Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.




(1)Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.

(2)Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. (3)Я сказал бы, что ду­ша — это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. (4)Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебниках психологии. (5)В-третьих, я бы вспомнил о представ­лениях души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле. (6)И всё это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди.

(7)Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. (8)Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страда­нье узнавал свое назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. (9)И мое страстное жела­ние присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого...

(10)И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.

(11)И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стрем­ление любить и было действием души моей, и душа — это и зна­чит — любовь.

(12) А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!

(13)Как-то давно мне подарили зимой превосходный непро­мокаемый плащ серого цвета. (14)Весна пришла солнечная, а по­том стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. (15)Лето было жаркое, осень сухая. (16)Так в первый год плащ мой прови­сел в гардеробе, и каждый раз, перебирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души складывал приятное чув­ство обладания хорошей вещью, очень полезной при общении с природой. -

(17)Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в свя­зи с особым расположением солнечных пятен.

(18)Только в четвертом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь. (19)Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту. (20)И тогда оказалось, я напрасно стерёг домашний уют, где три года хранился непромо­каемый плащ: при встрече с первым дождем мой плащ промок. (М. Пришвин)

А28. Какое высказывание может служить эпиграфом к тексту?

1) Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)

2) Отныне я не требую счастья, я сам свое счастье. (У. Уитмен).

3) Осмыслить и прочувствовать можно и верно, и разом, но сде­латься человеком нельзя разом, а надо выделяться в человека. (Ф. Достоевский)

4) Богатство — вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние — вещь, необходимая для счастья. (Чернышев­ский)

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи использует автор в указанных фрагментах?

1) в предложениях 1-6 описание, в предложениях 13-19 повест­вование

2) в предложениях 1-6 рассуждение, в предложениях 13-19 пове­ствование

3) в предложениях 1-6 повествование, в предложениях 13-19 описание

4) в обоих фрагментах описание

А30. В каком предложении автор использует контекстные антонимы?

1) 3

2) 7

3) 8

4) 10

Часть 2

 

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробе­лы не используются.

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами.

В1. Из предложения 7 выпишите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 12-15 выпишите прилагательное, употребленное в функции существительного.

В3. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 14-18 найдите сложное предложение, в кото­рое входит односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 5-9 найдите предложение с уточняющим об­стоятельством. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 7-11 найдите сложное предложение с одно­родным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7. В каком из предложений 12-16 наречие служит средством связи с предыдущими предложениями? Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«У Пришвина особый язык, который может показаться трудным, потому что писатель говорит «без черновика»; он, де­лясь своими раздумьями, ищет способ выразить то, что его вол­нует. В его речи часто используется ____ (например, в предложе­ниях 6, 8, 9, 10, 11), ____ (например, в предложениях 4, 7, 10, 12,14), естьс ярко выраженной эмоциональной окраской (предложения 12, 16. 19, 20).

..Рассказ о плащеэто, раскрывающ(-ий, -ая, -..) одну из высказанных в первой части мыслей...»

 

Список терминов:

1) фразеологизм

2)гипербола

3) метафора

4) аллегория

5) эпитеты

6) лексический повтор

7) сравнительный оборот

8) инверсия

9) парцелляция

10) парадокс

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите со­чинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, по­ставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объяс­ните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или пол­ностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

ВАРИАНТ 10

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове неверно определено ударение? (Выделенная буква должна обозначать ударный гласный.)

1) сУдно

2) (речные) пОрты

3) (дело) возбужденО

4) квАртал

А2. В каком предложении вместо слова безобидный нужно использовать необидчивый?

1) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидный человек.

2) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.

3) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.

4) Мыши — совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) служебные пропуска

2) пропуски занятий

3) работа в аэропорту

4) заключить выгодные договора

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Научившись читать в пятилетнем возрасте,

1) в школе мне было скучно изучать азбуку.

2) письмом я не мог овладеть до восьми лет.

3) любимым моим занятием всё-таки оставалось рисование.

4) учение в школе не представляло для меня никакого труда.

А5. Укажите предложение без грамматических ошибок.

1) Многие названия городов образованы от древних слов, мы которых уже не употребляем в речи.

2) Рисунки, которые я воображал, глядя из окна на ржавые листы железа, менялись то ли под влиянием погоды, то ли моего настроения.

3) Хозяин принялся разливать борщ таким половником, на котором впору было отправиться в плавание.

4) Вначале приглушенные отдалением, но всё более становясь слышимыми, в тишину постепенно прокрадывались звуки...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: