Прочитайте текст и выполните заданиях А28-А30, В1-В8, С1.




(1)Впервые в жизни я поймал себя на том, что мне радостно слышать чужую речь. (2)Не понимая языка, я слышал то, чего никогда не слышал в русской, понятной мне речи, а именно: как люди говорят... (3)Как они замолкают и как ждут своей очереди, как вставляют слово и как отказываются от намерения вставить его, как кто-нибудь говорит что-то смешное и — поразительно! — как люди не сразу смеются, как они смеются потом и как сказавший смешное выдерживает некую паузу для чужого смеха. (4)Как ждут ответа на вопрос и как ищут ответ, в какой момент говорят о тебе, ничего не понимающем.

(5)Интересно, что, когда они говорят со мной, то есть говорят по-русски, они никогда не смеются. (6)Стоит им перейти на армянский — сразу смех. (7)Словно смеются над тобой, непонимающим. (8)Так вполне может показаться, пока не поймёшь, что смеяться возможно лишь на родном языке. (9)Мне не с кем было посмеяться в Армении.

(10)Отсмеявшись, они спохватывались. (11)Улыбка смеха таяла и сменялась улыбкой вежливости. (12)Их лица приобретали чрезвычайно умное и углублённое выражение, как бывает в разговоре с иностранцами на плохом языке, когда чем глупее разговор, тем значительнее интонация, а киваний и поддакиваний не сдержать никакими силами... (13)После таких разговоров ноют мускулы лица и шеи от непривычной, неестественной работы.

(14)Только на родном языке можно петь, писать стихи, признаваться в любви... (15)На чужом языке, даже при отличном его знании, можно лишь преподавать язык, разговаривать о политике и заказывать котлету. (16)Чуть ли не так, что чем тоньше и талантливей поэтическое и живое знание родного языка, тем безнадёжней знание чужого, и разрыв невосполним.

(17)Мне не с кем было посмеяться в Армении. (18)И я был счастлив, когда обо мне забывали. (19)Был счастлив журчанием и похрустыванием армянской речи, потому что у меня было полное доверие к говорящим. (20)Антипатия к чужой речи в твоём присутствии — от боязни, что говорят о тебе, и говорят плохо. (21)Откуда эта боязнь — другой вопрос. (22)Переговариваться на незнакомом собеседнику языке считается бестактным прежде всего среди людей, не доверяющих друг другу. (23)Среди дипломатов, допустим. (24)Мы же доверяли друг другу. {25)Более того, мои друзья были настолько тактичны, что при мне договаривались насчёт меня именно на своём, непонятном мне языке, чтобы я не подозревал о всех тяготах организации моего быта: поселения, сопровождения и маршрутов.

(26)Я слушал чужую речь и пленялся ею. (27)Действительно, — что за соединение жёсткого, сухого, прокатистого и удивительно мягкого, и, как сказал бы армянин, «нежьного». (28) ««Джур» — вода журчит в камнях, «шог» — жара над этими камнями, «чандж» — муха, звенит в этой жаре. (29)И вдруг среди всего этого «лолик» — помидор.

—(30)Андрей, что лучше: «журавль» или «крунк»? (31)И действительно, что лучше? (32)Подумать только, «журавль»! (33)И не подозревал, что это красиво. (34)Или — «крунк»... (35)До чего хорошо!

(36)Я влюблялся в слова: в армянские благодаря русским и в русские благодаря армянским... (По А. Битову)

А28. Укажите верное утверждение о тексте.

1) Автор вспоминает, как к нему в Петербург приезжали друзья из Армении.

2) Автор хотел убедить читателей, что люди, говорящие на разных языках, не могут быть друзьями.

3) Автор считает, что невозможно точно выразить свои мысли и чувства, говоря на иностранном языке.

4) По мнению автора, переговариваться на незнакомом языке при одном из собеседников — значит проявлять неуважение к нему.

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи использован(-ы) в предложениях 20-24?

1) повествование 3) описание

2) рассуждение 4) описание и повествование

А30. В каком из указанных предложений есть антоним к слову из предложения 22?

1) 19 3) 24

2) 20 4) 25

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

 

Ответы к заданиям В1 –В3 запишите словами.

 

В1. Из предложения 3 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.

В2. Из предложений 12-14 выпишите наречие степени.

В3. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

 

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

 

В4. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение, одна из частей которого — односоставное определённо-личное предложение с обобщённо-личным значением. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 1-10 найдите предложение с вводной или вставной конструкцией (словом, сочетанием или предложением). Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 15-27 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное степени с оттенком следствия. Напишите номер этого предложения.

В7. Какое из предложений 10-16 связано с предыдущим с помощью антонима и лексического повтора? Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Затем запишите цифры в той же последовательности в бланк ответов справа от номера задания В8.

«В эссе, как и в произведениях других жанров, Битов ироничен и в то же время лиричен. Мягкий юмор и ирония передаётся разными средствами. Автор намеренно использует ______ («углублённое выражение лица», «тем безнадёжней знание»). Утверждение, что «на чужом языке можно лишь преподавать, разговаривать о политике и заказывать котлету»это, безусловно, _____.

В тексте много запоминающихся метафор и эпитетов. Особую роль играет ____ (в предложениях 19, 27, 28).средство,

редко применяемое в прозе.

..Живопись, экспрессивность речи обеспечивается и такими синтаксическими средствами, как ____ (предложения 3, 4, 7, 23),

______ (предложения 9 и 17, 18 и 19).

 

 

Список терминов:

1) фразеологизмы

2) градация

3) гипербола

4) вопросно-ответная форма изложения

5)звукопись

6) отступление от норм лексической сочетаемости

7) анафора

8) экспрессивный повтор

9) парцелляция

Часть 3

 

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: