Из предыдущего мы заключаем, что слово «детерминация», применяемое в науке, имеет весьма ограниченный смысл: оно означает меньше, чем причинная определенность, так как, хотя оно и обозначает постоянную однозначную связь (которая, конечно, является характерной чертой причинной связи), ему не хватает существенного ингредиента производительности. Другими словами, принятое в настоящее время научное значение слова «определенность» частично не совпадает с его третьим принятым значением, о котором мы сообщали, то есть не совпадает со способом (действием или процессом), при помощи которого предмет приобретает свойство. В этом смысле «детерминированным» является не только то, что полностью квалифицировано (и поэтому поддается недвусмысленному описанию), не только то, что имеет определенные характерные черты, но также и то, что приобрело их одним или несколькими определенными способами. Это добавление может показаться на первый взгляд бесполезным, но оно не является таковым, ибо, согласно индетерминизму, могут быть определенности в смысле (а) и (б) но не могут быть в смысле (в). Действительно, по теории сторонников акцидентализма — или тихизма, как назвал его Пирс,— вещи действительно имеют определенные характерные черты, но они их приобретают не закономерным (а следовательно, исключающим предсказание) способом; ничто не определяет то, чем события являются,они внезапно возникают здесь и там без всякого предшествующего или одновременного условия.
К простейшим формам определенности в смысле (в) относится процесс приобретения
конкретными предметами количественных характеристик, который протекает не путем возникновения новых качеств, а путем непрерывной эволюции. Этот тип определенности рассматривается механистическим детерминизмом, согласно которому качества считаются неизменными и поэтому принимаются во внимание только количественные изменения. Описание Пуанкаре[7] этого особого типа определенности (который он называл (L'hipothesedeterministe) стоит напомнить из-за его краткости, ясности и благодаря тому, что оно широко принято[8]. Согласно Пуанкаре, «по детерминистической гипотезе состояние вселенной определяется исключительно большим количеством n параметров, которые я назову x1, х2,..., хn. Если известно значение этих n параметров в любой данный момент и также известны их производные по времени, то может быть вычислено значение тех же самых параметров в предыдущее или в последующее время. Другими словами, эти n параметров удовлетворяют n дифференциальным уравнениям вида
Но не всякая схема изменения соответствует упомянутой выше схеме; вещи могут получить свою определенность иным путем, чем тот, который рассматривает механика или механистические онтологии. В мире имеются качественные изменения наряду с количественными изменениямтак что механистический детерминизм является лишь подклассом того, что я назову «общий детерминизм», или «детерминизм latosensu».
Детерминация вызывается не только количественными изменениями, как полагает механистический детерминизм; и она не обязательно порождается одним лишь внешним принуждением, как это утверждает причинный детерминизм; также она не обязательно является однозначной или хорошо определенной, как считает и причинный,и механистический детерминизм. Все что требуется для отстаивания детерминизма в общем смысле,— это придерживаться гипотезы, что события происходят одним или несколькими определенными (детерминированными) путями, что такие пути становления не произвольны, а закономерны и что процессы, при помощи которых каждый предмет приобретает свои характерные черты, развиваются из предсуществующих условии. (Более точно существенные компоненты общего детерминизма будут описаны в разд. 1.5.)
Даже случайность, которая на первый взгляд кажется самим отрицанием детерминации, имеет спои законы, и случаи возникают из предсуществующих условий; следовательно случайность имеет место в том, что мы называем общим детерминизмом. Так, появление «решки» при бросании монеты, отнюдь не являясь незакономерным событием и отнюдь не возникая из ничего, представляет собой детерминированный результат детерминированного действия. Только это не единственный возможный результат, не единственный продукт данного процесса, или, как об этом еще можно сказать, ото не точно определенный результат. Бросание монеты является детерминированным процессом, потому что: (а) отнюдь не являясь необусловленным, он требует сочетания определенных условий, таких, как наличие монеты и бросающего человека (или машины), горизонтальной поверхности, на которую монета может упасть, гравитационного ноля п т. д.; (б) отнюдь не давая полностью неопределенные, произвольные, незакономерные результаты, бросание монеты дает лишь «решки» и «орлы», и, более того, это происходит по определенному статистическому закону, гласящему, что в конце концов количество «решек» будет приблизительно равно количеству «орлов», если монета хорошо уравновешена. В том же случае, если бросание монеты дает иногда «решки», а иногда слонов, газеты, сновидения или любые другие предметы произвольным, незакономерным путем, совершенно без всякой связи с предшествующими условиями, то это будет недетерминированный процесс<…>
[1]См. University of California Associates, «The Freedom of the Will», in F e i g 1 and Sellars, eds. ReadingsinPhilosophicalAnalysisis, p. 602: «Фактически детерминация и причинность являются тождественными понятиями. «А определяет В» и «А является причиной Б» — тождественные предложения». См. такжеАуег (1940), The Foundations of Empirical Knowledge, chap. IV, p. 179 и далее.
[2] Например, Hartmann (1949), NeueWegederOntologie, стр. 56: «Причина и действие составляют только одну форму среди многих форм детерминации».
[3] С м. Локк, Избранные философские произведения, стр. 68.
[4] К.Бернар, Введение к изучению опытной медицины, 1866, стр. 71.
[5] См. Эшби, Введение в кибернетику. Издательство иностранной литературы, 1959, стр. 43.
[6]См. Margenau, The Natuure of Physical Reality. 1950, p. 407.
[7]Р о i п с а г ё, Thermodinamique, 1908, p. IX.
[8]О подобной дефиниции «детерминистической системы» см.: Russell, OntheNotionofCause, в «MysticismandLogic», $912, p. 188.