Вопр система работы зам семьи




Сопровождение приемной семьи – целостный, специально организованный и пролонгированный процесс взаимодействия службы сопровождения и приемной семьи. Цели сопровождения приемных семей: создание в приемной семье психолого-педагогических условий, предотвращающих семейное неблагополучие; помощь в преодолении трудностей воспитания детей (родных и приемных).

Этапы сопровождения:

1) подбор ресурсной семьи для ребенка;

2) подготовка базовой семьи и ребенка к совместной жизни;

3) патронаж приемной семьи.

I. Подбор ресурсной семьи для ребенка. На этом этапе осуществляется оценка потенциальной приемной семьи в целях исключения семей, не способных воспитать ребенка здоровой личностью; семей, не способных предоставить ребенку адекватные заботу и уход; семей, в которых ребенок не смог бы полноценно расти и развиваться. К таким семьям относятся семьи с неадекватной мотивацией, искаженными представлениями о родительских функциях и целях воспитания, с асоциальными стремлениями (тоталитарные секты). На этом же этапе производится подбор семьи, которая наиболее полно отвечала бы потребностям ребенка, т.е. имела бы возможности (ресурсы) по удовлетворению потребностей ребенка.

На сегодняшний момент нет единой стратегии оценки уровня готовности кандидатов в приемные родители к созданию приемной семьи. При определении степени готовности потенциальных приемных родителей к новой социальной и профессиональной роли следует учитывать два важных критерия, которые могут быть выражены через конкретные показатели, свидетельствующие о благоприятной перспективе создания приемной семьи: социальный статус семьи и материальное положение.

Кандидаты в приемные родители по-разному относятся к психологическому обследованию. Одни проявляют любопытство, другие – удивление, третьи – неудовольствие. Специалист должен с пониманием отнестись к подобному отношению потенциальных приемных родителей и членов их семей. При этом полезно апеллировать как к рациональной, так и эмоциональной сфере людей.

Существенное значение для формирования у потенциальных приемных родителей спокойного отношения к обследованию имеет верная тактика его организации. Следует правильно определять очередность использования различных методик. Можно рекомендовать в первую очередь обращать внимание на коммуникативные и эмоционально-ролевые свойства личности, а также на характер межличностных отношений. Успешной адаптации ребенка в семье способствуют такие черты кандидата в воспитатели, как мягкосердечность, эмоциональная стабильность, ответственность, самоконтроль, открытость, эмпатия, доброжелательность, терпимость, проницательность, спокойствие и уверенность в себе.

Насторожить специалистов должны те свойства, акцентуация которых может помешать созданию оптимальных взаимоотношений с ребенком. К ним относятся: замкнутость, эмоциональная нестабильность, подозрительность. Эти качества не позволяют кандидату в приемные родители принять ребенка таким, какой он есть, вследствие чего взаимоотношения с ним могут зайти в тупик[1].

Оценка потенциальной семьи помогает прогнозировать успешность и стабильность жизнеустройства ребенка. Стабильной можно назвать семью, в которой в данном случае отсутствует риск отказа от ребенка, которая справляется со своими основными функциями и обеспечивает ребенку все необходимое, а отношения между ее членами гармоничны и благоприятны.

 

И такое есть

Существуют различные формы жизнеустройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными являются социальные службы для детей [1]. К их числу относятся:

– организации (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медикосоциальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста);

граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

Вероника Несоновна Ослон выделяет три основные формы жизнеустройства (замещающей заботы) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это:

– институциональное воспитание;

– замещающая семья;

– профессиональная замещающая семья.

Институциональное воспитание – это воспитание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в детских домах семейного типа.

Замещающая (непрофессиональная) семья – семья, в которую отдают ребенка на усыиовление/удочерение. Последнее предполагает принятие ребенка в семью на правах кровного родственника – сына/дочери со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновители получает все юридические полномочия по уходу, воспитанию и защите прав ребенка и состоят с ним в алиментных отношениях. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению[2].

Профессиональная замещающая семья – это семья, один или оба родителя которой наделяются опекунскими полномочиями в отношении ребенка вплоть до его совершеннолетия, получают пособие на его содержание, зарплату за его воспитание и не состоят с ним в алиментных отношениях. Родители могут быть сотрудники социального учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека и попечительство – это формы устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Опека или попечительство устанавливаются в течение месяца с момента, когда стало известно, что несовершеннолетний находится без защиты.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре. Опекун или попечитель назначается по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту его жительства. Общее число детей в такой семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

35 вопрос соц проблемы быта Жизнедеятельность семьи непосредственно связана с бытовой сферой. Быт, являясь подсистемой общества, представляет собой социальный институт. Быт – это сфера непроизводственной общественной жизни, включающая в себя удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилье, поддержание здоровья, а также освоение человеком духовных благ, ценностей культуры, общение, отдых, развлечения. Быт – уклад повседневной жизни.

Различают общественный и домашний, городской и сельский, семейный и индивидуальный быт. Быт связан со специализированными социальными институтами: служба быта, здравоохранение, индустрия досуга, система торговли, транспорт, энергосистемы, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и др.[7] От состояния бытовой инфраструктуры во многом зависит качество семейной жизнедеятельности. Функция хозяйственно-бытовых отношений – общественное воспроизводство средств к жизни, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности в целях удовлетворения многообразных человеческих потребностей. В этом процессе формируются и внутрисемейные отношения, содержание которых в значительной мере определяется видом хозяйственной деятельности (сферой "домашних дел"): организация питания в семье; приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви; благоустройство жилища, создание уюта; организация жизни и быта семьи; создание и расходование бюджета семьи.

Каждый член семьи в силу целесообразности, необходимости решения назревших проблем или своей предрасположенности к ним играет определенную социальную роль: "добытчика", "кулинара", "исполнителя", "мастера на все руки", "потребителя", "инициатора" и т.п. Принятое для любой семьи распределение ролей в этом процессе со временем претерпевает определенные изменения: заметно снижается активность участия в домашнем хозяйстве отдельных членов семьи (мужа или жены, взрослых детей, чрезмерно занятых профессиональной деятельностью или по другим причинам). Таким образом, в течение длительного времени (с поры молодой семьи и до стадии ее зрелости) складывается своеобразная поляризация хозяйственно-бытовых отношений – частичная автономность мужа (жены) от остальных членов семьи. В семье организуется и бытовое обслуживание людей, содержание в определенном состоянии жилища, домашнего имущества, одежды, обуви, различных бытовых приборов и инструментов. Здесь создаются условия для отдыха и сна, восстановления израсходованных физических и душевных сил. И если совместное принятие пищи как общение восстанавливает и укрепляет больше эмоциональный и интеллектуальный аспекты взаимоотношений (общность взглядов, мнений, суждений, настроений, состояний и т.п.), то совместная деятельность по устройству быта, жилья способствует сближению интересов, стремлений, целей, одним словом, развивает больше мотивационный и волевой компоненты каждой личности, создает необходимые предпосылки формирования сплоченности в семье. В этих условиях лучше познаются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.Решение вопросов формирования и расходования денежных средств, пополнения бюджета семьи, материальное положение требует от супругов определенного терпения, старания и взаимопонимания, особенно в годы экономических реформ в стране. Именно эта сторона жизни семьи нередко деформирует отношения, взгляды и установки, в частности, у молодых супругов, имеющих образование и профессию. Изучение этой проблемы в молодых семьях подтвердило тот факт, что преимущественная роль в создании бюджета семьи отводится мужчине, так как лишь до 45% молодых жен, проживающих в городах, а в небольших населенных пунктах – 25%, имеют возможность участвовать в пополнении семейного бюджета. Такие низкие показатели уменьшаются еще за счет невозможности трудоустройства жен по специальности, ожидания ребенка, проблемы устройства ребенка в детское учреждение, отсутствия собственной жилплощади и др. Однако в современной, особенно городской, семье наблюдается и другая тенденция – преобладающая роль жены в формировании семейного бюджета относительно возможностей главы семьи. Количество таких случаев за последние годы возросло в несколько раз и имеет место в каждой восьмой нуклеарной семье. Возникающие комплексы "зависимости", "неполноценности" и другие психотравмирующие последствия негативно влияют на развитие взаимоотношений между супругами и с их окружением. В этих условиях от супругов требуется достаточный такт, сдержанность, терпение в общении, чувство "границы ранимости" близких и родных. Таким образом, самая объемная функция хозяйственно-бытовых отношений предполагает внимательное изучение супругами всех сфер домашних дел на предмет благоприятных и конфликтных условий действий каждого из них с учетом индивидуальных акцентуаций характера.

Вопрос структура быта

Жизнедеятельность семьи непосредственно связана с бытовой сферой. Быт, являясь подсистемой общества, представляет собой социальный институт. Быт – это сфера непроизводственной общественной жизни, включающая в себя удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилье, поддержание здоровья, а также освоение человеком духовных благ, ценностей культуры, общение, отдых, развлечения. Быт – уклад повседневной жизни.

Различают общественный и домашний, городской и сельский, семейный и индивидуальный быт. Быт связан со специализированными социальными институтами: служба быта, здравоохранение, индустрия досуга, система торговли, транспорт, энергосистемы, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и др.[7] От состояния бытовой инфраструктуры во многом зависит качество семейной жизнедеятельности.

Различают общественный, городской, сельский, семейный, индивидуальный Быт Структура Быт может рассматриваться с точки зрения соотношения: материальной и духовной сторон; социального и индивидуального аспектов; видов затрат времени и деятельности (удовлетворение физиологических потребностей, бытовой труд, досуг); типов социального объединения и общения (семья, соседство, товарищеские компании, молодёжные группы и т.д.). Под влиянием социальных, а также географических условий у различных народов вырабатывается комплекс приёмов, обычаев, обрядов, связанных с удовлетворением потребностей. При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и социальных групп, в городе и деревне складываются разные формы Быт, выражающие свойственные этому обществу социальные противоречия.

В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов Быт, так и его структуры. В основе этих изменений в конечном счёте лежит развитие производительных сил и смена способов производства. Значение Быт в жизни людей изменяется в связи с процессом урбанизации и увеличением свободного времени. Расширение сети бытовых предприятий, рассчитанных на массовые потребности и массовое обслуживание (в сфере как материального, так и духовного потребления), оказывает влияние на семейный и индивидуальный Быт

Наряду с процессом интернационализации Быт он сохраняет национальные и социальные особенности у разных народов и социальных групп.

В социалистических государствах индустриализация, кооперирование сельского хозяйства, рост образования и культуры населения приводят к коренным преобразованиям в Быт Осуществляется техническое перевооружение Быт, повышается общий уровень материального и духовного потребления. В условиях социализма всё возрастающее значение приобретают общественные формы удовлетворения потребностей людей (бесплатное образование и медицинское обслуживание, широкая сеть общедоступных библиотек, клубов, домов отдыха). Постепенно преодолеваются существенные различия между образом жизни интеллигенции и людей физического труда, городским и деревенским Быт, существующие в Быт пережитки.

Процессы, происходящие в сфере Быт, приводят к стандартизации некоторых его элементов. Однако это не означает нивелирования потребностей и вкусов людей, хотя и порождает сходный стиль жизни у членов определённых профессиональных и социальных групп.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: