В «Библиотеке воспитателя детского сада» 4 глава




Этот период свободного рисования, не обусловленный еще задачей изображения определенного предмета или яв­ления, период свободного действия с карандашом и бума­гой имеет огромное значение для развития рисовальных движений руки. Постепенно в этих естественных упраж­нениях рука ребенка приобретает уверенность, смелость. Поэтому не следует торопиться переводить детей на со­держательное изображение, ставить перед ними задачу что-то нарисовать. Рука, и без того еще действующая не­уверенно, становится еще более неумелой, когда перед ребенком возникает задача передать в рисунке форму пред­мета. Ребенок еще мал, и неудачи делают рисование неин­тересной для него деятельностью. Если же задача предмет­ного изображения будет поставлена лишь тогда, когда рука ребенка свободно овладеет карандашом и приобретет большую уверенность (как это и предусмотрено «Програм­мой воспитания в детском саду»), то ребенок решит ее без особого напряжения и отрицательное отношение к рисованию не появится.


Но в этот период, всякий раз когда дети рисуют, надо следить, чтобы они правильно держали карандаш, фло­мастер или кисть.

Итак, некоторые рисовальные движения, на которых позднее основывается передача формы в изображении, а также закрашивание рисунков возникают в самостоятель­ных действиях ребенка. Уже в процессе начального чир­канья значительно участие зрительного анализатора: ре­бенок воспринимает линии, которые наносит его каран­даш на лист бумаги. Можно сказать, что в этот период закладываются первые элементы зрительно-двигательной координации, которая в дальнейшем, в процессе развития изобразительной деятельности, будет иметь решающее значение.

Выяснение хода развития «естественной» техники рисо­вания у маленького ребенка необходимо было сделать для того, чтобы не игнорировать развития естественных дви­жений руки ребенка, не действовать при обучении в про­тивовес им, что значительно усложнило бы овладение тех­никой рисования, а опираться на то, что уже усвоил ре­бенок.

Е. А. Флерина неоднократно указывала на смелость, свободу движений руки маленького ребенка, на его интерес к поискам разнообразных движений для получения штри­хов различного характера, на стремление заполнять лист бумаги штрихами и освоение таким образом пространства листа. Эта легкость, свобода обусловлены тем, что нет сложности изображения. В процессе обучения необходимо сохранить смелость и свободу движений, свойственные маленькому ребенку, его стремление к повторению одно­родных движений.

При определении последовательности формирования технических навыков и умений в рисовании надо исходить из изобразительных задач, указанных в программе детско­го сада, и специфики деятельности, с одной стороны, и из особенностей формирования двигательных навыков и ору­дийных действий — с другой.

В детском изобразительном творчестве формирование технических навыков и решение изобразительных задач находятся в определенной взаимозависимости. Овладение техникой служит решению изобразительных задач, и вме­сто с тем возможности изображения обусловливаются уров­нем овладения техникой.



В связи с этим нужно сопоставить последовательность решения изобразительных задач в рисовании с последо­вательностью овладения техникой. В других видах изобра­зительной деятельности такая взаимозависимость найдена. Например, в лепке детей вначале учат наиболее простому действию — раскатыванию глины между ладонями прямы­ми движениями. По мере освоения этого навыка переходят к обучению раскатывания кругообразными движениями. Овладение указанными техническими приемами дает воз­можность лепить различные предметы округлой и цилинд­рической формы.

В обучении аппликации также определено правильное соотношение техники вырезывания и содержания изобра­жения. Сначала детей обучают технике резания но прямой линии, затем резанию по дуге и по окружности. Используя немногие технические навыки и умения, дети могут решать довольно разнообразные изобразительные задачи.

Указанные в существующей программе технические навыки рисования не всегда соотнесены с освоением изо­бражения. Однако и в рисовании можно найти такое соот­ношение, которое позволит последовательно отрабатывать технику рисования и при этом решать изобразительные задачи. Технические навыки рисования должны отрабаты­ваться не оторванно от изображения, а включаться в него. Тогда они формируются в процессе решения изобразитель­ных задач и постепенно совершенствуются.

Овладев умением подчинять движения руки задаче рисования любой формы разной величины и в различном пространственном положении, дети получают возможность изображать разнообразные предметы.

На каждом этапе обучения рисованию перед детьми ставятся определенные задачи изображения и соответст­венно программе детьми должны осваиваться определен­ные навыки и умения по технике рисунка.

Какими же техническими навыками и умениями могут овладеть дети каждой возрастной группы?

В первой младшей группе освоение рисоваль­ных движений происходит естественным порядком со зна­чительными индивидуальными различиями. Лишь неко­торые элементы рисунка могут отрабатываться путем подражания и многократных повторений: повторные кру­гообразные движения, пятнышки (приманиванием кисти), точки, движения но прямой в случайном направлении.


Упражнения такого рода развивают способность совер­шать преднамеренно движение определенною характера. Основной технический навык, который прививается детям с первых месяцев занятий,— держать карандаш и кисть в правой руке тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) не слишком близко к концу. Дети осваивают действие с карандашом как с ору­дием, когда рука управляет движением карандаша. Очень важно, чтобы ребенок ощутил возможность легкою, без излишнего нажима движения карандаша по бумаге и по­нял, что палочку карандаша и кисти можно не сжимать слишком сильно. Эти навыки отрабатываются длительное время. В освоении их большое значение имеют индивиду­альные особенности детей.

Нужно поддерживать постоянный положительный эмо­циональный настрой на занятии: хвалить малыша за по­пытку правильно взять карандаш, в случае необходимости спокойно и мягко поправить.

Если с самого начала не научить правильно держать инструмент, ребенок начнет сам к нему приспосабливать­ся, искать удобное положение руки.

Самостоятельно найденный ребенком чаще всего непра­вильный способ с большим трудом поддается исправлению, так как ребенок к нему привык, оп удобен, позволяет дей­ствовать карандашом как рукой, максимально приближая руку к листу бумаги. В результате специфически орудий­ное действие не формируется.

К концу пребывания в первой младшей группе дети должны уметь правильно держать карандаш и кисть.

Во второй младшей группе эти навыки за­крепляются. Наряду с этим дети овладевают действиями с инструментами, когда положение руки и пальцев естест­венно меняется при разных способах действия.

Однако многие дети приходят во вторую младшую группу из семьи или из яслей, где обучение правильным способам действий с карандашом н кистью не проводилось.

Практика показывает, что дети четвертого года жизни держат карандаш по-разному: тремя пальцами и в кулачке, слишком низко и высоко. При этом в процессе одного изо­бражения дети то держат карандаш высоко, то спускают пальцы низко, совсем близко к грифелю, загораживая ими рисуемую линию. Дети неравномерно сжимают карандаш пальцами: одни сильно сдавливают его, другие еле держат


в руке, так что каран­даш то и дело падает. Излишнее. напряжение вызывает скованность движений, быстрое утом­ление руки.

Рис. 14. Девочка правильно дер­жит карандаш.

Хотя движения руки ребенка к трем годам уже значительно разви­ты, орудийными дейст­виями с карандашом и кистью дети, как прави­ло, еще не владеют. Да­же если они уже нача­ли рисовать раньше, то и тогда правильные спо­собы владения каранда­шом и кистью в боль­шинстве случаев от­работаны недостаточно. Поэтому задача форми­рования правильных навыков должна быть решена во вто­рой младшей группе. В связи с этим основное внимание вначале следует обратить на то, чтобы дети прочно усво­или, как нужно держать карандаш и кисть.

На первом же занятии важно показать, как это нужно делать, а затем предложить взять карандаш так, как было показано. Далеко не всем детям удается сразу сделать это верно, даже если педагог продолжает держать карандаш в руке. Одни дети берут карандаш щепотью (двумя, че­тырьмя или всеми пальцами руки), при этом они уверены, что держат карандаш правильно. Другие пытаются взять карандаш правильно, но это у них не получается несмотря на многочисленные попытки. Совершенно очевидно, что общего показа недостаточно: многие дети не могут путем подражания воспроизвести положение карандаша в паль­цах: необходимы какие-то дополнительные действия со сто­роны педагога. Эффективен прием вкладывания карандаша в руку п правильная постановка пальцев каждому из этих детей. Важно, чтобы ребенок почувствовал карандаш в сво­ей руке, а не только увидел его в руке педагога.

Этот факт можно объяснить очень незначительным опы­том обращения ребенка трех-четырех лет с орудиями и ин-


струментами. Поэтому при показе воспитателя у детей не возникает представления о том, как же нужно взять этот инструмент, и многие воспроизводят лишь приблизительно сходный способ (держат пальцами, а не в кулаке). К сожа­лению, такая неточность часто проходит мимо внимания педагога. Он поправляет лишь тех, кто держит- карандаш в кулаке. Так ребенок привыкает держать карандаш не­правильно, что, безусловно, мешает выработке необходимой для изобразительной деятельности свободы действия с ин­струментом.

Выделяются и такие дети, правда, их очень немного, которые очень быстро теряют правильное положение пальцев даже после того, как карандаш вложен им в руку педагогом. Эти дети очень долго не могут овладеть пра­вильной хваткой инструмента. Все это свидетельствует о том, что воспроизведение детьми правильного способа не дается просто и требует внимания педагога.

Вместе с тем очень важно, чтобы с самого начала дети усваивали именно такой способ, который обеспечивает большую свободу движений руки с инструментом, что необ­ходимо для решения изобразительных задач, которые по­степенно усложняются и требуют определенной свободы илегкости владения карандашом и кистью. До сих пор этому уделялось очень мало внимания. Чаще всего воспитатель считает нужным показать детям, как правильно держать карандаш. Однако навык нельзя считать сформированным, даже если на первом занятии ребенок правильно воспро­извел хватку инструмента. Формирование навыка требует длительных упражнений, поэтому и на последующих заня­тиях нужно обращать внимание па то, как дети держат карандаш. Объяснив, что и как нужно рисовать, предло­жить детям взять карандаш правильно, показать, как они его держат. Это дает возможность на некоторое время со­средоточить внимание детей на этом действии, осознать его, а педагогу — проворить, все ли взяли карандаш как следует и в случае необходимости поправить детей. Для более прочного закрепления навыка целесообразно его от­работке уделять внимание на многих занятиях и в после­дующих группах.

Во второй младшей группе дети рисуют карандашом и кистью. Необходимо научить их правильно держать кисть, обмакивать кисть в краску, промывать ее в воде. Держать кисть нужно также между тремя пальцами, сильно


Рис. 15. Дети показывают, как держат карандаш.

не сгибая их, не сдавливая палочку кисточки, держать за железным наконечником или чуть выше его. Обмакивать кисть в краску надо всем ворсом, затем снимать о край баночки лишнюю каплю; перед тем как взять другую краску, кисть промыть в воде промакнуть о тряпочку.

Дети сами не догадываются, а часто просто забывают своевременно обмакнуть кисть в краску. Когда краска кончается, они, пытаясь получить цвет, ведут кисть против ворса, трут ею по бумаге. Кисть от этого лохматится, пор­тится, а цвета все равно не дает. Нужно приучать детей самостоятельно обмакивать кисть в краску по мере надоб­ности. Если кто-то из детей забыл взять краску на кисть, следует напомнить ему об этом.

Бывает, что, взяв краску на кисть, ребенок несколько раз проводит ею по краю баночки, пытаясь снять лишнюю каплю. В результате кисть остается почти без краски. Это обнаруживается сразу же, как только малыш начинает рисовать. Ребенок снова обмакивает кисть и снова ее отжимает о край розетки. Много времени тратится впустую, а рисунок не продвигается. Это раздражает детей.


Рис. 16. Дети держат кисть правильно.

Поэтому нужно учить малышей снимать лишнюю каплю краски одним касанием кисти края розетки.

Обучение детой рисованию красками включает усвоение правильного положения кисти при проведении линий: кисть движется по ворсу, при этом палочка находится в на­клонном положении по отношению к листу бумаги.

Задачи расположения изображения в пределах листа бумаги, создания изображений разной величины (большой, маленький) требуют отработки произвольной регуляции размаха (амплитуды) движения руки, которая связана с навыком произвольного прекращения движения в нуж­ной точке. В элементарном виде этот навык начали отра­батывать и первой младшей группе: дети не должны выводить линии рисунка за пределы имеющегося у них листа бумаги.

В группе четвертого года жизни отработка этого навы­ка продолжается и усложняется: движение руки ограни­чивается не только краем листа, но и другими точками, определяемыми изображением. Например, при рисовании лесенки длительность движения определяется величиной лестницы, длиной ступенек


(расстоянием между вер­тикальными линиями).

Остановка движения в нужной точке необходима и для рисования предметов прямоугольной формы, которые так­же предусмотрены программой. Овладение этим навыком продолжается и в последующих группах, так как задачи изображения, определенные для этих групп, требуют по­стоянного совершенствования (рисование предметов слож­ного строения, передача величинных отношений частей предметов и разных предметов между собой).

Уже начиная с первых опытов рисования (детьми от одного года до трех лет) движения руки повторяются, по­степенно приобретая равномерный, ритмический характер. Ритм организует рисовальные движения и способствует их усвоению.

Отработка того или иного навыка и качества движения тоже связана с повтором. С самого начала обучения зада­ния даются так, что па одном занятии дети повторяют изображение предмета на листе бумаги несколько раз: рисуют не одну дорожку, а много, не один шарик, а не­сколько. Повторение одного и того же движения вызывает его ритмичность. С другой стороны, ритмичное повторение Движений — путь совершенствования технических навыков и усиления кинестезического контроля за качеством дви­жений.

Создание изображений ряда предметов связано с отра­боткой определенных качеств движения: плавности, неот­рывности движения, определенного темпа (быстроты). Так, рисование округлых форм способствует отработке плавно­сти движения, его слитности. Рисование округлых предме­тов не следует проводить в слишком замедленном темпе, так как в этом случае труднее вести линию равномерно, плавно, без остановок.

Рисование прямых линий также требует плавности, неотрывности, так как линия может получиться прямой только в результате плавного движения. Линия, нарисован­ная с отрывом карандаша (кисти) от бумаги, выглядит лохматой, неровной.

Исходя из задач изображения, эти качества движений следует начинать отрабатывать во второй младшей группе и продолжать в течение всего периода обучения детей ри­сованию. Указанные в программе задачи изображения мо­гут быть решены лишь при условии формирования навыков


и умений, определяющих передачу в рисунке формы пред­метов, их пропорций.

Уже во второй младшей группе начинается отработка навыков сохранения направления движения по окружности и по прямой. Этого требует рисование предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов, а также предметов прямолинейного контура. Наблюдения показывают, что при отсутствии целенаправленного форми­рования умения изменять направление движения под углом дети трех лет не могут нарисовать предмет прямоугольной формы. Они не делают остановки на углах, чтобы сразу изменить направление движения, а продолжают его, посте­пенно скругляя углы. Иногда получается 1—2 угла, если дети смогли остановить движение и продолжать его снова, изменив направление. Но остановка на углах и резкий по­ворот движения, очевидно, случайны, так как дети не могут осознанно повторить их при рисовании всей формы: все последующие углы скругляются и получается неправиль­ная округлая форма, а не прямоугольная. То же самое проявляется и у некоторых детей четырех лет, если они до этого не учились рисовать.

Это свидетельствует о том, что дети трех лет и даже отдельные дети четырех лет не могут еще достаточно про­извольно управлять своими движениями. Они делают как получится.

Очевидно, здесь отрицательно сказывается ранее отра­ботанный двигательный навык слитного безостановочного движения (рисование округлых форм), который мешает формированию нового. Перестройка характера движения происходит не сразу: требуется некоторое время, пока дети усвоят новое.

Учитывая сложность формообразующего движения, тре­бующего координации движения руки и зрительного кон­троля, целесообразно вначале обучать детей способу раз­дельного рисования сторон прямоугольной формы, фикси­руя остановку на углах и поворот движения словом, например: «Сторона, остановились; еще сторона, останови­лись...» и т. д.

Навык удержания направленности движения по прямой необходим и для овладения закрашиванием (по прямой сверху вниз, или слева направо, или по косой). Отработка этих навыков продолжается вплоть до подготовительной группы.


Закрашивание рисунков — сложное комплексное уме­ние, требующее целою ряда навыков и качеств движений: ритмичности, произвольного изменения размаха, легкого, без излишнего напряжения движения, произвольного пре­кращения движений в нужной точке, удержания направ­ленности движения по прямой (наложение штрихов при закрашивании в одном направлении), регуляции силы на­жима на карандаш. При закрашивании рисунков включа­ются движения разных звеньев руки: иногда движутся одни только пальцы (при закрашивании мелких частей изображения), иногда вся кисть, а иногда и предплечье (при закрашивании более крупных частей и изображений). Все эти движения и двигательные навыки уже начали складываться при изображении предметов; с появлением в программе требования закрашивать рисунки (во второй младшей группе) названные выше навыки, постепенно отрабатываясь, включаются в это умение.

С введением закрашивания возникает задача сразу формировать дифференцированные движения при работе с карандашом и с кистью, учитывая различие этих инстру­ментов и различное положение руки при рисовании.

Обучение правильным приемам закрашивания каран­дашом и кистью осуществляется и в следующей группе. Постепенно овладевая техническими навыками, опре­деленными для этой возрастной группы, дети все более свободно и правильно решают изобразительные задачи.

В средней группе продолжается обучение пра­вильному владению карандашом и кистью. Здесь эти на­выки становятся более сложными.

Изобразительные задачи, которые решают в этой груп­пе, требуют формирования более осознанного умения менять положение инструмента (карандаша, кисти) при различных приемах рисования. Так, широкие линии рису­ются краской при наклонном положении кисти по отноше­нию к бумаге, с опорой на весь ворс, рисование точек (декоративное рисование) и мелких деталей изображения, а также рисование более тонких линий может быть осу­ществлено концом кисти, при этом кисть следует держать вертикально, касаясь бумаги лишь кончиком ворса. Дети в процессе рисования часто забывают об этом и держат кисть наклонно. Тонкая линия не получается. Напомина­ние педагога помогает действовать верно и получить хоро­ший результат.


Положение карандаша в руке при рисовании тоже мо­жет меняться; например, при закрашивании его держат но отношению к листу бумаги более наклонно, пальцы вытягиваются но палочке карандаша, ладонь повертывает­ся к бумаге. При этом грифель дает более широкие штри­хи, и рисунок закрашивается быстрее.

Для решения ряда изобразительных задач необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий. Умение правильно рисовать эти линии очень важно, так как из их сочетания строится изображение многих предметов; кроме того, рисо­вание их развивает ориентировку на листе бумаги, умение сохранять правильное направление линий. Это умение не­обходимо при рисовании любых предметов прямолинейных очертаний (разнообразные здания, машины, детские по­стройки и т. п.).

Наиболее правильными и эффективными, по нашему мнению, являются такие способы проведения линий, кото­рые обеспечивают не только удобное, устойчивое движение руки при рисовании линии карандашом и кистью, но и воз­можность зрительного контроля за проведением линии на всем ее протяжении. Этому, безусловно, отвечает способ рисования вертикальных линий, когда рука с карандашом движется сбоку линий, и рисование горизонтальных, когда рука с карандашом движется слева направо внизу линии. (При рисовании этих линий краской способ движения руки будет иным; кисть надо вести по ворсу.) Такой способ дает возможность контролировать линию по длительности, что важно не только для изображения самой линии, но и любых предметов, состоящих из прямых линий; обеспечи­вает правильную передачу пропорций сторон изображаемо­го предмета.

Сразу после объяснения и показа способа рисования вертикальных прямых у детей спрашивают, где должна быть рука при рисовании.

Затем им предлагают показать в воздухе положение руки с карандашом, правильное движение и только после этого рисовать.

Однако когда предлагают поставить руку с карандашом на бумагу так, как надо для рисования линий сверху вниз, многие дети старшей группы часто ставят руку неправиль­но: впереди линии. Это свидетельствует о том, что осозна­ние движения опережает процесс формирования навыка:


дети могут правильно обозначить движение словом, но само движение еще но сформировано, что и приводит к ошибкам.

Наблюдения показали, что при самостоятельном осво­ении способов рисования линий в разном направлении дети, как правило, используют разные движения руки. Особые трудности испытывают они при рисовании гори­зонтальных линий. Каждый ребенок пытается найти наи­более удобное для себя положение руки с карандашом. Способы рисования различных линий складываются сти­хийно и далеко не всегда они рациональны: рука лежит неудобно, закрывает часть рисунка, мешает свободе дви­жений и осуществлению зрительного контроля за ним. При этом часто дети принимают очень неудобную позу, весь корпус их искривляется. Иногда в течение рисования поло­жение руки меняется несколько раз. Все это приводит к большой затрате времени и энергии и чаще всего к низ­кому изобразительному эффекту: линии получаются ис­кривленными, неоправданно изменяется их направление.

Нет у детей единообразия и в характере проведения линий: одни рисуют линии сразу, но прерываясь от начала до конца, другие останавливаются, выясняя дальнейшее направление линии; некоторые рисуют штриховой поиско­вой линией, обводят линии по нескольку раз.

Чаще всего у детей на основе самостоятельных дейст­вий с карандашом закрепляется какой-то способ рисова­ния. Но иногда никакого определенного способа нет, а ре­бенок каждый раз примеривается, прилаживается, отыски­вая наиболее удобный, тратя много лишнего времени, прежде чем что-то нарисовать.

При отсутствии обучения рациональным способам ри­сования горизонтальных линий затруднения наблюдаются даже у детей седьмого года жизни. Так, большинство детей, начав рисовать горизонтальные линии, повертывают лист бумаги на 90° и рисуют их как вертикальные.

Положив лист после замечания педагога правильно, дети испытывают те же трудности, что и трехлетние.

Некоторые вертят лист снова.

Эти факты свидетельствуют о том, что за время пре­бывания в детском саду детей не научили эффективным способам рисования линий и они фактически остались на том уровне, которого самостоятельно достигли к трем годам.


Итак, при рисовании вертикальных линий рука ребен­ка чаще всего движется свободно, уверенно. При рисова­нии горизонтальных линий ее движения более напряженны и скованны, как правило, движется не только рука, но и

все тело.

Причина указанных различий при проведении верти­кальных и горизонтальных линий, вероятно, заключается в том. что движение в направлении сверху вниз по отвесу более естественно, п ребенку легче сохранить направле­ние, проследить движение взором. Этим навыком дети уже начинают овладевать в первоначальный период рисования. Ведение линии слева направо по горизонтали требует как навыка равномерности движения при закрепленном поло­жении руки, так и зрительного контроля за направлением движения.

Предметы, состоящие.из линий разного характера, дети рисуют и во второй младшей группе, однако давать им определенные способы движения руки при рисовании вер­тикальных и горизонтальных линий целесообразно не рань­ше, чем в средней группе, предоставив детям трех лет рисовать их свободно. Объясняется это тем, что дети трех лет в связи с началом целенаправленного обучения изобразительной деятельности вынуждены усваивать боль­шое количество новых способов действия, а возможности их ограничены. Поэтому важно отрабатывать только те навыки, без которых невозможно решение изобразитель­ных задач, указанных в программе этой группы и состав­ляющих базу для формирования других навыков и умений, необходимых для решения задач в последующих группах.

Но при показе способов изображения этих линий или предметов, состоящих из них, педагог должен действовать правильно, в соответствии с определенными выше спосо­бами, не фиксируя на них внимание детей.

В средней группе необходимо отрабатывать ряд навы­ков, входящих в умение правильно и красиво закраши­вать рисунки карандашом и кистью: навык сохранения на­правленности движений (в одном направлении), навык своевременной остановки движения, навык регуляции раз­маха движений (в зависимости от величины закрашивае­мой поверхности).

В этой группе важно продолжать учить изменять на­правление движения в зависимости от направленности линий контура изображаемых предметов. Вместе с тем это


 

умение усложняется в связи с задачей изображения пред­метов прямолинейной и округлой формы разного характера (прямоугольных, квадратных, треугольных, круглых, овальных).

Так, движение руки при рисовании овала отличается от движения руки при рисовании круга по направлению. Чтобы нарисовать предмет овальной формы, необходимо овладеть навыком изменения направления движения (пе­реход от движения по одной дуге, к движению по другой дуге): вначале идет равномерное закругление, затем за­кругление приостанавливается, дуга несколько выпрям­ляется, потом снова движение переходит в равномерное закругление и снова выпрямляется. Наблюдения показы­вают, что усвоение этого умения происходит не легко. Не умея плавно изменить направление движения, некоторые дети делают резкую остановку и после этого меняют на­правление: смена направления движения под углом дает прямоугольную форму с углами, но не овал. На это следу­ет обращать внимание при обучении детей.

Как правило, в средней группе дети рисуют только цветными карандашами и красками гуашь. Однако в не­которых республиках (например, в Латвии) в программу этой группы включают и цветные восковые мелки. Опыт показывает, что дети легко осваивают их и рисуют ими с большим удовольствием. Мелки мягкие и оставляют на бумаге широкую фактурную линию.

Цветными восковыми мелками дети создают рисунки на разные темы: «Красивые цветы», «Елочки зимой в лесу», «Рыбки плавают в аквариуме» и многое другое.

Вот как, например, проходило занятие на тему «Рыб­ки плавают в аквариуме» (рис. 17).

В начале занятия воспитательница исполнила латышскую на­родную песню о девочке и рыбке. Затем предложила нарисовать, как рыбка плавает в аквариуме Уточнив форму тела рыбки, нали­чие хвостика, плавников, воспитательница напомнила, что рыбки большие и маленькие, толстые и топкие, плавают в разных на­правлениях. Вызванный к доске ребенок показал мелком на листе бумаги, как он нарисует рыбку.

После этого все дети начали рисовать. Рыбок нарисовали до­вольно быстро.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: