Эволюция сословно-представительной монархии в Московском государстве в ХIV-ХVП веках.




 

Компромиссный характер московской государственности эпохи ИванаIII и ВасилияIII привел к ожесточенному противостоянию второй половины ХVI - начала ХVII веков. Период регентстваЕ.Глинской и последующего боярского правления, усилил децентрализацию, противоборство боярских группировок, обозначил важность проблемы поиска новой формы государства, открыл перед Россией различные варианты дальнейшей централизации. Централизация поставила вопрос о формах власти и о степени участия ведущих социальных сил в управлении страной. Политическая элита ХVI в. выступала за различные формы монархии. Боярская группировка Шуйских (старая знать, князья, бояре, часть дворян, приближенных власти) выступала за усиление позиций феодальной аристократии сословно – представительную монархию. В определенной степени это были сторонники западного варианта развития.

Глинские, Бельскиеотстаивали абсолютную монархию, ограничение феодальной аристократии, равное бесправие всех членов общества перед монархом. Эту линию с малолетства усвоил И.Грозный.

Противоречивость выбора форм правления отразил идеолог этого времени И. Пересветов. В одной работе «Сказание о МагметеСалтане» он предлагал взять за образец абсолютную монархию Турции восточного типа. Его «Большая челобитная» предлагала строить светское национальное государство западного образца.

Выбор ИваномIV форм централизации прослеживается в его политике: 1 этап – 1547-1564 – медленные структурные реформы; 2 этап 1564-1572 – контрреформы – форсированная централизация насильственными методами.

В первый период И.Грозный вынужден делиться властью с феодальной аристократией. Поэтому поддерживал «Избранную раду» (А.Адашева, Сильвестра, А.М. Курбского, архиепископа Макария), которая стала на длительный и сложный путь создания государственного аппарата. «Избранная рада» провела целую серию реформ. Она вступила на путь централизации посредством медленных структурных реформ. Это отвечало темпам социально – экономического развития России.

Предпосылкой централизации стало принятие ИваномIV нового для Руси титула царя. Венчание на царство несло сакральное начало, закрепляло превращение князей и бояр в подданных, холопов.

Органы центрального управления подверглись унификации. Земские соборы создавались для ограничения прерогатив Боярской думы, феодальной аристократии мнением общества и утверждения единоличной власти монарха. Это был орган общинно – коллективистской демократии. Он никогда не стремился к власти и стал собором – советом. Земский Собор состоял из двух палат. В первую входили царь, Боярская дума, Освященный собор, во вторую — предста­вители дворянства, верхи посада. Однако во вторую палату вы­боры проводились не всегда.Соборы разрешали наиболее важные государственные во­просы: избрания на царство, ведения войны, поиск новых де­нежных источников для проведения государственно-важных ме­роприятий. Часто монархи вынуждены были искать поддержки у Земских Соборов в своем противостоянии с Боярской думой.

Появились единые специализированные органы - приказы. Ликвидировались кормления. Создавалось земское управление.Отменялось местничество. Правовые нормы «Судебника» 1550г. ставили акцент на статусе органов центрального и местного управления, усилении централизации.

Военные реформы укрепили дворянскую конницу, заложили основы постоянного (стрелецкого) войска, вводили единообразные уставы.

Созданы унифицированный пантеон святых, единые обряды, правила иконописи, религиозные этические нормы.

В первый период вокруг царя сложилась избранная Рада – коллектив его советников. Она подготовила и провела целый ряд реформ:

1. Реформы управления:

а) введены Земские Соборы – сословно-представительные органы совещательного характера. Они не ограничивали власть царя, но служили ему для совета и опоры в выработке политики;

Термин "собор" как и его идея - церковного происхождения и означает коллективное обсуждение в духе единомыслия. Аналог западноевропейских учреждений - парламента, генеральных штатов, кортесов. Решения оформлялись принятием специального соборного документа - "приговора"

б) принят новый Судебник (1550), который подтверждал Юрьев день, но значительно увеличивал пожилое;

в) отмена местничества (право занимать гос. посты по принципу знатности)

г) создавалась исполнительная вертикаль власти – приказы всего - 20 (посольский, поместный, разбойный, челобитный);

д) губная реформа, согласно которой органы местного управления выбирались населением губы из дворян(губное и земское управление во главе с воеводой).

II. Военные реформы

а) создание дворянского ополчения. «Избранная тысяча» дворян была испомещена под Москвой:

б) организация стрелецкого войска, вооруженного огнестрельным оружием. Стрельцы были ниже рангом дворян, их служба не была наследственной. Они получали дачи и денежное жалование;

в) принятие первого военного устава;

г) введение новых налогов на содержание войска.

1. Церковная реформа ( Стоглавый собор 1551 г.)

а) оформлен пантеон (перечень) русских православных святых;

б) установлено единообразие в церковных обрядах, правилах иконописания;

в) осуждены пороки в поведении священников, выработан, моральный кодекс их поведения.

Таким образом, реформы Ивана IV 50-х гг. усилили центральную гос. власть и ее социальную опору – служилое дворянство.

Укрепление России в результате реформ, создание армии позволило Ивану IV проводить активную внешнюю политику

Таким образом, в этот период И.Грозный вынужден был осуществлять в России идеи европейского абсолютизма. Сословно-представительная монархия повысила централизацию, эффективность управления и знаменовала собой оформление государственного аппарата, который до этого времени носил черты великокняжеского управления. Внешнеполитические успехи России в 50-е г.г. стали результатом проведенных реформ.

В 60 – 70-е г.г. происходит переломв политике централизации. Усталость общества от непрерывных войн, военные поражения, объективная потребность в дальнейшей централизации, психические изменения в личности царя, его разногласия с «Избранной Радой» приводят к смене курса. Иван IV предпочел ускоренный вариант централизации. Опричнина (1564 – 1572) как предпринималась без достаточных экономических и социальных предпосылок, поэтому вылилась в террор. Она создала не четко работающий госаппарат, а аппарат репрессий. Царь подбирал себе подручных по принципу личной преданности. Опричники превратились в стоящий над законом своеобразный рыцарский орден, члены которого подчинялись только царю. Властолюбивый царь не смог терпеть умных, властных советников. «Избранная рада» в 1560 г. была разогнана.

Опричное войско (1- 6 тыс.) обратило террор против аристократии, горожан. Главный удар пришелся по Новгороду с его частнособственническими традициями, влиятельной оппозицией, сепаратизмом, развитым гражданским обществом. «Пожар лютости» погубил 10 – 15 тыс. горожан, сторонников западной модели государственности.

Было ликвидировано последнее удельное княжество двоюродного брата ИванаIV князя Владимира Андреевича. В нем царь видел претендента на престол. Низложение митрополита Филиппа – шаг по пути лишения церкви автокефалии, превращения ее в часть госаппарата. В стране нагнетался всеобщий страх перед царем. Его вызывала обстановка беззакония, непредсказуемость террора. Тирания направлялась против общественного сознания, мышления.

Итоги опричнины:

1. Становление деспотической, жестко централизованной системы власти, гипертрофированной государственности;

2. Централизация страны;

3. Утверждение государственного феодализма;

4. Ликвидация собственников как опоры гражданского общества;

5. Бюрократия становится главной опорой власти;

6. Складывание крайних форм крепостничества типа рабства;

7. Ослабление духовного и интеллектуального потенциала страны, утверждение рабской психологии.

Уголовное право претерпело существенные изменения, отражая обострение противоречий феодального общества и усиление классовой борьбы.

Под преступлением ("лихим делом") понимались действия, угрожавшие государству или господствующему классу в целом и поэтому запрещались законом.

Субъектом преступления были все лица, включая холопов. Холопрассматривалсяуже как человек. Субъектом преступления и наказания могли быть и неодушевленные предметы.

Система преступлений

I. Государственные преступления (крамола и подым): крамола - измена родине, заговор. Подым - призыв к восстанию). Мерой наказания за государственные преступления устаналивалась смертная казнь). К ним же примыкают преступления против порядка управления.

Новелла - преступление против суда и в связи с этим вводилась ответственность должностных лиц. Судья, виновный в разборе дела «не по суду», обязан был отменить неправильное решения суда возместить сторонам понесенные им расходы. Гарантируя судам отмену неправосудного решения, закон под­нимал авторитет суда и тем самым боролся за укрепление государ­ственной власти.

Новеллой Судебника 1550 г. является подписка- подлог судебных актов.

Судебник различает татьбу (воровство), подтвержденное непосредственно уликой (поличным) и установленное оговором «добрых людей», а также кражу простую (совершаемую впервые) и повтор­ную. Судебник 1550 г. предпринимает попытку разграничить грабеж и разбой, татьбу и мошенничество. Отягчающим признаком преступ­ного деяния становится рецидив, который выражался в том, что если первая татьба наказывалась торговой казнью, то за совершение повторной кражи предусматривалась смертная казнь. К ис­треблению или повреждению чужого имущества Судебник относит поджог двора или имущества, повреждение межевых знаков и др.

II. Должностные преступления и преступления против порядка управления и суда: (взятка, казнокрадство, фальшивомонетничество, вынесение заведомо несправедливого решения, нарушение установленного порядка судопроизводства, дача ложных показаний;

Судьям запрещалось брать взятки и решать дела, исходя из своих выгод. Пред­ставителям суда также запрещалось брать взятки как в свою пользу, так и в пользу судей.

III. Имущественные преступления (разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества). Разбой в XV в. - открытое нападение, обычно шайкой, Точного понятия разбоя не дается. Часто под разбоем подразумевали хищение сопровождавшееся насилием и убийством.

Церковная татьба (покушение на церковное имущество) относилась к квалифицированным кражам и считалась одним «более опасных преступлений. К квалифицированным видам относились также головная татьба (понимали кражу холопов, воровство, сопровождавшиеся убийством), повторная кража,

IV. Преступления против личности (убийство (душегубство), оскорбление действием и словом, ябедничество). Выделяются квалифицированное и простое убийство. Простое убийство влекло за собой обязанность уплатить продажу. Если совершивший убийство был ведомымлихим человеком», то он, подлежал смертной казни. Существовал и такой состав, как «ябедничество», то есть заведомо ложный донос, клевета.

Изменяются цели, система наказаний.

Раньше штрафы (вира, продажа) составляли одну из доходных статей пополнения казну, теперь на первое место выступила цель устрашение как самого преступника, так и главным образом других людей. Инструмент устрашения - Жестокостьинеопределенностьформулировок статей. Целью наказаний стала изоляцияпреступников.

Система наказаний:

1. Смертная казнь. Закон не конкретизировал ее виды. На практике они были разнообразны: повешение, отсечение головы, утопление, кастрация, ослепление, вырывание зубов. (по С.1550 г. - 15 видов преступлений)

2.Торговая казнь - битье кнутом на торговой площади зачастую до смерти.

3.Продажа применялась редко, обычно в сочетании со смертной или торговой казнью.

Лишение свободы

5. Телесные, членовредительские наказания (урезание ушей, языка, клеймение). Кроме устрашения выполняли символическую функцию -выделение преступника из общей массы, "обозначение" его.

Процессуальное право.

Процесс характеризовался развитием старой формы, т.е. обвинительно­ - состязательного процесса, и появлением более новой формы судопроизводства - розыска(следственного или инквизиционного процесса).

Стадии судопроизводства:

1. Установление сторон (истца и ответчика).

2. Судоговорение. Обвинитель нёс «бремя доказывания» виновности обвиняемого, а суд выступал как арбитр между сторонами.

3. Вынесение судебного решения, выдача «правой грамоты» с записью решения.

Предусматривалось письменное ведение протокола.

В состав суда, помимо великокняжеского наместника, входили «лучшие люди» - представители местной аристократии.

При состязательном процессе дело начиналось с жалобы истца (челобитной). которая подавалась в устной форме. Ответчик доставлялся в суд. Явку ответчика обеспечивали поручители. Если ответчик каким-либо образом уклонялся от суда, то он проигрывал дело даже без разбирательства. Неявка истца в суд влекла за собой прекращение дела.

Розыск применялся при рассмотрении наиболее серьезных уголовных дел, в т. ч. политических. Розыск отличался от состязательного процесса тем, что суд сам возбуждал, вел и завершал дело по собственной инициативе и исключительно по своему усмотрению. Подсудимый был объектом процесса. Главным способом "выяснения истины" при розыске являлась пытка. Его введение было обусловлено стремлением не столько найти истину, сколько быстро и жестоко расправиться с "лихими" людьми.

Система доказательств.

• Свидетели (послухи и видаки не различаются, именуются все послухами. Теперь свидетелями были и холопы).

• "Поле" - судебный поединок. В XVI в. постепенно сошло на нет.

• Письменные доказательства (разного рода документы: договорные акты, официальные грамоты)

• Присяга.

• Собственное признание, которое получалось через пытку.

Обращение в феодальный суд было весьма дорогим удовольствием. Стороныоблагались различными пошлинами.

Следовательно, право по-прежнему оставалось правом-привилегией, было партикулярным (светское церковное). В системе источников права обычное право занимало существенное место. Однако, несомненно, выросла роль государства в нормотворчестве. В правоприменении значительно усилился институт административно-судебного усмотрения. Прежде всего, оно проявилось уголовном праве и процессе. Тем самым правоприменение в условиях неразделенности суда и администрации становится важным способом государственного режима в проводимой политике.

Правовое регулирование труда осуществлялось средствами публичного права, что, однако, было в общем характерной чертой феодализма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: