Кафедра «Путь и путевое хозяйство»
практическое обучение по дисциплине: «Организация, планирование и управление техническим обслуживанием железнодорожного пути» (ОПУ ТО ж.д.) для студентов специальности СЖД и СТП
Тема: «Разработка проекта годового плана финансово-экономической и социальной деятельности дистанции пути»
Дистанция пути (ПЧ) является одним из основных подразделений, обеспечивающих содержание инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Основной задачей дистанции пути является текущее содержание пути в состоянии, обеспечивающем безопасное и бесперебойное движение поездов с установленными скоростями, а также обеспечение длительных сроков службы пути и сооружений.
Разрабатываемый дистанцией пути (ПЧ) годовой план на производстве включает следующие основные разделы:
1. План по труду и заработной плате.
2. План эксплуатационных расходов.
3. Финансово-экономический план.
4. Объёмные и качественные показатели.
5. План социального развития.
Учитывая учебный характер выполняемой курсовой работы, а также огромное разнообразие особенностей каждой дистанции пути (сейчас их 322 на всю сеть РЖД РФ) «Объёмные и качественные показатели», а также «План социального развития» в курсовой работе не рассматриваются.
Курсовая работа выполнятся на основании исходных данных по соответствующему варианту, а также норм и нормативов, установленных ведомственными приказами и указаниями («Положением о системе ведения путевого хозяйства ОАО «Российские железные дороги», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 31.12.2015 № 3212р», Приказом от 09.07.2009 г. № 136, Нормативами численности работников, занятых на текущем содержании железнодорожного пути, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 26 декабря 2016 г. №2667р и другими). Для успешного выполнения работы студенту следует изучить методические указания и рекомендуемую литературу.
Исходные данные по варианту приведены в табл. 1, 2, 3, 4, 5 и 6 и, частично, в методических указаниях. Некоторые исходные данные являются одинаковыми для всех вариантов. Извлечения из отраслевых норм и нормативов приведены в приложениях.
Исходные данные: Характеристика пути:
Таблица 1 - Главные пути рассматриваемого полигона.
Параметры | Вариант (номер в списке журнала академической группы) | ||||||||||
Бесстыковой путь, рельсы Р65, шпалы ж.б. балласт щебень | Класс, группа, категория пути | 1А2 | 1А3 | 1Б1 | 2Б2 | 1В2 | 2В3 | 2А2 | 2Б3 | 2В1 | 2В2 |
Грузонапряжённость, млн. т·км бр./км в год | |||||||||||
Развёрнутая длина, км | 123/10 | 112/15 | 110/5 | 117/4 | 92/5 | 115/6 | 114/5 | 87/4 | 96/3 | 104/5 | |
Наработка пути, млн. т бр./годы | 450/5 | 770/9,5 | 650/12 | 130/3 | 450/10 | 350/9 | 520/7 | 390/7 | 420/9 | 170/4 | |
Звеньевой путь, рельсы Р65, шпалы деревян. балласт щебень | Класс, группа, категория пути | 1В1 | 1Б3 | 2В2 | 1В2 | 2А3 | 1Б2 | 1В3 | 2В3 | 2Б3 | 1А3 |
Грузонапряжённость, млн. т·км бр./км в год | |||||||||||
Развёрнутая длина, км | 33/1,5 | 48/1,4 | 25/2 | 43/3 | 59/2 | 44/1,5 | 32/1,5 | 55/2,1 | 61/4,4 | 29/2,5 | |
Наработка пути, млн. т бр./годы | 650/22 | 640/15 | 800/33 | 700/14 | 660/11 | 680/16 | 670/22 | 630/12 | 790/13 | 770/25 | |
Бесстыковой путь, рельсы Р65, шпалы ж.б. балласт щебень | Класс, группа, категория пути | 1В3 | 1В2 | 3Б3 | 2В4 | 1Б3 | 2В2 | 3Б3 | 1Б4 | 3Б2 | 2Б3 |
Грузонапряжённость, млн. т·км бр./км в год | |||||||||||
Развёрнутая длина, км | 111/6 | 119/5 | 120/7 | 125/8 | 137/12 | 131/14 | 122/11 | 142/13 | 141/14 | 139/15 | |
Наработка пути, млн. т бр./годы | 680/18 | 750/27 | 520/10 | 750/24 | 700/13 | 80/3 | 180/4 | 480/12 | 740/15 | 680/16 | |
Звеньевой путь, рельсы Р65, шпалы ж.б. балласт щебень | Класс, группа, категория пути | 2Г2 | 3Г3 | 2Г1 | 3Г4 | 3Д3 | 3Д4 | 3Г3 | 3Г4 | 4Г3 | 3Г3 |
Грузонапряжённость, млн. т·км бр./км в год | |||||||||||
Развёрнутая длина, км | 117/11 | 108/8 | 110/7 | 98/6 | 123/14 | 99/2 | 105/5 | 115/11 | 113/8 | 116/11 | |
Наработка пути, млн. т бр./годы | 370/22 | 380/25 | 560/25 | 300/28 | 130/14 | 160/20 | 535/23 | 250/13 | 470/29 | 550/27 | |
Звеньевой путь, рельсы Р50, шпалы деревян. балласт гравий | Класс, группа, категория пути | 3Д4 | 3Д2 | 3Е3 | 2Е2 | 4Е4 | 3Е4 | 3Д4 | 4Д3 | 3Е4 | 3Д3 |
Грузонапряжённость, млн. т·км бр./км в год | |||||||||||
Развёрнутая длина, км | 24/2 | 14/3 | 25/2 | 29/3 | 18/4 | 27/2 | 19/2 | 32/3 | 26/2,5 | 38/3,5 | |
Наработка пути, млн. т бр./годы | 235/30 | 175/19 | 95/25 | 67/14 | 86/30 | 76/25 | 290/30 | 160/22 | 90/21 | 86/10 | |
Развёрнутая длина главных путей, ВСЕГО, км | |||||||||||
В т.ч.: первый главный путь, км | |||||||||||
второй главный путь, км | |||||||||||
Развёрнутая длина приёмоотправочных путей, км | 30,5 | 32,4 | 25,5 | 24,5 | 33,1 | 31,9 |
Примечание: Числитель – развёрнутая длина главных путей; знаменатель – развёрнутая длина приёмоотправочных путей.
Таблица 2. - Характеристика станционных путей рассматриваемого полигона.
Конструкция и параметры станционных путей | Вариант (начальная буква фамилии студента) | |||||||
Р, Ш, В, Я | Г, Ж, К, У | Д, Т, П, М | И, Х, Щ, Ю | С, Ц, З, Л | О, А, Е, Ф | Ч, Э, Н, Б | ||
Звеньевой путь, рельсы Р65, балласт щебень | Шпалы железобетонные | 52 км | 49 км | 50 км | 57 км | 61 км | 54 км | 63 км |
Шпалы деревянные | 13 км | 23 км | 10 км | 19 км | 22 км | 14 км | 12 км | |
Звеньевой путь, рельсы Р50, балласт гравий | Шпалы железобетонные | 33 км | 27 км | 30 км | 28 км | 24 км | 39 км | 35 км |
Шпалы деревянные | 14 км | 18 км | 12 км | 13 км | 21 км | 17 км | 16 км |
Таблица 3. - Характеристика стрелочных переводов рассматриваемого полигона
Параметры путей и стрелочных переводов | Вариант (номер в списке журнала академической группы) | ||||||||||
Централизованные, рельсы типа Р65 | Грузонапряжённость, млн. т·км бр./км | ||||||||||
Количество, шт. | |||||||||||
Не централизованные, рельсы типа Р65 | Грузонапряжённость, млн. т·км бр./км | ||||||||||
Количество, шт. | |||||||||||
Централизованные, рельсы типа Р50 | Грузонапряжённость, млн. т·км бр./км | ||||||||||
Количество, шт. | |||||||||||
Не централизованные, рельсы типа Р50 | Грузонапряжённость, млн. т·км бр./км | ||||||||||
Количество, шт. |
Таблица 4. - Протяженность участков пути (количество стрелочных переводов), на которых выполняется работа машинизированными комплексами (при участковой системе)
Тип машины | Вариант (номер в списке журнала академической группы) | |||||||||
Выправочно-подбивочные рихтовочные (ВПР и Дуоматик) | ||||||||||
Выправочно-подбивочно-рихтовочные для стрелочных переводов (ВПРС и УНИМАТ) | ||||||||||
Путевой моторный гайковерт (ПМГ) | ||||||||||
Планировщик балласта (ПБ) | ||||||||||
Динамический стабилизатор (ДСП) |
Таблица 5. - Протяжённость участков пути, требующих применения поправочных коэффициентов к нормативам по текущему содержанию пути.
Параметры пути и их эксплуатационные показатели | Вариант (начальная буква фамилии студента) | ||||||||||||||||
Р, Ш, В | Я, Г, Ж | К, У, Д | Т, П, М | И, Х, Щ | Ю, С, Ц | З, Л, О | А, Е, Ф | Ч, Э | Н, Б | ||||||||
Протяжённость участков пути с интенсивным пригородным движением | Количество поездов по одному пути | ||||||||||||||||
Протяжённость, км | |||||||||||||||||
Участки пути, где соблюдены все сроки шлифовки рельсов | Протяжённость, км | ||||||||||||||||
Наличие мостов | Количество, шт. | ||||||||||||||||
Протяжённость вместе с подходами, м | 67 и 132 | 54 и 57 | 123 и 24 | 25, 67 и 179 | 68 и 87 | 88 и 123 | |||||||||||
Наличие стрелочных переводов пологих марок | Марка стр. перевода | 1/18 и 1/22 | 1/22 | 1/18 | 1/22 | 1/18 | 1/18 и 1/22 | 1/18 | 1/18 и 1/22 | 1/22 | 1/18 | ||||||
Количество, шт. | 2 и 1 | 3 и 2 | 2 и 1 | ||||||||||||||
Таблица 6. - Другие исходные данные.
Параметры исходных данных | Вариант (начальная буква фамилии студента) | ||||||||||||||
Р, Ш, В | Я, Г, Ж | К, У, Д | Т, П, М | И, Х, Щ | Ю, С, Ц | З, Л, О | А, Е, Ф | Ч, Э | Н, Б | ||||||
Количество линейных участков (околотков) | |||||||||||||||
Количество охраняемых переездов, шт. | |||||||||||||||
Количество автомобилей, шт. | |||||||||||||||
Количество тракторов, шт. | |||||||||||||||
Количество дрезин ДГКУ, шт. | |||||||||||||||
Количество дрезин автомотрис, шт. | |||||||||||||||
Количество машин СМ-2, шт. | |||||||||||||||
Количество дефектоскопных тележек, шт. | |||||||||||||||
Количество путеизмерительных тележек, шт. | |||||||||||||||
Материалы верхнего строения пути, подлежащие укладке в путь при производстве текущего содержания пути: | |||||||||||||||
Шпалы деревянные, тыс. шт. | |||||||||||||||
Шпалы железобетонные, тыс. шт. | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,4 | 0,5 | |||||
Рельсы старогодние, пог. м | |||||||||||||||
Балласт щебёночный, м3 | |||||||||||||||
Скрепления, т | |||||||||||||||
Расход электроэнергии, тыс. кВт ч | |||||||||||||||
На освещение ж.д. переездов | |||||||||||||||
На отопление зданий и сооружений | |||||||||||||||
План по труду и заработной плате
При расчете потребности в трудовых ресурсах необходимо предусмотреть списочную численность работников в целом по дистанции, выделив отдельно работников основных производственных групп на перевозках и руководителей, специалистов и служащих.
Численность работников производственного штата планирутся по статьям в соответствии с номенклатурой расходов по основной деятельности железных дорог Российской Федерации.
Основными группами производственного контингента дистанции пути являются рабочие, занятые на текущем содержании пути и постоянных устройств (статья 2101), искусственных сооружений (ст. 2104), охраной пути, переездов и искусственных сооружений (ст. 2103).
Основные положения расчета численности монтеров пути на текущем содержании
Нормы затрат труда работников, занятых на текущем содержании пути, измеряемые величиной чел.- год на 1 километр развернутой длины пути или на 1 стрелочный перевод (далее - нормы), определяются в зависимости от конструкции пути, грузонапряженности линий, пропущенного тоннажа, эксплуатационных условий и применения путевых машин и гербицидов на основании фактических данных прошлого года по состоянию на 1 января будущего года.
Нормы для главных путей составлены в зависимости от грузонапряженности и пропущенного тоннажа в жизненном (межремонтном) цикле, в соответствии с требованиями, «Технических условий на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 18 января 2013 года № 75р (в редакции Распоряжений ОАО «РЖД» от 30.12.2013 № 2954р, от 28.04.2014 № 1035р) (далее, ТУ от 28.04.2014), Изменениями и дополнениями согласно «Распоряжению ОАО «РЖД» от 19.01.2018 года № 101р (далее, распоряжение 101р от 19.01.2018 года), на основную конструкцию пути: тип рельсов Р-65, балласт щебеночный, длина рельсов 25 метров и плетей от 500 до 800 метров, шпалы железобетонные и деревянные, стрелочные переводы марки 1/9 и 1/11 с рельсами типа Р-65.
Нормы приведены в таблицах 1÷5 Приказа № 136: для главного звеньевого пути с деревянными шпалами, бесстыкового пути с железобетонными шпалами, для приемоотправочных путей, для других станционных путей и для стрелочных переводов.
Для других конструкций пути и стрелочных переводов, а также условий эксплуатации применяются поправочные коэффициенты к нормам затрат труда работников, занятых на текущем содержании пути (Таблица 6 Приказа № 136).
Для учета размера снижения затрат труда на текущем содержании пути от применения машин используется таблица 7 Приказа № 136 «Нормативы снижения трудовых затрат на текущем содержании пути от применения машин».
В общем виде расчет затрат труда производится на основе норм и поправочных коэффициентов на условия эксплуатации с учетом снижения численности от применения машин и гербицидов по формуле:
Ртi = Ni * Li * Кэ – Рм, (1.1)
где: Ртi - численность работников, обслуживающих участки главного, станционного пути или стрелочные переводы в соответствии с конструкцией, грузонапряженностью, пропущенным тоннажем и условиями эксплуатации;
Ni – норма затрат труда, чел.- год;
Li – развернутая длина пути (количество стрелочных переводов) с такими параметрами с исключением протяженности законсервированных путей (количества стрелочных переводов);
Кэ – средневзвешенный коэффициент на условия эксплуатации (в курсовой работе принимается равным 1,0);
Рм – численность работников, снижаемая от применения путевых машин и гербицидов.
Снижение численности работников от применения машин и гербицидов на текущем содержании пути производится по формуле:
Pм = Рмаш. + Ргерб. (1.2)
Снижение численности работников от применения машин на текущем содержании пути производится по таблице Приказа № 136 «Нормативы снижения трудовых затрат на текущем содержании пути от применения машин» и годовым объемам работ по формуле:
Рмаш. = Vф * n, (1.3)
где: Vф – годовые объемы работ, км (количество стрелочных переводов, шт.);
n – норматив снижения трудовых затрат от применения машин, чел- год.