Объем дисциплины и виды учебной работы




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Учебно-методическое управление

 

Кафедра агробизнеса

 

 

УТВЕРЖДАЮ   Проректор по УР_________ А.А. Патрушев   «____» _______ 2006 г.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ

СЛУЖБЫВ АПК

 

(Учебная и рабочая программы, методические материалы)

 

 

Основная образовательная программа

080502 Экономика и управление на предприятии

(агропромышленного комплекса)

 

 

Челябинск

Учебно-методический комплекс дисциплины "Организация консультативной службы в АПК" составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу специальных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ "17" марта 2000 г. №238 эк/сп и на основании примерной программы дисциплины «Организация консультативной службы в АПК», рекомендованной Учебно-методическим советом по отраслям агропромышленного комплекса «25» января 2001г., и с учетом рабочей программы учебной дисциплины «Организация консультативной службы в АПК», утвержденной в ЧГАУ для специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (агропромышленного комплекса) по циклу специальных дисциплин. УМК предназначен для студентов, получающих квалификацию «экономист-менеджер» и продолжающих непрерывное профессиональное образование.

 

Составитель:

доктор технических наук, профессор Старцев А.В.

 

 

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры агробизнеса «____» ___________ 2006 г. (протокол № ____).

 

Зав. кафедрой агробизнеса, докт.техн.наук, профессор       А.В. Старцев

 

 

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией экономического факультета «_____» _____________ 2006 г. (протокол № ____).

 

Председатель методической комиссии кандидат экономических наук, доцент -       Е.В. Романова

 

Учебно-методический комплекс утвержден ученым советом экономического факультета «____» __________ 2006 г. (протокол № _____).

 

Председатель ученого совета, кандидат экономических наук, доцент       Л.А. Васильева

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста ……………………………………………...    
2. Учебная программа…………………………………………………….  
  2.1. Цель и задачи……………………………………………………  
  2.2. Содержание учебной дисциплины…………………………...  
  2.3. Рекомендуемая литература…………………………………..  
3. Рабочая программа…………………………………………………….  
  3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………….  
  3.2. Распределение учебного времени по темам………………  
  3.3. Содержание лекций…………………………………………….  
  3.4. Содержание практических занятий………………………….  
  3.5. Содержание самостоятельной работы студентов………...  
4. Методические материалы…………………………………………….  
  4.1. Учебно-методические разработки……………………………  
  4.2. Тематика рефератов……………………………………………  
  4.3. Терминологический минимум…………………………………  
  4.4. Требования к экзамену………..……………………………….  
  4.5. Вопросы для подготовки к экзамену…………………………  
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………...  

Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму

Содержания основной образовательной программы

 

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (агропромышленного комплекса) от 17.03.2000 г. №238 эк/сп к подготовке дипломированного специалиста «экономист–менеджер» дисциплина «Организация консультативной службы в АПК» должна иметь следующее содержание:

 

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
ОПД.Р Задачи и принципы деятельности информационно-консультационной службы Роль информационно-консультационной службы в системе знаний АПК, распространение и применение инноваций Организация структура и развитие информационно-консультационной службы Методы работы информационно-консультационной службы Управление информационно-консультационной службой Планирование и организация работы информационно-консультационной службы Мониторинг и оценка деятельности информационно-консультационной службы Программы информационно-консультационной службы Маркетинг услуг информационно-консультационной службы Финансирование информационно-консультационной службы  

Учебная программа

Цель и задачи

2.1.1. Место учебной дисциплины в учебном процессе

 

Курс «Организация консультационной службы в АПК» опирается на знания студентов полученные при изучении следующих учебных дисциплин: «Аграрная политика», «Мировая экономика», «Сельскохозяйственные рынки», «Маркетинг», «Теория предпринимательства».

 

2.1.2. Цель учебной дисциплины

Реформирование и повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможны только на основе внедрения новой техники, передовых технологий и принятия оптимальных управленческих решений. В рыночных условиях сельским товаропроизводителям как никогда ранее нужны своевременная информация о достижениях научно-технического прогресса, новые навыки, умения и знания. Отсутствие экономических, правовых, рыночных и других знаний у сельскохозяйственных товаропроизводителей стало существенным препятствием на пути преобразований в агропромышленном комплексе.

Чтобы успешно решать эти проблемы, необходимо иметь специальную службу, организационно самостоятельную, действующую на федеральном, региональном и местном уровнях и тесно связанную с научными институтами, информационными учреждениями, вузами и учебными центрами. В этой службе должны работать высококвалифицированные специалисты, сочетающие выполнение функций исследователей, преподавателей, консультантов-практиков. Подобного рода службы действуют в разных странах мира, во многом определяя эффективность производства продуктов сельского хозяйства и развития сельских районов.

Министерство сельского хозяйства России в настоящее время создает такую службу. Однако эффективность деятельности службы во многом будет определяться качеством подготовки специалистов-консультантов, в первую очередь для работы на уровне района, которая является основой всей системы информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса. Такие специалисты должны работать высокопрофессионально, знать принципы функционирования службы, владеть ее методами и средствами при работе с товаропроизводителями.

Целью курса является обучение студентов основам организации и функционирования информационно-консультационной службы АПК, чтобы они могли работать в этой службе в качестве специалистов, сочетающих выполнение функций исследователей, преподавателей, консультантов-практиков или квалифицированно сотрудничать с ней, работая в других организацияхАПК.

2.1.3. Задачи учебной дисциплины

 

Задачи дисциплины:

- дать студентам знания, позволяющие понимать цель, задачи, стратегию, основные принципы, функции, организационную структуру информационно-консультационной службы;

- привить навыки, позволяющие выполнять основные функции сотрудника информационно-консультационной службы.

 

2.1.4. Требования к уровню подготовки студентов

 

В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть:

Знаниями:

- цель, задачи, стратегию, основные принципы, функции, организационную структуру информационно-консультационной службы;

- принципы управления, планирования, реализации и оценки деятельности информационно-консультационной службы;

- суть и методы подбора персонала и оценки консультационной деятельности специалистов (консультантов);

- психологические аспекты деятельности информационно-консультацион­ной службы;

- принципы и методы формирования маркетинговой политики и стратегии информационно-консультационной службы, составления маркетинговых программ информационно-консультационной службы;

- принципы и формы финансирования информационно-консультационной службы, источники и условия финансирования деятельности службы.

 

Умениями и навыками:

- планировать деятельность информационно-консультационной службы в основных тактических и оперативных вопросах - исходя из информационных потребностей сельских товаропроизводителей;

- проводить реализацию и оценку деятельности информационно-консультационной службы;

- подбирать персонал и оценивать эффективность консультационной деятельности специалистов (консультантов) по специальным методикам;

- выбирать и активно использовать разные методы информационно-консультационной службы;

- подбирать содержание и форму, составлять и доводить информационные материалы информационно-консультационной службы до сельских товаропроизводителей;

- разрабатывать основные направления маркетинговой политики и стратегии информационно-консультационной службы;

- разрабатывать основные положения программы информационно-консультационной службы;

- разрабатывать примерный финансовый план информационно-консультационной службы;

- использовать современные информационные технологии и технические средства в работе информационно-консультационной службы.

 

Содержание учебной дисциплины

 

1. Задачи и принципы деятельности

информационно-консультационной службы

Цель, задачи, основные принципы и направления деятельности информационно-консультационной службы. Роль информационно-консультационных служб в развитии аграрного сектора экономики. Информационно-консультационная служба как инструмент региональной и аграрной политики. Условия, необходимые для успешного функционирования службы. Информационно-консультационная служба в России. Предмет, цели и задачи курса.

2. Роль информационно-консультационной службы

в системе знаний АПК, распространение и применение инноваций

Система знаний АПК. Структура системы знаний. Элементы системы знаний АПК. Взаимосвязи в системе знаний АПК и место информационно-консультационной службы в системе знаний. Задачи службы в процессе интеграции с аграрной наукой и образованием. Методы взаимодействия в системе знаний АПК. Распространение и применение инноваций. Виды инноваций, характеристики инноваций с точки зрения их применения. Стадии процесса распространения и применения инноваций. Стратегия и тактика информационно-консультационной службы на разных стадиях процесса распространения и применения инноваций.

3. Организационная структура и развитие

информационно-консультационной службы

Классификация организационных форм информационно-консультационной службы. Состав и содержание функций управления информационно-консультационной службы. Понятие и сущность организационной структуры и структуры управления информационно-консультационной службы, организационное построение информационно-консультационной службы. Местонахождение и размещение офисов информационно-консультационной службы, факторы, влияющие на выбор и варианты размещения службы в регионе. Основные направления развития и совершенствования структур информационно-консультационной службы. Факторы, препятствующие развитию информационно-консультационной службы. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию структур информационно-консультационной службы. Тенденции в реорганизации структур информационно-консультационной службы в зарубежных странах.

4. Методы работы информационно-консультационной службы

Коммуникационные процессы в информационно-консультационной службе. Эффективная коммуникация. Факторы, влияющие на коммуникационный процесс. Индивидуальные методы работы информационно-консультационной службы. Посещение хозяйств (ферм) специалистом информационно-консультационной службы: планирование, цель визита, подготовка необходимой информации, принципы общения с товаропроизводителем, подведение итогов визита. Посещение сельскими товаропроизводителями специалиста информационно-консультационной службы: подготовка к посещению, прием посетителей и особенности проведения беседы. Ведение корреспонденции. Телефонные переговоры. Неформальные контакты. Контакты во время ярмарок, выставок, праздников. Преимущества и недостатки индивидуальных методов. Групповые методы работы информационно-консультационной службы. Групповые дискуссии - планирование, подготовка, организация и проведение дискуссий. Групповые демонстрации и демонстрационные (полевые) дни. Организация и проведение полевого дня. Демонстрационные опыты: основные требования, типы, основные этапы проведения, схема показа опытов. Посещение (экскурсии) хозяйств в других районах - планирование и организация. Преимущество и недостатки групповых методов. Массовые методы работы информационно-консультационной службы. Использование телевидения, радио, журналов, газет, видео- и аудио-продукции. Выставки и ярмарки. Internet-технологии в работе службы. Роль СМИ в привлечении внимания, создании осведомленности, стимулировании интереса и распространения информации общего характера. Методы анализа использования различных средств распространения информации и выбор наиболее действенных методов или сочетания методов. Психологические аспекты информационно-консультационной деятельности.

5. Управление информационно-консультационной службой

Стратегия и особенности управления информационно-консультационной службы в АПК. Система органов управления информационно-консультационной службы. Зарубежный опыт управления информационно-консультационной службы. Механизмы управления деятельностью. Кадры управления. Место и роль управления персоналом в системе управления информационно-консультационной службы, специфика процесса подбора и расстановки кадров. Анализ кадрового потенциала информационно-консультационной службы, организация и работа с кадровым резервом. Требования к кадрам информационно-консультационной службы. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. Методы и технология оценки работников информационно-консультационной службы. Организация труда работников информационно-консультационной службы. Планирование работы аппарата управления ИКС, его отдельных звеньев и работников. Информационное обеспечение управления информационно-консультационной службой. Оценка эффективности и совершенствование системы управления. Оценка эффективности деятельности отдельных работников информационно-консультационной службы.

6. Планирование и организация работы

информационно-консультационной службы

Необходимость и специфика планирования в информационно-консультационной службе. Планирование на различных уровнях управления. Виды планирования. Процесс планирования. Формирование подразделений на основе выполняемых функций, географического расположения, программ, категорий пользователей, оказываемых услуг. Определение полномочий и компетенции в области принятия решений, линейная и функциональная субординация, должностные обязанности и права сотрудников, координация работ.

7. Мониторинг и оценка деятельности

информационно-консультационной службы

Мониторинг и оценка деятельности информационно-консультационной службы как инструмент управления и совершенствования информационно-консультационной деятельности. Уровни оценки информационно-консультационной деятельности. Факторы, влияющие на эффективность деятельности информационно-консультационной службы. Методика оценки эффективности деятельности информационно-консультационной службы. Элементы процесса оценки, формулирование задач оценки и использования ее результатов. Методы и способы сбора данных для проведения оценки. Анализ собранных данных. Использование результатов мониторинга и оценки в процессе управления службой и повышении ее эффективности.

8. Программы информационно-консультационной службы

Мониторинг, анализ и формулирование текущих проблем и потребностей, которые могут быть решены с помощью региональной консультационной службы. Приоритеты программ службы. Анализ целевых групп. Разработка программ региональной службы. Выбор методов реализации программ. Планирование и организация ресурсов. Мониторинг, и оценка хода реализации программы. Критерии и показатели оценки эффективности программ.

9. Маркетинг услуг информационно-консультационной службы

Формирование маркетинговой политики и стратегии информационно-консультационной службы. Ценообразование на платные информационно-консультационные услуги как один из важнейших элементов маркетинговой стратегии. Методы проведения маркетинговых исследований в области информационно-консультационных услуг. Методы продажи информационно-консультационных услуг. Привлечение новых клиентов и взаимодействие с ними.

10. Финансирование информационно-консультационной службы

Принципы и формы финансирования информационно-консультационной службы. Основные источники и условия финансирования деятельности службы. Ценообразование на информационно-консультационные услуги. Финансовый план информационно-консультационной службы. Интеграция программ по финансированию информационно-консультационных услуг.

11. Современные информационные технологии и технические

средства в работе информационно-консультационной службы

Цель, задачи, структура и средства информационных технологий поддержки работы информационно-консультационной службы. Функциональные и обеспечивающие подсистемы современных информационных технологий деятельности информационно-консультационной службы. Информационная модель технологического процесса деятельности информационно-консультационной службы. Комплекс технических средств поддержки функционирования информационно-консультационной службы. Компьютерные базы данных, системы управления базами данных и информационно-поисковые системы. Базы знаний и экспертные системы. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений. Интегрированные системы обработки данных. Использование информационно-компьютерных систем и сетей в работе информационно-консультационной службы. Межкомпьютерные информационные системы. Глобальные информационно-вычислительные сети. Международная компьютерная сеть INTERNET. Технические средства телекоммуникаций. Использование средств электронной и факсимильной связи.

 

2.3. Рекомендуемая литература

Основная:

1. Организация и функционирование информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей (под ред. В.М. Кошелева). Учебное пособие. - М.: Издательство МСХА, 2000. - 270 с.

2. Организация информационно-консультационной службы в АПК (под ред. Ю.И. Клименко). Учебное пособие. - М.: Издательство МСХА, 2000. - 335 с.

3. Ban A.W., Hawkins H.S. Agricultural Extension. Second edition. Blackweel Science LTD, Oxford, 1996.

4. Hoffmann V. Einfuhrung in die Beratungslehre. Univ. Hohenheim, Stuttgart, 1996.

5. Jacobsen Ch. Principles and methods of Extension Work. Israel Ministry of Agriculture. Centre for international Agricultural development cooperation (CINADCO), 1993.

Дополнительная:

1. Баутин В.М., Лазовский В.В. Сельскохозяйственное консультирование в России вXX веке. - М.,1999.

2. Концепция развития информационно-консультационной службы АПК России. - М., 1998.

3. Михайленко И.М. Информационно-консультационное обслуживание АПК: Практикум по организации и управлению. // М.: ФГНУ «Росинформагротех, 2000.

4. Кошелев В.М. Модели организации информационно-консультационной службы в сельском хозяйстве России. // Информационный бюллетень информационно-консультационной службы. - М.: Информагротех.

5. Маковецкий В.В. Сельскохозяйственная служба "эк-стеншн" в США. Информационный бюллетень. М.: Информагротех. - Вып. 5-6, 1998 г.

6. Назаренко В.И. Информация, информатика и консультативная служба. - М.: АМБагро, ТОО "Диз-Арт", 1998. - 119 с.

7. Оаклит П., Гарфорд О. Руководство по обучению в системе консультационно-просветительской деятельности. // Учебное пособие. Агроконсалт. М.: 1995. с. 122.

8. Рунов Б.А. Информационно-консультационная служба в АПК (Тезисы лекций). - М.: НПЦГИ-АГРО, 1999. - 67 с.

9. Филатов А.И. Система консультационной службы в сельском хозяйстве Германии. Информационный бюллетень. М.: Информагротех, Вып. 5-6, 1998 г.

10. Информационный бюллетень информационно-консуль­тационной службы. - М.: Информагротех.

11. The journal of agricultural education and extension. Wageningen, The Netherlands.

 

Рабочая программа

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость учебной дисциплины распределяется по основным видам учебной работы и семестрам в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным ученым советом ЧГАУ 10.05.2001 г., следующим образом:

 

 

№ пп Вид учебной работы Всего, часов В том числе по семестрам
8 семестр
  Общая трудоемкость дисциплины    
1. Аудиторные занятия    
1.1 Лекции    
1.2 Практические занятия    
2. Самостоятельная работа    
2.1 Курсовая работа    
2.3 Домашнее задание    
3. Итоговый контроль    
3.1. Экзамен + +

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: