суд своим постановлением не определяет прав и обязанностей участников общественных отношений, а лишь указывает на невозможность применения неконституционного нормативного акта или нормы. К общественным отношениям, регулировавшимся неконституционной нормой, должна быть применена иная действующая норма права.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что источники природоресурсного права – это нормативные правовые акты и нормативные договоры системы российского права и международного права, а также обычаи и традиции, которые содержат нормы, регулирующие отношения в сфере ресурсопользования.

 

 

б) Приведите определения обособленного водного объекта, животного мира и его объектов.

обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами;

животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное);


Задача 3. Нефтеперерабатывающий завод сливал свои отходы в принадлежащие ему очистные сооружения. После очистки вода нормативного качества сбрасывалась в протекающую рядом реку. Расположенный неподалеку фармацевтический комбинат, без заключения договора с нефтеперерабатывающим заводом, начал закачивать в его очистные сооружения свои отходы. В результате в реку стала поступать вода в больших объемах и с повышенным содержанием вредных веществ.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования предъя­вила к Нефтеперерабатывающему заводу иск в арбитражный суд с требованиями возмещении ущерба, причиненного водному объекту сбросом воды ненормативного качества в объемах, превышающих установленные лицензией на пользование водным объектом.

Нефтеперерабатывающий завод иск не признал, ссылаясь на то, что действовал в полном соответствии с лицензией на пользование водным объектом и договором водопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования настаивала на удовлетворении иска и указывала, что сброс воды производился из принадлежащих ответчику очистных сооружений.

а) Проведите разграничение возникших природоресурсных и гражданско-правовых отношений.

б) Каким образом должен быть разрешен возникший спор?

 

 

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.

1105 ГК

2. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Статья 1107. Возмещение потерпевшему неполученных доходов

Лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.


11) водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений;


Пунктом 2 ст. 3 Водного Кодекса РФ предусмотрено, что к основным принципам водного законодательства относится принцип охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Частью 4 ст. 35 ВК РФ предусмотрено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В силу ч. 2 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

 

В соответствии со ст. 68 ВК РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Согласно ч. 1, 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

 

1) фармацевтичсекий комбинат поступил неправомерно, т к они должны были вероятнее всего заключить договор аренды с Нефтепереробатывающим заводом, согласно статье 606 ГК, (то есть при разграничении вопрос пользования чужим имуществом мы относим в данном случае к гражданско – правовым отношеням)

2) так же у фармацвтичсекого комбината не был заключен договор пользования водным объектом (отчистными сооружениями), следовательно они опять же неправомерно поступили,

[Статья 54. ВОДНОГО кодекса]

Договор пользования водным объектом

Договором пользования водным объектом признается соглашение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части.

+ При разграничении это у нас уже получается природоресурсные правоотношения затрагиваются.


Далее, я так понимаю, федеральная служба по надзору в сфере природопользования предъявила иск нефтепереробатывающему заводу на основании Водного кодекса

спор должен быть разрешен путем подачи иска нефтепереробатывающим заводом фармацевтеческому комбинату за неправомерное пользование чужим водным объектом без заключения договора аренды.

 

РЕШЕНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: