Практический блок 2 часа
Мы проводим семинарское занятие. Важно быть на уроке, активно участвовать в семинаре. Студенты, пропустившие занятия будут отрабатывать тему в устном плане индивидуально. По окончании семинара мы познакомимся с новой темой. Для студентов 141,143 группы семинар пройдет на очной встрече 22.02.22! 19. 02722 познакомьтесь с новой темой, подготовьтесь к семинару!
1. Семинар - 2 часа
Вопросы:
1. классификация умственной отсталости;
2. причины умственной отсталости;
3. психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью;
4. возможности воспитания умственно отсталого ребенка в семье;
5. патронат семей, имеющих детей с умственной отсталостью.
Используйте для выступления сообщения, подготовленные заранее.
Теоретический блок 1 часа
Тема: Психолого–педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата.
1.Область специальной педагогики, изучающая нарушения ОДА
2. Причины нарушений ОДА.
3. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата
4. Понятие ДЦП
5. Психолого–педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
1. В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, социальная адаптация и интеграция в общество этих детей и включение их в общественно-полезную деятельность.
Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5—7 % детей. Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (89 %). По данным ряда авторов, на 10 000 новорожденных приходится 34—42 ребенка, страдающих церебральным параличом. За последнее десятилетие в России увеличилось количество детей с ДЦП. Это вызвало развитие новой области в специальной педагогике.
Причины нарушений опорно-двигательного аппарата
1. Внутриутробная патология (в настоящее время многими исследователями доказано, что более 400 факторов могут оказать воздействие на ЦНС развивающегося плода, особенно в период до 4 мес. внутриутробного развития): инфекционные заболевания матери: микробные, вирусные (за последние годы распространённость нейроинфекций возросла, особенно вирусных – таких, как гриппозные, герпес, хламидиозы и др.);
последствия острых и хронических соматические заболевания матери (сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения);
тяжелые токсикозы беременности;
несовместимость по резус-фактору или группам крови;
травмы, ушибы плода;
интоксикации;
экологические вредности.35 - 60%
2. Родовая травма, асфиксия.40,2 %
3. Патологические факторы, действующие на организм ребенка на первом году жизни:
нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.);
травмы, ушибы головы ребенка;
осложнение после прививок.
Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП.
Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата.
Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата.
Заболевания нервной системы:
детский церебральный паралич
полиомиелит.
Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:
врожденный вывих бедра,
кривошея,
косолапость и другие деформации стоп,
аномалии развития позвоночника (сколиоз),
недоразвитие и дефекты конечностей,
аномалии развития пальцев кисти,
артрогрипоз (врожденное уродство).
Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей,
полиартрит,
заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит),
системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП) – это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка.
ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха). Поэтому эти дети нуждаются в лечебной, психолого-педагогической и социальной помощи.
Детские церебральные параличи — собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде.