Особенности личностного развития детей с нарушениями зрения




Веками в обыденном сознании складывалось представление о слепом как о глубоко ущербной и неполноценной личности. Слепым приписывались многие отрицательные свойства личности: гипертрофированные биологические потребности, дурные привычки, отсутствие духовных интересов и чувства долга, эгоизм, чрезмерная раздражительность и замкнутость... Все эти особенности рассматривались как прямое следствие зрительной патологии. Такие воззрения долгое время были распространены и в науке. В настоящее время считается, что формирование личности ребенка не зависит напрямую от патологии зрения. Этот вывод основан на учении Л.С. Выготского о биосоциальной природе человека и о социальной обусловленности его личности. Л.С. Выготский показал, что любой дефект является фактором, который неизбежно изменяет отношения человека с окружающим миром. Органический дефект, нарушая социальные отношения, изменяет социальный статус человека, что и провоцирует у слепых возникновение определенных свойств личности – например, установки на избегание зрячих, иждивенческих настроений, излишней настороженности, повышенной конфликтности и т. д. По мнению Л.С. Выготского, отсутствие зрения само по себе не является причиной искажения личности, но оно практически всегда ведет к нарушению социальных контактов (и в количественном и в качественном отношении). А уже деформация социальных отношений приводит к различным отклонениям в формировании личности слепого человека и может, при отсутствии или недостаточно квалифицированном педагогическом вмешательстве, вызвать появление негативных характерологических особенностей. Позднее эта позиция нашла свое подтверждение и продолжение в работах известных отечественных тифлопсихологов. Было установлено, что:

во-первых, дефект зрения влияет на формирование личности не прямо и однозначно, а опосредовано – через вторично и третично нарушенные функции (нарушение восприятиям мышления, общения и т. п.);

во-вторых, различные черты и качества личности в разной степени оказываются зависимыми от дефекта зрения и его последствий.

К неизбежным особенностям формирования личности при тяжелых нарушениях зрения большинство специалистов относят, прежде всего:

1) изменение в динамике потребностей, связанное с затруднением удовлетворения этих потребностей (например, недоразвитие перцептивных потребностей);

2) сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения (например, отсутствие или снижение интересов к тем сферам жизни, которые основаны на визуализации);

3) отсутствие или недоразвитие способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля (например, художественных или хореографических способностей);

4) отсутствие, или резкая ограниченность возможности внешнего проявления своих внутренних состояний (например, эмоциональная невыразительность, замкнутость).

Согласно концепции А.Г. Литвака о влиянии дефекта зрения на психику ребенка, менее всего подвержены влиянию зрительной патологии такие устойчивые компоненты структуры личности как темперамент, характер, способности, направленность.

Темперамент – это врожденное свойство психики и слепота никак не влияет на него. Однако в процессе становления психики тип ВНД может несколько видоизменяться под влиянием социальной ситуации развития ребенка и самой личности. Кроме того, многих людей можно научить управлять внешними проявлениями своего темперамента. Так что при врожденной слепоте темперамент в незначительной мере всеже зависит от социальных условий жизни человека (прежде всего от условий жизни и воспитания). При поздней слепоте у человека может появиться такая особенность ВНД как фазовое состояние (охранительное торможение), которое накладывает отпечаток на все проявления темперамента, особенно в двигательной сфере. То есть приобретенная слепота оказывает на темперамент более значительное и прямое влияние, чем врожденная.

Направленность – это устойчивое сочетание потребностей, мотивов, интересов и убеждений личности. В наибольшей степени патология зрения влияет на сферу интересов: ограничение жизнедеятельности, вызванное слепотой, неизбежно ведет к недоразвитию многих интересов, напрямую или косвенно связанных со зрительными возможностями человека (чтение, рисование, путешествия, наблюдение и т. п.). Однако практика показывает, что активная и целенаправленная работа по формированию интересов у слепых детей позволяет во многом преодолеть эту особенность их личности. Например, среди слепых известны художники, ученые, естествоиспытатели, музыканты и т.п.

В значительной степени патология зрения влияет на мотивационно-потребностную сферу личности. Так на разных этапах развития у слепых может возникать дисгармония биологических и социальных потребностей – она опосредована сужением социальных контактов у слепых, снижением их социальной активности, а значит и снижением значимости социальных мотивов. При этом специалисты указывают, что подобная дисгармония обусловлена не самой слепотой, а социальными условиями развития человека, и, прежде всего, воспитанием.

Убеждения и мировоззрение в целом не значительно подвержены влиянию слепоты, поскольку обусловлены факторами обучения и воспитания. Однако обучение слепых может приводить к специфике их убеждений (например, если в ходе обучения не компенсируется недостаточность чувственного познания, у ребенка будут искаженные представления об окружающем мире, а на их основе – искаженные убеждения), а неправильное воспитание – к специфике мировоззрения. Например, выявлено, что большинству слепых людей свойственно религиозное, а не научное мировоззрение – оно в определенной мере помогает слепому человеку пережить и принять факт своей неполноценности (это свойственно также людям, которые длительно и тяжело больны).

Характер – это сочетание устойчивых черт и качеств, которые определяют типичное поведение человека в типичных обстоятельствах. Характер формируется прижизненно и преимущественно зависит от социальных факторов (условия жизни, воспитание, саморазвитие, особенности выполняемой деятельности). У детей с тяжелыми нарушениями зрения наблюдается то же разнообразие характеров, что и у зрячих. Однако слепота определяет специфику социальных условий развития и воспитания ребенка, которая и может привести к формированию негативных черт характера. В этом отношении особенно значимо семейное воспитание в раннем и дошкольном детстве, а позднее и влияние микросоциума (друзья, учителя, соседи, знакомые).

Таким образом, в формировании основных свойств личности решающую роль играют социальные факторы, действие которых оказывается относительно или полностью независимым от времени возникновения и тяжести нарушения зрения. Личность детей с тяжелыми нарушениями зрения формируется по тем же законам, что и в норме. При правильном воспитании и обучении, широком вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации, установок оказывается практически независимым от состояния зрения. Даже интересы слепых и слабовидящих могут быть глубокими, устойчивыми и действенными при правильной организации жизнедеятельности ребенка (особенно в тех сферах, где нет необходимости постоянного зрительного контроля). Многие специалисты считают, что основное различие в формировании личности у слепых и зрячих касается лишь динамики становления различных свойств личности. Содержательные характеристики, т. е. уровень сформированности личности определяются не наличием или отсутствием зрительной патологии, а характером социального воздействия (обучением и воспитанием). В целом нарушение зрительной функции не является непреодолимым препятствием на пути формирования всесторонне развитой личности.

Многими специалистами отмечается определенная специфика эмоционально-волевой сферы детей с тяжелыми нарушениями зрения. Однако, эмоциональные особенности слепых и слабовидящих еще недостаточно изучены. Эмоции и чувства – это особая форма отражения внешнего мира через субъективное отношение человека к этому миру (то, что значимо для конкретного человека, то и вызывает у него определенные эмоции). Поэтому эмоции (их содержание, характер, направленность) зависят от того, что именно является объектом отражения и насколько полно, точно, всесторонне отражается этот объект в сознании конкретного человека. Соответственно, чем больше предметов внешнего мира становится объектом отражения психики конкретного человека, тем богаче и разнообразнее возникающие у него эмоции, а чем полноценнее это отражение, тем адекватнее эти эмоции.

Глубокая патология зрения резко снижает возможности отражения и в количественном и в качественном отношении. Многие предметы внешнего мира либо вообще не становятся объектом отражения, либо отражение их неполноценно. Однако связь между эмоциями и патологией зрения не прямая, она опосредована через потребности, развитие которых уже напрямую зависит от накопления чувственного опыта (человек видит какой-то объект, у него возникает потребность в этом объекте, возможность или невозможность удовлетворить эту потребность вызывает определенную эмоцию; чем больше видит человек, тем больше потребностей у него возникает, тем богаче его эмоциональный мир). Например, ряд положительных и отрицательных эмоций, возникающих у зрячего человека как непосредственная реакция на зрительно воспринимаемые объекты, у слепых вообще отсутствует в этой ситуации, а у слабовидящих может быть неадекватной. То есть сама конкретная эмоция присуща слепым и слабовидящим как и зрячим, но ее возникновение зависит от возможностей восприятия.

Однако существуют два различных мнения об эмоциональности слепых (силе и глубине их эмоциональных переживаний): одни ученые считают, что слепые менее эмоциональны, чем зрячие, другие – что эмоциональная жизнь слепых более интенсивна, чем у зрячих. В этом отношении интересна позиция А.Г. Литвака: он полагает, что эмоциональность слепых зависит от характера тех потребностей, которые лежат в основе конкретной эмоции. Если эмоциональное переживание вызывается потребностью, удовлетворение которой в принципе доступно слепому, то различия в эмоциональности слепых и зрячих не наблюдается (например, переживания при прослушивании музыки). А вот при возникновении тех потребностей, удовлетворение которых требует нормальной работы зрительного анализатора, слепота оказывает определенное влияние на глубину эмоции. Например, невозможность удовлетворить познавательную потребность приводит в одних случаях к отрицательным эмоциям, а в других – к отсутствию эмоции (у зрячего человека при этом возникнет положительная эмоция, так как он удовлетворил свою потребность).

Кроме того, известно, что многие ситуации и объекты, которые практически никогда не вызывают эмоций у зрячих, у слепых вызывают сильные эмоциональные переживания (которые воспринимаются окружающими как неадекватные). Например, для слепого человека эмоциогенной является ситуация всеобщего внимания (трость, стакан воды): у него возникает нарастающее раздражение, эмоциональное напряжение, которые могут разрядиться в аффекте. Если такое высокое напряжение возникает часто и длится достаточно долго, у человека могут возникать эмоциональные расстройства.

Важное место в появлении тяжелых эмоциональных состояний у слепых и слабовидящих детей занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, которое возникает приблизительно в возрасте 4-5 лет. Понимание и переживание своего дефекта обостряется в подростковом возрасте, когда идет интенсивное формирование представления о себе и своих возможностях, а затем в юношестве, когда молодые люди с тяжелыми нарушениями зрения осознают свои ограничения в выборе профессии и партнера для семейной жизни, в самореализации.

Некоторые специалисты считают, что основная причина эмоционального напряжения слепых (а значит и эмоциональных расстройств у них) – это усвоение ими отношения зрячих людей к слепоте (замечено, что эти расстройства отсутствуют у слепых, которые живут автономной жизнью). То есть поведение зрячих родственников, друзей, незнакомых вызывает у слепых негативное эмоциональное отношение к действительности (в которой он не может быть полноценным), на фоне утраты анонимности (невозможности скрыть свой дефект) такое отношение и приводит к постоянному эмоциональному напряжению. При этом реакция слепого на отношение зрячих к его слепоте чаще всего бывает двух видов:

• эмоциональное принятие взглядов зрячих на себя как на ущербную личность, что ведет к утрате самоуважения, к формированию комплекса неполноценности, к снижению социальной активности;

• эмоциональное сопротивление представлениям зрячих о социальной и физической неполноценности слепых, которое выражается в неприязни к зрячим, избегании социальных контактов и агрессии по отношению к окружающим.

Кроме того, говоря об эмоциональности слепых, важно иметь в виду что при прочих равных условиях слепые чаще, чем зрячие оказываются в стрессогенных ситуациях (причем основанных на отрицательных эмоциях). По сути, жизнь слепого человека – это череда дистрессов (стресссов на основе сильных негативных переживаний). Причем замечено, что высокий уровень дистрессов у слепых практически всегда сочетается со снижением уровня познавательных процессов и неадекватностью поведения. Частое повторение дистрессов ведет к закреплению негативных эмоциональных реакций и формированию на этой основе патохарактерологических черт личности.

Исследования Н. Гиббс показали, что не всем слепым детям присущи напряженность, беспокойство и не все они имеют эмоциональные нарушения. Действительно, слепые дети по-разному реагируют на возникающие в их жизни трудности, одни становятся все более пассивными, другие уходят в мир фантазий, испытывают страх при встрече с незнакомыми явлениями и ситуациями. Исследователи также отмечают, что слепым детям свойственно состояние общей неуверенности, отрицательно влияющей на их общую активность, сужающей поле деятельности. Например, слепые дети могут испытывать страх перед неизвестным, неосвоенным еще пространством, наполненным незнакомыми предметами. Но такой страх возникает у детей лишь при неумелом руководстве родителей и воспитателей, которые не обеспечили успешное удовлетворение потребности ребенка в движении, освоении пространства, познании окружающего мира, а допустили возможность неудачных попыток.

Важнейшей особенностью эмоциональной сферы слепых является специфика их эмоциональной выразительности. У некоторых слепых эмоции вообще не имеют внешнего выражения или во внешний план вырываются лишь самые пики эмоциональных переживаний (это создает огромные трудности в общении, так как окружающие не понимают эмоционального состояния слепого, не видят накопления эмоций, а значит, не видят основания для аффективного взрыва, воспринимают все поведение слепого ребенка как неадекватное). У большинства слепых выразительные движения (мимика лица, выразительные жесты, позы) ослаблены, редуцированы – это также дает окружающим неадекватное представление об их внутреннем состоянии.

Таким образом, можно сказать, что зрительная патология в целом не изменяет сущности эмоций, не влияет на их набор, однако влияет на условия возникновения эмоций (через характер лежащих в их основе потребностей или характер эмоциогенных ситуаций), качество и степень проявления отдельных эмоций и их внешнее выражение.

Более выражено влияние патологии зрения на формирование и проявление чувств (например, если специфика эмоций незначительна при слабовидении, то специфика чувств обнаруживается и здесь). Различные виды чувств в разной степени связаны с непосредственным отражением действительности – самая тесная связь с возможностями чувственного познания у эстетических чувств, менее выраженная – у интеллектуальных, а у моральных чувств эта связь практически отсутствует. При этом важно иметь в виду, что набор чувств у детей с тяжелыми нарушениями зрения и у нормально видящих не различаются, специфика чувств при дефектах зрения проявляется только в характере выражения и динамике развития. У слепых, слабовидящих и у зрячих детей в одинаковой мере могут наблюдаться аномалии моральных или интеллектуальных чувств (т.е. эти аномалии не связаны с патологией зрения, а, скорее всего, являются следствием неправильного воспитания). Считается, что негармоничное развитие или недоразвитие чувств при патологии зрения – результат неверного воспитания ребенка. В первую очередь это касается моральных чувств, которые при правильном воспитании ничем не отличаются у слепых, слабовидящих и зрячих детей. Развитие интеллектуальных чувств у слепого и слабовидящего ребенка требует специальной работы педагога: ребенок должен активно участвовать в деятельности, требующей умственных усилий, обязательно испытывать ощущение успеха в познавательной деятельности, у него должны формироваться познавательные потребности. Это связано с тем, что патология зрения сужает сферу чувственного познания, что неблагоприятно влияет на развитие рационального познания, а значит мешает развитию интеллектуальных чувств, которые возникают только в процессе познания. Поэтому, например, у слепых дошкольников при отсутствии специальной работы педагога может отсутствовать чувство любознательности в отличии от зрячих сверстников.

Но наиболее существенно влияние патологии зрения на эстетические чувства, которые возникают и развиваются только в процессе восприятия или создания человеком чего-то прекрасного. Безусловно, это влияние более выражено при слепоте: человек не способен воспринимать те стороны действительности, которые оказывают на него наиболее сильное эмоциональное воздействие (зрительные образы). Однако эстетические чувства могут возникать и на основе слуховых, осязательных образов – это дает возможность компенсировать недоразвитие эстетических чувств при слепоте.

Проблема воли при глубоких патологиях зрения до сих пор дискутируется в науке. Волевое поведение – одна из специфических особенностей психики человека. Значимость воли велика, особенно для человека с дефектами развития, так как он встречает гораздо больше трудностей, чем человек с нормой развития. Долгое время было широко распространено мнение о безволии слепых. Эта точка зрения обосновывалась следующим: слепота объективно препятствует активности человека; чрезмерные трудности, которые испытывают слепые, приводят к их отказу от решения стоящей перед ними задачи; ограниченные материальные и культурные потребности, свойственные слепым, не стимулируют их к волевой деятельности. Но существует и другое мнение: наличие трудностей, с которыми постоянно сталкиваются слепые, должно упражнять и укреплять их волю (что часто можно наблюдать в реальной жизни).

В настоящий момент выявлено, что людям с глубокой патологией зрения присущи резкие индивидуальные различия в развитии воли. Эти различия обусловлены как раз тем, что жизненные трудности в одних случаях тормозят волевое поведение, а в других – стимулируют его. Действительно, среди слепых можно встретить людей с высокими волевыми качествами и людей с явными дефектами воли (импульсивность, внушаемость, упрямство, негативизм...) Особо сложные и трудно коррегируемые дефекты воли наблюдаются у людей, потерявших зрение в результате черепно-мозговых заболеваний (вплоть до абулии). При этом считается, что резкие индивидуальные различия волевых качеств у слепых и слабовидящих связаны в первую очередь с условиями воспитания, а также с особенностями личности и ВНД человека. Поэтому основной путь формирования воли при зрительных патологиях – это правильное воспитание ребенка. Воспитание воли является одним из важнейших компонентов учебно-воспитательной работы в специальных учебных заведениях для детей с тяжелыми нарушениями зрения, так как; только при наличии высокоразвитых волевых свойств (самостоятельность, целенаправленность, настойчивость) они смогут преодолеть собственные болезненные реакции на дефект зрения и возникающие жизненные трудности.

Таким образом, мы видим, что тяжелые нарушения зрения вносят определенную специфику в процесс и содержание психического развития ребенка, но не изменяют основных закономерностей развития. Компенсаторные процессы в сочетании с психолого-педагогической коррекцией и адекватным воспитанием обеспечивают ребенку тот уровень развития, который необходим ему для полноценной жизнедеятельности.

Психологические рекомендации родителям. Для того, чтобы ребенок с тяжелыми нарушениями зрения мог успешно развиваться, чтобы он стал самостоятельным, он должен быть активным. Стимуляция и поддержка активности ребенка созрительной патологией (особенно слепого ребенка) требует особого воспитания со стороны родителей, начиная с самого раннего возраста ребенка.

При этом необходимо указать следующие важные положения:

- слепой или слабовидящий ребенок – это, прежде всего, ребенок, которому присущи те же потребности, что и зрячим детям;

- ребенок с тяжелыми нарушениями зрения – это особый ребенок и выполнение некоторых видов деятельности будет даваться ему труднее: ему нужно больше времени, практики, но с помощью родителей он научится делать то же самое, что и нормально видящие дети;

- слепой ребенок чаще всего может что-то видеть – различать свет, движение или отдельные предметы. Все дети индивидуальны и индивидуальны условия, в которых они могут использовать остаточное зрение. Некоторые дети могут подносить предметы очень близко к глазам, держать их не прямо перед собой, а сбоку или наклонять голову вбок – так они пытаются лучше рассмотреть эти предметы. Важно помочь ребенку найти свой способ использования остаточного зрения при познании и в ходе деятельности;

- важно стимулировать ребенка на использование сохранных органов чувств (осязания, слуха, обоняния, вкуса) для познания окружающего мира. С помощью осязания ребенок может научиться распознавать предметы домашнего обихода, с помощью слуха – узнавать людей по голосу, животных и предметы по издаваемым звукам, обоняние помогает распознавать пищу и ориентироваться в пространстве, вкус – определять вид и характер пищи;

- особенно важно формировать у детей с тяжелыми нарушениями зрения культуру осязания, так как у слепых оно замещает отсутствующее зрительное восприятие, а у слабовидящих позволяет уточнить, дополнить неполноценную зрительную информацию. Необходимо направлять руку ребенка при ощупывании предметов и сопровождать все совместные действия речью;

- необходимо постоянно разговаривать с ребенком, речь должна сопровождать все действия взрослого, его совместные действия с ребенком – через речь ребенок получает важные сведения о предметах и событиях, которые не может увидеть, голос взрослого создает у ребенка ощущение безопасности;

- важно предоставлять ребенку как можно больше условий для приобретения собственного опыта (в познании, передвижении, практике);

- необходимо максимально расширять сферу жизнедеятельности ребенка, не стоит держать его все время в одном помещении – лучше брать его с собой, куда бы ни отправлялись родители. Пока ребенок мал, ему надо научиться распознавать различные звуки, запахи, признаки движения и т. п. – это обеспечит ему возможность самостоятельной активности в будущем; - в ходе общения с ребенком важно давать ему конкретные и точные указания. Жесты и выражения вроде «там», «здесь» и «посмотри лучше» не имеют для слепого ребенка смысла и дезорганизуют его;

- очень важно, чтобы в доме все вещи имели свое определенное место, ребенок должен знать, где какие вещи хранятся, каким образом их можно достать и, что особенно важно, все вещи следует возвращать на место после пользования ими – это обеспечит ребенку самостоятельность в использовании вещей, даст ощущение стабильности окружающего мира;

- необходимо поощрять ребенка на общение с нормально видящими детьми, это поможет ему чувствовать себя более уверенно в обществе зрячих и более адекватно осознавать свое положение, возможности и ограничения;

- не стоит баловать и жалеть ребенка без особого повода – он гораздо более нуждается в поддержке и одобрении;

- необходимо обеспечить ребенку безопасность передвижения по дому и в большом пространстве – очень важно, чтобы первый опыт самостоятельной ориентации в мире был успешным и безопасным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: