Российское налоговое право Винницкий




I. Понятие налога

 

Целесообразно следующим образом определить рассмат­риваемую категорию: фиск — это публично-территориальное об­разование, выступающее в публично-правовых имущественных отношениях с частными лицами, наделенное при этом правомо­чиями осуществлять присвоение на праве собственности иму­щества, передаваемого ему указанными частными лицами в рамках названных отношений.

Таким образом, понятие «фиск», отражая, в первую очередь, публичную природу государства и нало­говых отношений, складывающихся с его участием, в то же время учитывает имущественный характер данных отношений и особое правовое положение их участников как собственников имущества.

Системообразующее значение для налогового права категории «фиск» обусловлено тем, что данная категория отражает процесс реализации основной функции налогового права — справедливого и экономически обоснованного распределения бремени публичных расходов.

Публичные расходы, будучи распределенными в ходе оп­ределения конкретных сумм причитающихся налогов и сборов (применительно к каждому плательщику), подлежат возмещению путем уплаты этих налогов и (или) сборов.

Таким образом, понятие «фиск», характеризующее правосубъектность публично-террито­риального образования, связанную с присвоением материальных благ на праве собственности (передаваемых в качестве налогов и сборов), выражает правомочие на получение компенсации публич­ных расходов.

В связи с указанными факторами и с учетом госу­дарственного устройства РФ, понятие «фиск» отражает не только государство, понимаемое с определенной точки зрения. Правильной является широкая трактовка соответствующего понятия, охваты­вающая налоговую правосубъектность Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (дополним, что особое положение внебюджетных фондов не позволяет, однако, вывести данный институт за пределы категории фиска).

Определение понятия «фиск» помогает точнее охарактеризовать содержание и объем производного от него понятия — «фискальное взимание».

Уже изложенное ранее позволяет выявить, по крайней мере, два признака обозначаемого термином «фискальное взимание» общественного института:

- имущественный характер соответствую­щего взимания и

- факт его предназначения фиску, т. е. государству, или при широком (и более точном) подходе — любым публичным институтам. Однако указания лишь на эти два признака является недостаточным.

Дополнительно следует подчеркнуть обязательный характер соответствующего взимания и его безвозмездность, пол­ную или частичную. (Частичная безвозмездность — это неравно­ценное возмещение или отсутствие эквивалентности при обмене материальными благами.)

Понятие фискального взимания необходимо отграничить от отчуждения ма­териальных благ, которое происходит на основе обязательности и безвозмездности, однако связано с взысканием с частного лица имущественной санкции за совершенное правонарушение (штрафы, конфискация, пени). (От случаев принудительного изъятия имущества, обозначенных, в частности, в гл.15 ГК РФ, фискальное взимание отличается по признаку безвозмездности).

Следовательно, фискальное взимание - безвозмездное (или неэквивалентное) отчуждение материальных благ, принадлежащих на законных основаниях частным лицам, в пользу фиска, осуществляемое на началах обязательности и не носящее характера санкции за правонарушение.

Сложное понятие «фискальное взимание» распадается на два самостоятельных: «налог» и «сбор».

Известно также, что становле­ние современных легальных дефиниций понятий «налог» и «сбор» явилось результатом значительной переработки положений ранее действовавшего законодательства (в том числе Закона РФ «Об осно­вах налоговой системы в РФ»), практики его применения. Безуслов­но, существенное влияние на этот процесс оказали и правовые пози­ции Конституционного Суда РФ, выраженные в его постановлениях и определениях по конкретным налогово-правовым вопросам (См., напр.: ранее уже упоминавшиеся постановления Конституционного Суда РФ от 4.04.96 № 9-П, от 17.12.96 № 20-П, от 24.02.98 № 7-П и др.).

До принятия части первой НК РФ в ст. 2 Закона РФ «Об основах нало­говой системы в РФ» указывалось, что под налогом, сбором, пошли­ной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществ­ляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых за­конодательными актами. Названный закон не проводил четкого раз­граничения понятий «налог», «сбор», «пошлина». Кроме того, в его тексте и в принятых позднее иных налоговых нормативных актах для обозначения платежей, сходных по своей природе с налогами, использовались и такие термины, как «целевые сборы», «лицензи­онные сборы», «плата», «платежи», «доход», «отчисления», «взнос».

 

Крохина

 

Важную роль сыграл Конституционный Суд РФ, ко­торый первый, среди правоприменительных органов предпри­нял попытку выработать понятие «налог».

Впервые налог стал объектом его рассмотрения в связи с за­просом о конституционности постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. № 197 «О введении платы за выдачу ли­цензий, на производство, разлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции»1 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1532.. В решении по данному делу Консти­туционный Суд, исследовав порядок установления налогов, от­метил, «федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если установлены федеральным законодатель­ным органом, в надлежащей форме, то есть федеральным зако­ном, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством ». Это реше­ние не содержало развернутой характеристики налогов, однако попытка ответа на вопрос о соответствии какого-либо платежа Конституции РФ (в частности, п. «з» ст. 71) оказалась сущест­венным вкладом в дальнейшее развитие дефиниции налога.

Впоследствии Конституционным Судом РФ были установ­лены и исследованы основные характеристики налоговых пла­тежей.

В постановлении по делу в связи с проверкой конститу­ционности "постановления Правительства РФ от 1 апреля 1997 г. № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет»2 СЗ РФ. 1997. № 14. Ст. 1729. он дал анализ следующих основных элементов налогового плате­жа: плательщики, объект обложения, ставка и порядок ее диф­ференциации.

В решении по делу о проверке конституционности ст. 11.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Рос­сийской Федерации»1 СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5339. Конституционный Суд РФ выявил целе­вое назначение налоговых платежей и их имущественный ха­рактер, указав, что, как правило, налоговые платежи при внесе­нии их в бюджет не имеют целевого назначения. Далее суд указал, что сущностью налогового платежа является основан­ная на законе денежная форма отчуждения собственности с це­лью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, инди­видуальной безвозмездности.

В Особом мнении по названному делу судьи Конституцион­ного Суда А. Л. Кононова налог определен как форма отчужде­ния собственности физических и юридических лиц на началах индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обязатель­ности, обеспеченной государственным принуждением.

Эволюция подходов Конституционного Суда к определению налога отражает выравнивание баланса частных и публичных имущественных отношений, рациональное перемещение «цен­тра тяжести» от приоритета государственной собственности в сторону компромисса между индивидуальными возможностями и общими потребностями.

Винницкий

Проводимая в настоящее время кодификация налогового законода­тельства сопровождается и унификацией используемой терминоло­гии. НК РФ, как было отмечено, ограничивается двумя основными терминами, специально закрепленными в ст. 8 Кодекса: «налог» и «сбор». (Ранее ст.З Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» содержала словосо­четание, заменяющее собой все термины, используемые для обозначения взиманий налогового характера, — «обязательный платеж». Вряд ли стоит порицать законода­теля, что он отказался от использования этого нечеткого по своему значению слово­сочетания (обязательный денежный платеж может осуществляться не только в рам­ках налоговых отношений). Поэтому (еще раз подчеркнем) целесообразно обозначить понятие, охватывающее все виды налогов и сборов, термином «фискальное взимание»).

Понятие налога в современной науке налогового права (как, например, и понятие договора — в науке гражданского права) яв­ляется многозначным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: