Развитие музеев в Античности.




Филатов Даниил ОБ-ИО-12.

Семинар1

Развитие музеев в Античности.

Древняя Греция. В Античную эпоху были заложены основные направления в философии, архитектуре, литературе, законодательстве и т. д. Именно этимологию слова “музей” ввели в культурный обиход человечества древние греки, но в античности оно не употреблялось по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово “мусейон” означает “место, посвященное музам”, то есть святилище муз. Так, в Элладе, у истоков греческой культуры возникает Музей как храм Муз - дочерей богини памяти Мнемозины. Древние греки - наиболее из всех древних цивилизаций были естественными и жизнелюбивыми. Поклоняясь силам природы, неслучайно они выбрали место для “общения” с ее духами водные источники в окружении леса – так рощи становятся “священными”, где оставлялись дары богам, которые осуществляли связь с Божественным. В священных рощах, в местах поклонения музам – мусейонах, стали со временем строить вместо скромных жертвенников храмы, где постепенно накапливались дары богам – храмовые сокровищницы. Они представляли собой вотивные предметы (от латинского votives – посвященный богам), которые, согласно религиозной традиции, приносились божествам по обету, в честь одержанной победы, для исцеления, исполнения просьбы, при покаянии. Со временем сокровищницы греческих храмов стали пополняться изделиями из драгоценных металлов, слитками из золота и серебра; все более разнообразным становились их собрания. Именно из вотивных даров, военных трофеев, природных редкостей, которые связывали с мифами, и складывались первые коллекции античности, находившиеся в святилищах, храмах, в специально сооружаемых сокровищницах при культовых постройках, а также в тезаурусах. Ведали вотивными дарами особые служители, которые занимались не только их охраной, но и учетом. В подробных списках указывались наименование предмета, материал, из которого он изготовлен, вес, степень сохранности, имя бога, которому он посвящен, повод и дата посвящения, принадлежность дарителя.

В периоды экономического и политического спада храмовые сокровищницы служили своеобразными “банками”, играя роль общественной казны. Во время грандиозных праздников храмы посещали многочисленные гости, которые знакомились с памятниками, окутанными легендами, а также с выставленными из храмовых сокровищниц раритетами. Так зарождался экскурсионный обзор, ознакомление с предметами культа и искусства. Позже в Греции появляется “мусей” - философское учреждение. Мусей становился частью философской школы. Мусейон существовал и при философской школе Аристотеля - Ликее. Аристотель был первым, кто стал собирать предметы искусства и “природные” экспонаты. Но мусейон появился уже после его смерти стараниями его ученика Теофраста, при котором сложилась практика более широкого толкования понятия “мусей”, означающего помещение, где не только совершаются религиозные обряды, но и ведутся беседы, обучение, хранятся коллекции. Так происходит трансформация мусейона в мусей, чьи функции сводились лишь формально к культовым, а в реальности относились к познавательным, интеллектуальным и творческим.

Следующим этапом на пути становления музея как социокультурного института становится коллекционирование, которое считается предшественником современного музея. В практике собирания, хранения и презентации древних собраний накапливался и осмысливался опыт работы с предметами, определивший в дальнейшем основные направления музейной деятельности. Пинаки – картины, выполненные восковыми красками на деревянных и терракотовых дощечках. Греческие мастера работали в технике энкаустики: красители растирались с воском, а готовые краски сильно подогревались и в полужидком состоянии наносились на основу жесткой кистью. Частные и общественные коллекции Древнего Рима. Во время военных походов римскими трофеями становились не только оружие, имущество и земли побежденных народов, но и их обычаи, изобретения, элементы духовной культуры. Под влиянием утонченной греческой цивилизации римляне стали испытывать интерес к ее произведениям искусства. Кардинальные изменения в системе древнеримских ценностей произошли после разграбления знаменитого своими художественными сокровищами Сиракуз, когда консул и военачальник Клавдий Марцелл отправил в Рим, украшавший Сиракузы статуи и картины. На протяжении II - I вв. до н.э. произведения греческого искусства текли в Рим непрерывным потоком, служа доказательством побед римлян. Сначала их в качестве трофеев торжественно проносили в шествиях триумфаторов – на огромных телегах везли статуи, картины, вазы греческих мастеров, оружие, бочки с золотыми и серебряными монетами, дорогое убранство побежденного царя.

После демонстрации в триумфальных шествиях предметы искусства помещали в храмы и портики, ими украшали форумы и общественные сооружения. Так начался процесс формирования института частного коллекционирования. К I в. до н.э. о частном коллекционировании можно говорить как о вполне сложившимся явлении.

Богатая художественная коллекция давала римлянину репутацию ценителя и знатока искусства, подтверждая его высокий социально-имущественный статус. Многие богачи, особенно новоявленные, стремились всеми средствами обзавестись собственной коллекцией.

В связи с тем, что многие произведения искусства экспонировались на открытом воздухе, необходимо было проводить реставрационные работы. Так, для предохранения от порчи статуй из

слоновой кости использовали оливковое масло; при сухом воздухе помещали рядом с ними емкости с водой. Для предохранения от ржавчины медных и бронзовых изделий использовали жидкую смолу. Мастерами искусно заменялись части скульптур. В экспозиционных целях разрабатывалась техника вырезания штукатурок с росписями, которые помещались в деревянные рамы. Реставрация же керамики, серебряных изделий, предметов декоративно-прикладного характера представляла большие сложности из-за отсутствия в ту эпоху хороших мастеров. Первоначально, экспонаты хаотично размещались в храмах, но постепенно стали разрабатываться принципы наиболее эффектного их показа. Рост экспозиционного мастерства вызывал развитие художественной критики. В школах риторов умение грамотно описать картину или скульптуру считалось обязательным навыком для оратора. Да и рядовые граждане рассуждали о достоинствах и недостатках произведений искусства. Вотивные дары - различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения. Традиция известна начиная со времен пещерного человека до наших дней. Пинакотека - у древних греков помещение для хранения живописных изображений. Самая известная пинакотека греческого мира находилась на афинском Акрополе, средоточии главных святынь города.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: