Осмотр следов транспортного средства




 

При осмотре следов шин автомобиля следует установить: вид и состояние грунта или покрытия дороги; расположение следов передних и задних колес, размер колеи, строение рисунка протектора, длину следа одного оборота колеса, длину следа торможения, признаки направления движения.

Определяя направление движения транспортного средства, следует иметь в виду следующее: в следах шин повышенной проходимости вершины углов рисунка направлены, как правило, в сторону, обратную направлению движения; брызги воды и жидкой грязи отбрасываются по ходу колеса вперед и в сторону; пыль, увлекаемая воздушным потоком, размещается вдоль следа веером, раскрытым в сторону, обратную направлению движения транспортного средства; при переезде колесами транспортного средства прутьев, соломинок и иных подобных предметов, они ломаются или изгибаются под углом, раскрытым в сторону движения; капли масла, крови, воды, падающие с транспортного средства, будут расположены по проезжей части дороги пятнами, сужающимися по направлению движения; трава приглаживается колесами в сторону, обратную направлению движения; около камня, вдавленного в грунт транспортным средством, образуется зазор со стороны, обратной направлению движения.

Эти особенности в наиболее обобщенном и упрощенном виде сводятся к следующим основным моментам:

1. При движении автомашины по прямой линии протекторы покрышек передних и задних колес большинства автомашин прокладывают на дороге колею одинаковой ширины следа и поэтому задние колеса стирают полностью или частично отпечатки рисунка, оставленные протекторами покрышек передних колес, и на грунте сохраняются следы протекторов покрышек только задних колес. Для того чтобы обнаружить отпечатки протекторов всех четырех колес, необходимо найти такой участок дороги, где автомашина сделала поворот (например, при наезде на обочину). При повороте автомашины на грунте запечатлеваются следы протектора покрышек всех четырех колес.

У трехосной автомашины на повороте сохраняются следы колес первой и третьей оси. Надо иметь в виду также, что если машина имеет прицеп, то следы его колес покроют следы колес автомашины.

Ширина колеи - это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес.

База автомобиля - это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-й осью).

Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода.

Следы могут быть объемными (вдавленными) и поверхностными.

Поверхностные делятся на следы наслоения (образуемые за счет наслоения на поверхность дороги частиц грязи, пыли и т.д., отделившихся от шины) и следы отслоения (образуются за счет уноса грунта выступающими элементами протектора). Поверхностные следы наслоения могут быть также позитивными (образуются частицами, находящимися на выступающих элементах протектора покрышки) и негативными (образуются за счет вещества, находящегося в углублениях протектора).

При неблагоприятных погодных условиях первыми подвергаются осмотру наименее устойчивые объемные следы, образовавшиеся на снегу, песке, слое пыли, а также пятна крови, ГСМ, воды, антифриза и других жидкостей. Для их обнаружения в ночное время и в условиях недостаточной видимости используются освещение исследуемых поверхностей фонарями со светофильтрами или источниками ультрафиолетового излучения, а также повторный осмотр в дневное время[4].

На месте ДТП могут остаться следующие виды следов протектора шин: отпечатки, следы скольжения, следы проскальзывания.

Отпечатки - это следы, оставленные протекторами шин, когда колеса транспортного средства свободно вращаются (динамические или следы качения) или транспортное средство длительное время стоит (статические). Отпечатки хорошо, видны как вдоль, так и поперек следа. В зависимости от вида и состояния дорожного покрытия эти следы могут быть, как объемные, так и поверхностные (наслоения, отслоения). Объемные следы образуются на мягком грунте (земле, пыли, снегу). Поверхностные следы образуются на твердом покрытии дорог (асфальте, бетоне), плоских предметах, лежащих на пути следования автомобиля (мотоцикла, мотороллера), одежде потерпевшего при наездах. Поверхностные следы могут быть позитивными, в них отображаются только выступающие части рисунка протектора, и негативными, образующимися за счет грязи или красящих веществ, застрявших в углублениях протектора. При этом рельефные (выступающие) части образуют пробелы. Часто одни и те же поверхностные следы шин на одних участках дороги могут оказаться позитивными, на других - негативными.

Следы скольжения (юза) это полосы, оставленные на дороге смещающимися шинами заторможенных, т. е. не вращающихся колес. Если шина скользит в плоскости колеса, то ее след легко отличить от отпечатка, так как рисунок протектора не виден поперек следа, но оставляет определенное количество продольных линий. Если шина скользит параллельно оси колеса, то ширина следа равна габаритному размеру зоны контакта шины с дорогой. В этом случае никакие особенности рисунка не видны. При этом следует помнить о том, что автомобили, оснащенные АБС, не оставляют следов юза колес.

Следы проскальзывания - следы, которые являются результатом одновременного скольжения и вращения колес.

Сравнительно легко обнаружить подобные объемные следы колесного транспорта на мягком грунте (земле, снегу). Гораздо труднее - на твердом грунте, асфальте.

Иногда поверхностные следы можно обнаружить только при косопадающем освещении. Поверхностные позитивные следы хорошо видны на покрытии дороги (асфальте, бетоне), после того как колеса переехали участки дороги, покрытые водой, пылью, грязью и т.п. Негативные следы шин можно обнаружить в конце следа торможения, когда колеса, двигаясь некоторое расстояние по асфальтированному или бетонному покрытию дороги «юзом», вбирают в себя стирающиеся частицы протектора и грязь с покрытия дороги. При полной остановке транспортного средства эти частицы, выпадая из углублений участка протектора, отображают рисунок его строения. Особенно четким отображение бывает в следах шин с мелким рисунком протектора.

Следы торможения - один из наиболее важных объектов, подлежащих осмотру при ДТП, поскольку они являются исходным пунктом для установления ряда обстоятельств: направления движения и скорости автомобиля, взаимного удаления автомобиля и человека при наездах на людей, транспортных средств при столкновении, остановочного пути автомобиля и других.

Характер следов торможения служит ключом к расшифровке действий водителя и движения машины, ее технического состояния и т.д. Так, криволинейные следы отпечатков протектора могут свидетельствовать о попытке избежать происшествия торможением и маневром.

Прерывистые следы торможения иногда свидетельствуют о том, что машина двигалась с большой скоростью и водитель, предотвращая опрокидывание автомобиля от резкого торможения, постепенно снижал скорость.

Анализируя следы торможения, нужно иметь в виду, что начало фактического торможения не совпадает с началом видимого следа. Длину тормозного пути замеряют от начала видимого отпечатка протектора - до окончания четко видимого следа протектора. Точное знание длины тормозного следа данного транспортного средства имеет существенное значение при вычислении скорости движения автомобиля перед началом принятия водителем мер к экстренному торможению с целью предотвращения ДТП в момент возникновения опасности для его движения, определения полного остановочного пути и установлении технической возможности предотвращения ДТП.

Процесс торможения технически исправного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения прямолинейно. Если же не все колеса блокируются одновременно, то машина будет отклоняться в сторону ранее заблокированных (левых или правых) колес. Такие следы могут указывать на неправильную регулировку тормозов.

На обледенелой дороге не происходит достаточного сцепления шины с дорожным покрытием и следы не имеют ярко выраженного характера. Скольжение колес вызывает подтаивание льда, который затем подмораживается, а значит, приобретает другой вид. Это явление и позволяет обнаружить следы движения невращающихся (заторможенных) колес.

В начале торможения передняя часть машины под действием Если следы неполные, нужно измерить расстояние между аналогичными элементами рисунков следов.

В следах торможения иногда наблюдаются перерывы, возникающие как в результате действий водителя, так и по техническим причинам (скольжение колес по частично мокрой дороге, неправильная расточка тормозного барабана).

Водитель может прекратить торможение, полагая, что опасность миновала, но, осознав после этого ее реальность, вновь затормозить. На участках мокрой дороги скользящее колесо не оставляет следов, поскольку водная пленка уменьшает сцепление, следы образуются только на сухих участках. При высыхании воды они частично утрачиваются.

Следы торможения колес с шипами противоскольжения имеют некоторые особенности. В результате трения шипы повреждают поверхность дороги. В следах стирания резины шины они оставляют продольные параллельные царапины. В следах качения царапины короткие, а в следах скольжения более длинные.

Тщательное изучение следов торможения позволяет выявить и некоторые технические неисправности автомобиля, в частности, непригодные для эксплуатации шины. Форма шины колеса с неизношенным протектором округлая. Вызываемая торможением поперечная деформация уменьшает округлость беговой дорожки, увеличивая площадь контакта шины с дорогой. Стирание резины происходит равномерно по всей ее ширине. Если протектор полностью изношен, то беговая дорожка становится менее упругой, чем боковые части шины. Последние стираются в большей степени, чем середина, что обнаруживается в конце следа торможения. Форма окончания следа торможения шины с отсутствующим протектором имеет вид полуэллипса, обращенного открытой стороной в направлении движения автомобиля.

3. Этап закрепления полученных результатов, или фиксации.

 

После составления протокола осмотра важнейшим первоначальным процессуальным документом при расследовании любого ДТП в комплексе с фотографированием места происшествия является изготовление схемы ДТП. В большинстве случаев первоначально обстановка происшествия фиксируется схемой, выполняемой от руки. Схема, прилагаемая к протоколу осмотра места ДТП, является документом, во многом предопределяющим в дальнейшем весь ход расследования. На ней необходимо отразить наиболее важные моменты механизма ДТП: точки, места столкновения или наезда; объекты - расположение ТС или потерпевшего; следы торможения, юза, заноса, скольжения, отделившейся грязи и т.д.; отдельные следы, оставленные на дорожном покрытии (выбоины, царапины, маслянистые пятна и т.д.); отдельные узлы и детали, отделившиеся от автомобиля при столкновении и т.д.

На практике, именно на месте ДТП первоначально составляется, как правило, «черновая» схема осмотра места происшествия. Она служит в основном для того, чтобы показать примерное взаимное расположение самых важных объектов на месте ДТП относительно элементов проезжей части дороги и предполагаемого места столкновения с указанием в ней необходимых замеров.

В дальнейшем составляется более подробная схема осмотра места происшествия при ДТП, которую, как правило, обязаны подписывать все те лица, которые подписали «черновую» схему. Для того, чтобы данная схема не была «черновой», и не являлась «примерной», а отражала объективную обстановку места ДТП, ее необходимо выполнить надлежащим образом в соответствующем масштабе или на миллиметровой бумаге. Если предполагается, что оформленная должным образом схема с указанными на ней размерами останется единственным графическим документом по делу, то необходимо, чтобы были соблюдены пропорциональность и правильное взаимное расположение изображенных объектов.

На схеме должны быть указаны три размера: один – параллельно осевой линии дороги: от переднего или заднего моста транспортного средства до избранного ориентира и два перпендикулярных этой линии: от осей передних и задних колес до границы проезжей части (обочины).

В каждом конкретном случае могут быть выбраны свои ориентиры на месте ДТП и характерные точки на ТС. Если кромка проезжей части четко не просматривается (покрытие изношено, занесено снегом) или отсутствует (на проселочных грунтовых дорогах), то перед замерами на местности проводят базовую линию.

Для этого между двумя заметными неподвижными ориентирами натягивают веревку или полотно рулетки, и все расстояния замеряют от нее.

Пользуясь базовой линией, можно точно воспроизвести объекты сложной конфигурации.

Постоянным ориентиром может быть километровый столб, перекресток, стационарное сооружение и другие неподвижные предметы. Фиксацию предметов на месте ДТП принято производить в прямоугольной системе координат. При этом одна ось располагается вдоль проезжей части (целесообразно за базовую линию принимать границу проезжей части), а другая, соответственно, поперек проезжей части.

Для замеров удобно использовать две рулетки длиной 20 м каждая. Одну из них укладывают в продольном направлении, совместив начало рулетки с началом координат, другую рулетку переносят в поперечном направлении, фиксируя характерные точки путем засечки значений соответственно на продольной и поперечной рулетке.

На схеме происшествия обязательно должно быть нанесено место столкновения ТС с указанием расстояния от места первичного соударения до линии светофоров по ходу движения машин. Если указаны расстояния от светофоров до края проезжей части, та возможно нанесение расстояний от места столкновения до этого края дороги.

Часто удается определить место столкновения ТС по объективным факторам, и оно наносится на схему в одном варианте. В случае отсутствия этих факторов место столкновения определяется со слов водителей и об этом делается соответствующая запись на схеме. Если водители указывают каждый свое место столкновения, то они наносятся на схему и нумеруются с указанием номера ТС, водитель которого указал данную координату первичного соударения.

Считается, что наибольшую информацию о месте столкновения несут следы торможения, бокового скольжения или качения; участки осыпи грунта с днища автомобиля и россыпи осколков стекла разбитых фар; отделившиеся от ТС детали и фрагменты.

Так, при поперечном столкновении ТС, одно из которых или оба были экстренно заторможены, в месте столкновения происходит излом (отклонение) тормозного следа. Место столкновения ТС может быть нанесено на схеме в месте излома следа торможения вперед по ходу движения на расстоянии, равном расстоянию между осью передних колес и передним бампером. Поперечная координата места столкновения может быть точно установлена с учетом характера повреждений ТС: при деформации переднего угла автомобиля место удара находится на линии соответствующего тормозного следа; при деформации всей передней части автомобиля место удара наносится посредине между следами торможения.

При фиксации местоположения транспортных средств на проезжей части для фиксации выбирается не менее двух базовых точек автомобиля, определяемых двумя размерами; при наличии прицепа его расположение фиксируется таким же образом. Целесообразно за базовую точку на автомобиле принимать точку наружного края беговой дорожки протектора под осью колеса.

Кроме места столкновения, нумеруются: направление движения, место расположения ТС после ДТП, расположение отделившихся от автомобилей деталей и фрагментов, следов торможения и т.д.

Упущения, неточности и неполнота отражения следов, участков осыпи грунта и россыпи осколков стекла, деталей и фрагментов автомобиля на схемах происшествий создают дополнительные трудности для лиц, которые, в силу своих должностных обязанностей, призваны быстро и без проволочек рассматривать дела о происшествиях, но зачастую наказывают невиновных водителей тем, что затрудняется получение ими страховых выплат.

К схемам и планам предъявляются следующие требования:

1) заголовок этих документов должен содержать указание:

а) о виде чертежа (схема, план, разрез);

б) о том, что изображено на чертеже;

в) о местонахождении объекта, изображенного на плане;

г) о том, что схема (план) является приложением к протоколу осмотра места происшествия;

д) о дате составления протокола и схемы;

2) чертеж места происшествия ориентируется по стрелке направления «север - юг», которую обычно располагают по вертикальной рамке листа (в верхнем левом или правом углу);

3) при оформлении чертежа используют графическую символику (условные обозначения зданий, сооружений и иных объектов, применяемых в строительном и топографическом черчении.

4) схема (план) должна быть подписана лицом, ее выполнившим, а также лицами – участниками ДТП.

При вычерчивании схемы участка местности используется глазомерная съемка, проводимая таким образом:

1) планшет с закрепленными на нем компасом и листом бумаги ориентируют по странам света так, чтобы линия север - юг совпала с боковой стороной планшета и листа бумаги, а направление на север было перпендикулярно к линии верхнего обреза листа. Положение магнитной стрелки компаса изображается на бумаге в верхнем правом углу. Ориентировка планшета в ходе вычерчивания не меняется;

2) на схему наносится точка - местонахождение лица, вычерчивающего схему, к которой ставится трехгранная визирная линейка, направленная на визируемый объект. Планшет поднимается до уровня глаз, верхнее ребро линейки совмещается с объектом и на бумаге вдоль линейки прочерчивается тонкая линия;

3) шагами или рулеткой измеряется расстояние от исходной точки до визируемого объекта, которое уменьшается в зависимости от выбранного масштаба и откладывается на проведенной линии. Эта линия может служить базой глазомерной съемки, т.е. положение остальных объектов на участке местности может определяться путем их визирования сначала из исходной точки съемки, затем - из второй, найденной указанным выше способом. Точка пересечения двух визирных линий, проведенных из исходной и определенной точек базы, устанавливает место расположения объекта на осматриваемом участке.

Наряду с этим могут использоваться и иные методы определения положения объектов на местности: способ промеров по направлениям (метод глазомерной съемки), метод определения азимутов, однако описанный способ засечек представляется наиболее простым.

Таким образом, в схеме места дорожно-транспортного происшествия рекомендуется указывать:

- место дорожно-транспортного происшествия (участок автодороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);

- ширину проезжей части;

- количество полос движения для каждого из направлений;

- наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП;

- технические средства регулирования дорожным движением;

- ограждения;

- островки безопасности;

- остановки общественного транспорта;

- тротуары;

- газоны, зеленые насаждения;

- строения (при их наличии);

- положение транспортных средств после ДТП;

- следы торможения и волочения;

- расположение поврежденных деталей и осколков транспортах средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениями, тротуарами, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;

- направление движения участников ДТП до момента его наступления.

При этом не рекомендуется:

1) применять для изготовления схем и планов тонкую прозрачную бумагу;

2) использовать для вычерчивания легко смываемые красители (например, тушь);

3) размещать изображение помещений, участков местности близко к левому краю листа бумаги, чтобы часть схемы или плана не оказалась подшитой и недоступной для ознакомления с нею участников ДТП;

4) допускать размещение заголовка, масштаба, пояснительных надписей в месте подшивки или у края листа бумаги, которые впоследствии могут оказаться поврежденными;

5) делать на изображении участка местности развернутые пояснительные надписи.

Таким образом, составление схем и планов места происшествия - один из способов его фиксации. Если они точно отражают обстановку происшествия, содержат необходимые размеры и пояснения, такие схемы и планы дают наглядное представление о взаиморасположении предметов и следов преступления, позволяют понять изложенное в протоколе осмотра и изображенное на фотоснимках осмотра места происшествия.

Образцы составления схем осмотра места ДТП (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).

 

Криминалистика: учебник / под общей ред. А. Г. Филиппова. — 4-е над., перераб. и дон. — М.: Высшее образование, 2009. — 835 с.

Методические рекомендации по осмотру места дорожно-транспортного происшествия // СУ СК при МВД РФ по Сибирскому федеральному округу, 2005.

Криминалистика: учебник для студентов вузов / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - 943 с.

Определение дорожных условий в местах совершения дорожно-транспортных происшествий:Методическое посо­бие. - М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 2002 г. – 78 с.

Дмитриев С. Н. Дорожно-патрульная служба: Пособие для сотрудников ГИБДД. - М.: Спарк, 2000. - 656 с.

Справочник следователя. Осмотр места происшествия. – М.: ЦОКР МВД России, 2010. – 304 с.

Скутнев В. Составляем схему ДТП // Газета «7 верст». №8. 2006.

Осмотр места происшествия: Практическое пособие / Под ред. А.И. Дворкина. — М.: Юристъ, 2000. — 336 с.

Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

Руководство для следователей / Под общ. ред. В.В. Мозякова. - М.: Издат-во «Экзамен», 2009. - 912 с.

Руководство по расследованию преступлений: науч.практ. пособие / отв. ред. А. В. Гриненко. - 2-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма, 2008. – 768 с.

Савельева М.В., Смушкин А.Б. Следственные действия: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 273 с.

Чернышев М.А. Актуальные вопросы совершенствования тактико-криминалистического обеспечения исследования места происшествия // Уголовное судопроизводство.2011. № 1.

Расследование дорожно-транспортных происшествий / Под общ. ред. В.А. Федорова, Б.Я. Гаврилова. — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 464 с.

Гамзиков А.Г. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия // Транспортное право. 2009. № 3. С. 14 - 16.

 


[1] Криминалистика: учебник для студентов вузов / под ред. А.Ф. Волынского, В.П. Лаврова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. С.383 (943 с.)

[2] Дмитриев С. Н. Дорожно-патрульная служба: Пособие для сотрудников ГИБДД. - М.: Спарк, 2000. – С. 292.

[3] Определение дорожных условий в местах совершения дорожно-транспортных происшествий:Методическое пособие. - М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 2002. С. 72-76.

[4] Дмитриев С. Н. Дорожно-патрульная служба: Пособие для сотрудников ГИБДД. - М.: Спарк, 2000. С. 272.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: