Рабочий этап (исследовательский этап) осмотра ДТП




Рабочий этап (исследовательский этап)принято подразделять на общий и детальный осмотр. На первом этапе необходимо провести общий осмотр места происшествия в ходе которого определяются границы осмотра, ориентируя его относительно дорожных знаков или каких-либо объектов окружающей обстановки (дома, электроопоры, постройки и т.п.). Производится фото- либо видеосъемка. При этом в кадр должны попасть дорожные знаки, сигнальные приборы, обстановка вдоль дороги.

Очень важно правильно решить вопрос об исходной точке осмотра, а также определить, какими методом и способом он будет осуществляться. В криминалистике различают три основных (наиболее часто применяемых) способа осмотра места происшествия: концентрический, эксцентрический и фронтальный.

Концентрический способ - это способ, при котором осмотр территории ведется от периферии к центру по методу «закручивающейся спирали». При этом центром не обязательно будет геометрический центр осматриваемой территории. Им может быть любой наиболее важный объект, выбранный комиссаром по своему усмотрению.

При эксцентрическом способе, (способе «развертывающейся спирали») осмотр идет от центра к периферии. И здесь центром будет самый важный объект независимо от места его расположения на осматриваемой территории.

Фронтальный способ осмотра используется чаще всего на больших территориях. При этом вся территория делится на равные по ширине отрезки (обычно 1 - 1,5 м.), и каждый отрезок осматривается от одного края территории до другого края.

Существует еще одна разновидность фронтального осмотра - линейный осмотр. Он проводится в том случае, когда необходимо осмотреть место происшествия вдоль одной линии[1].

Необходимо также иметь в виду, что на практике вполне возможна комбинация двух или даже всех трех способов осмотра.

При столкновениях осмотр обычно ведут от его центра, которым условно считают место, где расположено наибольшее количество объектов обстановки, к периферии. При этом сначала двигаются навстречу движению транспорта, а затем - в направлении его движения. При всяком осмотре рекомендуется обозначить на дороге (лучше всего мелом) начало и конец следов; обвести мелом площадь, занимаемую осколками стекол, лужицами разлитой жидкости. Отмечают также отдельные дефекты на дорожном покрытии - царапины, выбоины и т.д.

Выбрав наиболее подходящие для данной ситуации метод и способ осмотра, комиссар начинает непосредственную работу на месте происшествия.

Участок проезжей части в районе ДТП, подлежащий осмотру условно можно подразделить на три зоны:

1. Исходная зона - это место (точка) практического восприятия водителем возникшей опасности.

2. Промежуточная зона - место, с которого водитель по прошествии времени реакции на опасность для движения принимает меры к предотвращению ДТП (экстренное торможение, изменение направления движения, маневр и т.д.)

3. Зона совершения ДТП - включает место столкновения, расположения транспортных средств после столкновения и следы ДТП (торможение, разброс и локализация осыпи стекол и деталей, выбоины, царапины на дорожном покрытии и т.д.).

Знание, понимание и правильное применение комиссаром последовательности осмотра этих зон, позволяет ему точно определить границы осмотра, правильно его оградить, что исключит возможность утери и уничтожения вещественных доказательств.

Осмотр места ДТП комиссар должен начинать с «зоны совершения ДТП» и продолжать до «исходной зоны». При таком порядке осмотра ему легче исключить из рассмотрения следы, оставленные транспортными средствами, не участвовавшими в ДТП.

Приступая к осмотру места ДТП, комиссар должен помнить, что нередко причиной происшествия является неосторожное поведение пострадавшего или лиц, управлявших другими транспортными средствами, которые появляются на проезжей части неожиданно для водителя, в непосредственной близости от проезжающего транспорта. Непрозрачные препятствия, из-за которых обычно появляются участники движения, как правило, образуются густо посажеными кустарниками и деревьями, заборами строительных площадок, припаркованными к обочине дороги крупногабаритными транспортными средствами. Именно из-за них чаще всего внезапно появляются пешеходы, выезжают автомобили и мотоциклы.

Поэтому в протоколе осмотра отдельно указывается обзорность дороги с места водителя, с какой стороны дороги и какими предметами она ограничена.

Не следует смешивать видимость с обзорностью; как указывалось, дальность видимости зависит от освещенности, предмета, яркости его на фоне дороги и от состояния погоды.

Расстояние видимости определяется несколькими факторами, в числе которых следует отметить:

а) освещенность проезжей части, обочин и тротуаров;

б) габариты и светоотражающие свойства находящихся на месте ДТП объектов и дорожных покрытий;

в) остроту зрения и цветочувствительность участников ДТП.

Определение расстояния видимости необходимо вести как по прибытию на место происшествия, так и в условиях, сложившихся на момент происшествия (времени суток, освещенности, состояния дорожного покрытия, состояния и работоспособности приборов освещения и сигнализации ТС и т.п.)[2].

Сопоставление и анализ указанных обстоятельств позволяет правильно оценить дорожную обстановку на месте аварии и облегчит дальнейшее расследование.

Приступая к детальному осмотру места ДТП, комиссар должен четко знать его задачи. Главная задача комиссара заключается в том, чтобы точно зафиксировать, где именно располагались обнаруженные при осмотре предметы. Начинать осмотр рекомендуется с определения постоянного ориентира, к которому можно «привязать » все другие объекты осмотра. Таким предметом может быть километровый столб, перекресток, стационарное сооружение и другие предметы. Задача аварийного комиссара заключается в том, чтобы записи в протоколе при необходимости позволили точно определить, где именно располагались обнаруженные при осмотре объекты.

Если место ДТП находится в населенном пункте - указывается название улицы, номер дома. Вне населенных пунктов - указывается номер шоссе (дороги), километр и ориентир. Неточная «привязка» места или недостаточные сведения о предмете, который взят за основной ориентир, может в последствии серьезно затруднить расследование.

Необходимо учитывать, что в ходе осмотра в первую очередь должны быть произведены измерения таких параметров, которые подвержены быстрым изменениям. Так, например, частицы резины протектора, образующие след юза на покрытие, с течением времени выветриваются или смываются, вследствие чего длина следа уменьшается. За 1-2 часа следы торможения на асфальтобетонном покрытии могут стать короче на 20-30 см, на влажных покрытиях малозаметными, а на обледеневшей и укатанной заснеженной дороге - исчезнуть совсем.

Указания в протоколе условий осмотра (атмосферные явления, видимость, освещенность и т.п.) также важны для уяснения механизма ДТП. Не менее важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, являются конкретные дорожные условия. Поэтому комиссаром очень точно должно быть определено и качество дорожного покрытия, и его фактическое состояние (мокрое, заметённое, обледенелое и т.п.). В этих целях принята следующая терминология:

- асфальт, бетон, гравий, грунт и т. п.;

- сухое, ровное, шероховатое, очень чистое;

- сухое, ровное, чистое (запылённое);

- влажное, ровное, чистое;

- ровное, мокрое;

- ровное, мокрое, грязное;

- снежный наст с песочно-солевой подсыпкой (или без неё);

- обледенелое (гололёд).

Практика показывает, что в момент ДТП на поверхности проезжей части, как правило, отсутствует ровный слой воды или снега, льда, грязи и т.п., отсутствует и его однородность. Чаще на дороге имеются лужи воды, выбоины, фрагменты наслоения жидкой грязи. Все эти обстоятельства должны найти отражение в протоколе. В понятие дорожных условий входит также характеристика и состояние обочин дороги, наличие или отсутствие тротуаров, разделительных полос, автобусных остановок и т.п. Все эти сведения должны быть также зафиксированы в ходе осмотра места ДТП.

Освещенность участка дороги также относится к характеристике дорожных условий. В зависимости от неё водитель выбирает скорость с тем, чтобы в случае необходимости успеть остановить транспортное средство, а также определяет, с учетом видимости, какой свет ему включить.

При обследовании участка дороги, освещаемого искусственным светом, должно быть зафиксировано, все ли светильники работали. Расположение светильников наносится на схему, и на ней отмечается, какие из них были неисправными на момент осмотра. Эти данные имеют значение для установления возможности распознания с места водителя отдельных объектов, находящихся в определенной зоне участка происшествия.

На расстояние видимости влияет множество других факторов: размер и цвет различных объектов, фон, на котором эти объекты выступают, чистота ветрового стекла, состояние погоды, наличие встречного транспорта и т.д.

Обязательно подлежат фиксации все дорожные знаки, их местонахождение; светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение разметки, наличие подземного перехода, направления выходов, их расстояние до места происшествия, т.е. все объекты, имеющие отношение к движению в районе ДТП.

К числу объектов внешнего окружения, которые необходимо фиксировать в протоколе осмотра места происшествия, относятся: дома, деревья, кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, арки, подъезды, остановки трамвая, троллейбуса, автобуса. Нужно также определять удаление этих объектов от места происшествия. В необходимых случаях все эти данные будут использованы при проведении следственного эксперимента.

В некоторых случаях осмотр места происшествия осуществляется с того участка дороги (улицы), на котором сохранились следы, указывающие на место столкновения автомобилей (осыпь грязи, стекла, лакокрасочного покрытия, вещества, которым было загружено транспортное средство, горюче-смазочные вещества, следы торможения и т.д.). Место расположения обнаруженных следов необходимо точно зафиксировать.

Если ДТП совершено на мосту, в тоннеле или на железнодорожном переезде (регулируемом или нерегулируемом), то дается соответствующая запись в протоколе. Место ДТП привязывается к постоянным ориентирам (зданиям, отдельным сооружениям, опорам линий освещения и связи и т. п.). При этом фиксируется расположение ориентира относительно кромки проезжей части, обочины, тротуара и других элементов дороги.

Производить осмотр следует, исходя из принципа направления движения транспортного средства. Характерными параметрами, которые должны быть зафиксированы при осмотре, являются, ширина проезжей части, обочин, радиус закругления, величина подъемов или спусков и поперечных углов. Приступая непосредственно к осмотру, необходимо стремиться к тому, чтобы, как можно быстрее восстановить нормальную работу транспорта; осмотреть, прежде всего, менее устойчивые следы, к которым относятся:

- следы, указывающие на точку наезда или место столкновения транспорта (осыпь грязи, стекол и т.д.);

- следы вещества, которым был загружен транспорт; следы масла автомашины, осколки фар.

Место столкновения ТС можно определить (транспортных средств) по следам обломков, осыпи грязи. Осыпи грязи располагаются вблизи места столкновения, так как крылья ТС препятствуют их перемещению на значительное расстояние, что облегчает задачу по определению места столкновения. Масло, вода, тосол, антифриз, вытекающие из поврежденных деталей автомашины, могут прямо указывать место столкновения, так как их разбросу препятствует другой автомобиль - участник ДТП, они вытекают вниз прямо на поверхность дороги в месте повреждения транспортных средств.

Следы повреждений, оставленные на придорожных объектах помогут:

- установить путь движения ТС до столкновения;

- получить информацию о возникновении ДТП;

- найти точки, в которых ТС выехало за пределы дороги;

- обнаружить отпечатки следов шин и других следов;

- решить вопрос о том, где находился автомобиль перед столкновением.

След первого соприкосновения транспортного средства с придорожным объектом может свидетельствовать о том, что водитель полностью или частично потерял управление намного раньше, чем можно было предположить, хотя этот наезд, возможно, был вызван попыткой выйти из аварийной ситуации. Следы на придорожных объектах часто могут быть сопоставлены с повреждениями транспортных средств.

Однако, необходимо научиться различать старые следы механических повреждений, оставленные транспортными средствами на придорожных объектах ранее, от повреждений, оставленных транспортом, участвующем в столкновении, непосредственно перед ДТП.

Отличия заключаются в следующем: старые следы имеют наслоения пыли, грязи, они более тусклые и затертые, имеют наслоения, оставленные другими транспортными средствами и т.д.

При осмотре ДТП особое значение имеет изучение дефектов дорожного покрытия. Как показывает практика, ДТП часто совершаются в местах, где после участков с ровным покрытием расположены участки с неровным покрытием с выбоинами или волнами.

В начале неровных участков происходят попутные столкновения автомобилей, движущихся группами, с передними автомобилями, которые снижают скорость при въезде на неровный участок, особенно если он трудноразличим издали; в средней части - столкновения из-за выезда автомобилей на полосу встречного движения при объезде выбоин на своей полосе, а также из-за увеличения амплитуды виляния прицепов многозвенных автопоездов.

С ухудшением ровности покрытия количество ДТП увеличивается до некоторого предела, наступающего в момент, когда неровности начинают заметно отражаться на скорости автомобилей. При превышении этого предела водители стремятся быстро снизить скорость, сосредоточивая свое внимание на том, чтобы избежать резких толчков. В результате уменьшается количество происшествий.

Особенно сильное влияние на уровень безопасности движения оказывают неровности, пока их суммарная площадь не превышает четверти общей площади проезжей части. При большей площади повреждений покрытий скорость движения автомобилей значительно снижается, а количество ДТП не увеличиваются.

Опасность дорожно-транспортных происшествий на неровных покрытиях возрастает в дождливую погоду. При сухом покрытии водитель может объехать выбоину или своевременно снизить скорость. В дождливую погоду выбоины заполняются водой и водители не могут отличить их от мелких луж.

Различают следующие типичные дефекты покрытия:

трещины - нарушение целостности покрытия без удаления материала с образованием узких щелей:

одиночные трещины - продольные и поперечные одиночные трещины, расположенные на расстоянии свыше 4 м друг от друга без соблюдения какой-либо закономерности:

сетка трещин - взаимопересекающиеся трещины, делящие поверхность покрытия на многоугольники со стороной 0,5-1 м;

раскрытые трещины - необработанные трещины с шириной раскрытия 3 мм и более;

деформации - изменение продольного и поперечного профиля покрытия без удаления материала:

волны - чередование на покрытии впадин и возвышений в продольном направлении по отношению к оси дороги;

просадки - искажение профиля покрытия в виде впадин с пологими краями, нередко сопровождающееся сеткой трещин;

колейность - искажение поперечного профиля покрытия вдоль полос наката, нередко сопровождающееся продольными трещинами и сеткой трещин;

сдвиги - смещения покрытия, наблюдающиеся в местах торможений и на крутых спусках;

разрушения - нарушение целостности покрытия с удале­нием материала;

выбоины - разрушение покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями (более 3 см глубиной и 200 кв. см по площади);

выкрашивание - разрушение дорожного покрытия за счет потери зерен минерального материала (менее 3 см глубиной и 200 кв. см по площади);

шелушение - разрушение поверхности покрытия за счет отслаивания тонких пленок и чешуек материала, разрушаемого под действием воды и мороза;

проломы - полное разрушение дорожной одежды на всю ее толщину с резким искажением поперечного профиля, сопровождающееся сеткой трещин;

скол кромок - разрушение кромок швов и углов плит цементобетонных покрытий, кромок дорожных покрытий нежесткого типа в местах сопряжения их с обочинами;

гребенка - разрушение покрытий из щебня, гравия и грунта в виде поперечных выступов и углублений;

пучины и пучинистые места - сетка трещин на покрытии с выдавливанием грунта на поверхность или взбугриванием покрытия[3].

Согласно требованиям ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Указанный стандарт устанавливает предельно допустимые в эксплуатации показатели ровности элементов улично-дорожной сети и максимально допустимые размеры отдельных неровностей.

Если на месте ДТП присутствуют отдельные дефекты, размеры которых превышают параметры, установленные ГОСТ Р 50597-93, то следует считать, что на покрытии имеются дефекты покрытия.

В первую очередь в протоколе осмотра места ДТП следует отмечать те составляющие дорожных условий, которые подвержены наиболее быстрому изменению (т. е. связанных с эксплуатационными факторами). Постоянные составляющие рекомендуется определять в последнюю очередь.

При составлении протокола осмотра места ДТП необходимо учитывать, что дорожные условия на месте происшествия на момент осмотра могут отличаться от аналогичных условий в момент совершения ДТП. В первую очередь это замечание относится к состоянию погоды, проезжей части и обочин дороги, а также условиям освещенности. В связи с этим рекомендуется уделять внимание данным вопросам при опросе участников и очевидцев ДТП.

При заполнении протокола осмотра места ДТП учитываются характеристики состояния погоды, делаются указания вида осадков и температуры воздуха в момент начала осмотра. Следует учитывать, что погода особенно существенное влияние оказывает на дорожные условия осенью, зимой и весной, когда наблюдаются резкие колебания температуры, изменяются вид осадков, направление ветра, в результате чего быстро меняются состояние покрытия проезжей части дороги, обочин и условия освещенности. Далее в протоколе указывается вид ДТП (столкновение ТС, опрокидывание ТС, наезд на стоящее ТС, наезд на препятствие, иные виды ДТП). Если конкретное ДТП не относится ни к одной из категорий, то в протокол осмотра вносится его точное вербальное описание.

Протокол осмотра места ДТП должен содержать полную характеристику дорожных условий в месте происшествия с выделением тех параметров дороги, которые не соответствуют требованиям действующих нормативных правовых актов, и неудовлетворительных дорожных условий, послуживших причиной ДТП или ему способствовавших.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: