Индивидуальные различия манеры исполнения при хорошей технике видны и в работах по замыслу. В рисунках к сказке Ершова «Конек-Горбунок» дети по-разному решили картины сказки (рис. 34, 35, 36).
Итак, мы видим, что, несмотря на различие изобразительных задач, решаемых детьми, выделяются особенности манеры исполнения у разных детей,
Рис. 32. Рисунок Гали С. «Ваза с ветками»,
Как уже отмечалось выше, индивидуальные различия сказываются в изображении отдельных предметов,, использовании циста, расположении изображений на листе бумаги и т. д. С целью выявления индивидуальной графической манеры проанализировано более 200 разных рисунков детей.
Составляя характеристики индивидуальной манеры изображения, мы исходили из рассмотренной выше группировки навыков и умений. Сюда входят: величина изображения (тенденция к уменьшению или увеличению изображения), передача характерной формы и пропорций, характер линий конструктивного назначения, характер линий контура, манера накладывания краски, закрашивания рисунка карандашом, теми рисования. Ори анализе рассматривались и другие стороны рисунка: цвет, стремление к высветлению пли затемнению, композиция рисунка, заполнение пространства листа (широкое, полное или суженное, неполное), по основными были те показатели, которые характеризовали технику рисования.
Приведем характеристику манеры изображения некоторых детей. Эти дети хорошо овладели технической и другими сторонами рисования. Вместе с тем в их рисунках отчетливо выделяется индивидуальная манера.
М а ш а Н.
Для нее характерны некрупная, средняя величина изображений, хорошая передача формы и ее контура; линии контура слитны, главные линии иногда при повторении усилены и уточнены. Конструктивные липни Mama улавливает хуже, робко передает' их направление, теряет его, и вместе с этим плавность, смелость движения. Закрашивание карандашом хорошее: отработаны все входящие в это умение навыки. Краской, пятном владеет хуже, иногда теряет форму; отсутствует необходимая смелость движений. Заполняет лист не всегда удачно, теряет охват целого или идет по линии симметрии — по углам, по сторонам.
Цвет в рисунках некрасивый. Темп работы, как правило, замедленный: во время рисования часто отвлекается, поворачивается, рассматривает работу товарища, свою, наконец, снова приступает к продолжению начатого (рис. 37, 38,39).
Наташа Б.
В большинстве случаев величина изображений соответствует величине листа, однако иногда у Наташи отмечает-
Рис. 37. Рисунок Маши Н. «Лань».
Рис. 38. Рисунок Маши Н. «Комнатное растение» (с натуры).
Рис. 39. Рисунок Маши Н «Лани»
ся склонность к уменьшению изображения. Форму предметов и пропорции, как правило, передает верно, но может исказить. Конструктивные линии плавны, изогнуты. Линии контура слитны, уверенны, в карандаше легки, в краске тонки. Характер ветвей передается верно. Закрашивание карандашом и краской соответствует всем требованиям. Иногда закрашивает не все пространство, а покрывает его отдельными мазками (трава, земля, небо).
Композиция рисунка не всегда удачная: как правило, лист заполняется изображениями хорошо, по иногда из-за уменьшения изображения остается много пустого пространства. Не всегда удаются декоративные композиции. Темп выполнения работы довольно быстрый, работает не отвлекаясь (рис. 40, 41, 42).
В и т я С.
В целом он тяготеет к крупному изображению. Общую форму и конструкцию предметов схватывает и передает верно. Линии контура быстры, слитны, как правило, уверенны, но не всегда точны. Детали формы часто упускает или передает небрежно.
Рис, 40. Рисунок Наташи Б. «Лань».
Закрашивает рисунки то ровно, правильно, что свидетельствует об отработанности всех входящих в умение навыков, то небрежно, торопливо. Располагает изображения в соответствии с сюжетом, но в композиции отсутствуют декоративные моменты (симметрия). Пет вкуса к цвету: цветовые отношения строит на темном п светлом. Работает в основном быстро, но часто отвлекается и иногда, отвлекаясь, теряет нить изображения (рис. 43,44,45). Боря Б.
Характерно в основном соответствие величины изображения размеру листа. Форму предметов передает, как правило, верно, но форма предметов, отличающихся сложной линией контура (керамические фигурки животных), удается по сразу. Карандашные линии контура легки, в основном уверенны, свободны, в краске слитны, тонки. Конструктивные линии также удаются неплохо, свободны. Закраска ровная, цвет то ярок, интенсивен, то мягок — в соответствии с задачей, но не всегда красиво сочетание цветов.
Рис. 41. Рисунок Наташи Б. «Комнатное раетепне»
(с натуры).
Композиция по всегда удачна, иногда она случайна, лист оказывается незаполненным, остаются неоправданно пустые места. Работает Боря и основном быстро, уверенно, сосредоточенно, не отвлекаясь.
* * *
Мы видим, что все дети свободно владеют способом проведения разнообразных линий карандашом и кистью.
Рис 42. Рисунок Наташи Б. «Лани».
Рис. 43. Рисунок Вити С. «Лань».
Рис. 44. Рисунок Вити С. «Комнатное растение» (с натуры).
Это свидетельствует о сформированности всех навыков, входящих в данное умение. Овладение этим умением позволяет детям свободно передавать форму и пропорции разных предметов, и более простых, и более сложных. Вместе с тем одни это делают сильной, энергичной, иногда даже грубоватой линией (Витя, Миша), для других характерны тонкие, легкие, изящные линии контура (Маша, Наташа, Галя). Однако и первые дети владеют легкой тонкой линией, о чем свидетельствуют их рисунки (например,
Рис. 45. Рисунок Вити С. «Лани».
«Олешек» у Бэлы, «Цветущая весна» у Вити и др.). Но их манере свойственна сильная и энергичная линия, позволяющая создать по-своему выразительный рисунок. Индивидуальные различия проявляются достаточно ярко.
Анализ рисунков показывает также, что все дети владеют умением закрашивать, следовательно, у них сформированы входящие в это умение навыки. Но манера закрашивать у детей различна. Так, Наташа ие всегда покрывает сплошным цветом па рисунке место травы, земли, неба, а иногда обозначает их отдельными легкими штрихами пли линиями соответствующего цвета. Одни дети закрашивают рисунки легким прикосновением карандаша к бумаге (что дает мягкий, светлый тон) и лишь кое-где подчеркивают форму более сильным нажимом, другие — интенсивно нажимают на карандаш и получают яркий цвет.
Приведенные памп случаи индивидуальных различий манеры выполнения рисунка свидетельствуют о том, что обучение всей группы детей основным навыкам рисования, одинаковому способу держать карандаш, кисть и пользоваться ими, одним способам ведения линий, способам закрашивания рисунка и пр. не приводит к однообразию рисунков.
Наоборот, индивидуальная манера изображения начинает проявляться особенно ярко тогда, когда дети овладевают техническими навыками и умениями рисования.
Мы хотим, чтобы большинство детей могли решать изобразительные задачи, проявляя индивидуальную манеру. Следовательно, необходимо заботиться об овладении всеми детьми техникой рисования.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНСПЕКТЫЗАНЯТИИ
Вторая младшая группа
Рисование на тему «Баранки»
Программное с о д е р ж а н и е.
Учить детей рисовать предметы круглой формы слитным, безостановочным движением. Учить правильно держать кисть, при рисовании несильно нажимать на ворс, набирать па кисть достаточное количество краски. Уточнить название цвета «желтый».
Методика проведения занятия.
Показать детям баранки, сказать, что сегодня они будут рисовать такие же. Спросить, какой они формы; ответы детей подтвердить (а если они не назовут форму, сказать («Бараночки круглые»— при этом обвести пальцем по контуру). Затем вызвать 2—3 детей и попросить их обвести баранку и назвать ее форму. После этого предложить всем пальчиком п воздухе показать, какие круглые баранки. Потом показать, как рисовать баранку кистью. Обратить внимание детей на то, как держать кисть, всем ворсом обмакивать ее в краску, снимать лишнюю каплю краски, коснувшись один раз ворсом кисти края баночки. Сопровождать все действия объяснением. При показе приема изображения подчеркнуть: «Рисую круглую бараночку сразу, не останавливаясь. Вот какая круглая бараночка получилась». Можно показать еще одну. А затем вызвать кого-либо из детей к доске, чтобы ребенок на этом же листе нарисовал свою бараночку. Действия ребенка нужно сопровождать словом, чтобы направить его и привлечь внимание всех детей: «Вот как Миша правильно взял кисть и обмакнул ее всем ворсом в краску...»
После показа ребенка у доски сказать: «Вот какую круглую бараночку нарисовал Миша. А теперь возьмите все кисточки, покажите, как правильно вы их держите (поправлять тех, кто держит неверно). Обмакните ее в краску всем ворсом, снимите лишнюю каплю о край баночки и рисуйте много круглых бараночек. Рисуйте
сразу, не останавливаясь». Тем, кто затрудняется произвести нужное движение, показать на отдельном листе бумаги, если необходимо, взяв руку ребенка в свою. Следить, чтобы дети вовремя и правильно обмакивали кисть в краску, не рисовали сухой кистью и т. д.
По окончании работы выставить все рисунки на доску, обратить внимание детей на то, как много круглых бараночек желтого цвета они нарисовали.
Подготовка к занятию.
Накануне рассмотреть с детьми баранки, уточнить па-звание их формы: «Бараночки круглые», при этом обвести баранку рукой по контуру. Затем каждому ребенку дать возможность обвести баранку по контуру пальчиком. Тем, кто будет делать это недостаточно четко, помочь, взяв руку ребенка в свою. Предложить детям при движении руки определять форму баранки словом: «Бараночка круглой формы». Можно прокатить баранку по столу, показать, что она круглая и катится, как колесо.
К занятию приготовить гуашь (охра), кисти, воду, тряпочки, бумагу.
Рисование на тему «Елочные шарики (большие и маленькие)»
Программное содержа п и с.
Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы. Закреплять название формы предмета «круглая». Уточнить признак величины: «большой», «маленький».
Продолжать учить детей пользоваться краской: набирать ее, опуская весь ворс кисти, снимать лишнюю каплю краски прикосновением к краю баночки. Учить промывать кисть, перед тем как обмакнуть ее в другую краску, отжимать лишнюю воду о тряпочку. Учить детей закрашивать предметы, проводя линии в одном направлении: сверху вниз или слева направо, не выходя за линию контура.
Методика проведения занятия.
После того как дети сядут за столы, показать им два елочных шарика (большой и маленький). Спросить, что это. После ответов детей сказать, что эти шарики украшали елку, и сегодня дети их будут рисовать. Спросить, какой формы шарики. Вызвать кого-нибудь к доске, предложить вызванному ребенку обвести шарики по контуру движением руки. Обратить внимание детей на величину шариков,
предложить кому-либо обвести движением руки по контуру большой шарик и маленький, затем всем в воздухе показать, какой шарик большой, какой маленький.
Вызвать кого-либо к доске, предложить показать, как нужно рисовать шарик. Обращать внимание детей на то, как показывающий держит кисть, рисует шарик, не отрывая руки. Затем показать па контурном рисунке ребенка, как надо закрашивать, проводя линии в одном направлении (сверху вниз или слева направо), не выходя за пределы контура.
После этого предложить детям нарисовать много шариков, больших и маленьких.
Перед началом работы проверить, как дети держат кисточку, поправить тех, кто делает это неправильно. В процессе рисования следить за тем, как дети держат кисть, как пользуются краской, напомнить, чтобы обмакивали кисть в краску всем ворсом, снимали лишнюю каплю, касаясь ворсом края розетки. Следить за процессом создания изображения, обращать внимание на то, чтобы дети рисовали шарики большие и маленькие. Тем детям, которые будут затрудняться, можно показать на отдельном листе бумаги, взяв их руку в свою.
Обращать внимание па закрашивание изображений.
По окончании все рисунки выставить на доску. Сказать, что дети нарисовали много шариков, предложить найти в рисунках большие шарики, затем маленькие.
Подготовка к занятию.
Накануне рассмотреть с детьми шарики на новогодней елке. Определить их форму: шарики круглые. Подчеркнуть красоту этой формы. Можно предложить детям показать пальчиком в воздухе, какие шарики круглые. Предложить найти шарики, разные по величине: большие и маленькие. Обвести по контуру рукой большой и маленький шарики, подчеркнув их различие по величине. Предложить всем детям показать в воздухе пальчиком, какой большой шарик и какой маленький.
Приготовить гуашь трех цветов1 (на каждый стол поставить краску одного цвета, чтобы рисунки у детей получились разного цвета), бумагу белую размером в альбомный лист.
1 Для этого занятия можно дать детям и фломастеры, если удастся приобрести их для всей группы.
6* 131
Рисование на тему «Флажки»
П р о г р а м м н о е со д е р ж а н и е.
Продолжать учить узнавать и называть прямоугольную форму. Учить детей передавать эту форму в рисунке отдельными линиями (вертикальными и горизонтальными). Закреплять умение правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться им, порисовав, класть в коробку. Поощрять рисование флажков разного цвета.
Закреплять положительные эмоции, возникающие от красочных рисунков, удачно переданной формы предметов.
Методика проведения занятия.
Показать детям нитку с разноцветными прямоугольными флажками. Подчеркнуть, что флажки красивые, разноцветные. Дать полюбоваться ими. Затем спросить, какой формы флажки, при этом обводить нх по контуру. Если дети будут затрудняться в ответе, сказать: «Стороны прямые и уголки». Подождать немного (давая возможность высказаться) и сказать: «Такая форма называется прямоугольной». Еще раз обвести флажок по контуру. Предложить всем детям вместе произнести название формы. Затем вызвать одного - двух детей к доске для обведения контура флажка.
Несмотря на то что дети до этого не рисовали предметы прямоугольной формы, предложить им подумать, как можно нарисовать эти флажки. При этом провести пальцем сначала по вертикальным сторонам флажка, а затем по горизонтальным. Вызвать кого-нибудь к доске для показа способа рисования. Если никто из детей не сможет этого сделать, показать и объяснить на флажке: «Сначала нарисуем ниточку (провести рукой по горизонтальной линии). Затем нарисуем эту сторону флажка, потом эту (провести пальцем по вертикальным сторонам), а теперь эту. Так и будем рисовать». Нарисовать на листе бумаги ниточку и один флажок, сопровождая показ объяснением. «А вы нарисуйте много флажков, на всей ниточке. Возьмите карандаш, кто какой хочет. Пусть флажки будут разного цвета. Покажите, как вы правильно держите его». Предложить всем детям показать карандашом в воздухе, как они будут рисовать флажки. Направлять показ словами: «Сначала эту сторону нарисуем, затем эту...». После этого дети приступают к рисованию флажков. В процессе занятия следить за тем, как дети держат карандаш, как они
рисуют флажки. В случае надобности поправить, показав вместе с рукой ребенка в воздухе, а если этого недостаточно, то и на отдельном листе бумаги, последовательность рисования флажка. Поощрять смену карандаша. Если кто-то рисует карандашом одного цвета, предложить поменять: «Пусть флажки будут разного цвета».
По окончании рисунки выставить на доске. Предложить посмотреть на них. Вызвать положительные эмоции при рассматривании красивых разноцветных флажков. Уточнить, какой формы флажки, какого цвета.
Подготовка к занятию.
Сделать нитку с разноцветными прямоугольными флажками. Приготовить длинные полосы бумаги размером приблизительно 8X20 см, коробку цветных карандашей (6 штук).
Во время игр, на прогулке познакомить детей с предметами прямоугольной формы, учить обследовать форму, включая движения руки по контуру предмета.
Средняя группа
Рисование на тему «Яички простые и золотые»
Программное содержание.
Учить детей рисовать предметы овальной формы, передавать характер формы: с одного конца более округло, с другого более суженно. Изображать форму слитным, безостановочным движением. Продолжать отрабатывать правильное закрашивание предметов (в одном направлении, сверху вниз или слева направо, не выходя за линию контура, не проводя линий по одному месту дважды).
Методика проведения занятия.
Сказать детям, что они знают сказку про курочку рябу, которая снесла дедушке и бабушке золотое яичко. Это яичко никто не мог разбить, а мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Предложить вспомнить, а затем кого-то вызвать сказать последние слова сказки. Потом показать яичко: «Такое яичко снесла курочка дедушке и бабушке. Вот вы сегодня и нарисуйте много простых яичек и одно золотое.
Чтобы хорошо нарисовать яички, давайте посмотрим, какой они формы». Обвести рукой по контуру: «Немного
круглое, немного длинное. Как такая форма называется?» Правильный ответ подтвердить; если дети не ответят, сказать: «Яичко овальной формы».
После этого вызвать 2—3 детей, предложить обвести яйцо пальцем, правильно назвать форму. Спросить у детей, знают ли они, как надо нарисовать яичко, напомнить, что они уже рисовали предметы овальной формы (можно спросить, какие предметы рисовали).
Затем вызвать кого-нибудь к доске для показа. Обратить внимание детей на то, что яичко отличается от тех предметов овальной формы, которые они рисовали раньше (огурец, лимоны): у яичка один конец более круглый, а другой — более острый. Когда ребенок у доски нарисует, спросить у детей, получилось лп как настоящее яичко. После этого можно еще раз показать, как рисовать яичко, при этом подчеркнуть, что рука ведет кисть не останавливаясь: сначала рисует закругленно, потом слегка протягивает линию, потом опять закругляет, но меньше, чтобы получился суженный конец, затем опять слегка протягивает и закругляет линию.
После показа предложить всем взять кисть правильно (показать, как они ее держат, если этот навык не у всех закрепился), проверить, разрешить рисовать простые яички. Напомнить, что закрашивать надо аккуратно, только в одну сторону, не выходить за линию.
В процессе работы следить, чтобы все рисовали правильно, ошибающимся напоминать о направлении движения руки. Напоминать характер формы (один конец более круглый, другой — более острый). Тем, у кого не получается, можно показать на отдельном листе.
Когда дети нарисуют по нескольку простых яичек, предложить нарисовать золотое. Сказать, чтобы рисовали его правильно, постарались сделать красивым.
По окончании все работы выставить на доску для анализа, предложить детям найти, где нарисованное яичко больше всего похоже на настоящее. Вызванным детям предложить объяснить их выбор: «Почему тебе это яичко кажется красивым, совсем как настоящее?» Подготовка к занятию.
Рассказать детям сказку «Курочка ряба», сопровождая показом настольного театра. После этого рассмотреть с детьми яичко: «Вот какое яичко снесла курочка, не зо-
лотое, а простое». Можно обвести его рукой по контуру и сказать: «Немного кругленькое, немножко длинненькое — овальное».
Приготовить гуашь белую и желтую, бумагу цветную в альбомный лист.
Рисование на тему «Девочка выстирала и повесила сушить носовые платочки»
Программное содержание.
Учить изображать несложный сюжет, передающий результат труда; хорошо располагать предметы на листе бумаги. Закреплять умение рисовать прямые линии (вертикальные и горизонтальные), рисовать прямоугольные формы.
Дать способы, помогающие более точно передать пропорции предметов (смерить, сравнить), чтобы нарисовать ровные, прямые платочки одинаковой величины. Учить правильному закрашиванию карандашом: неотрывным движением в одном направлении (сверху вниз или слева направо), более замедленно у краев формы и несколько быстрее к середине, чтобы не выйти за контур нарисованного предмета.
Методика проведения занятия.
Объяснить детям задание: «Мы с вами читали стихотворение о том, как девочка помогала маме стирать белье. В детском саду вы сами стирали свои носовые платочки. А сегодня нарисуем, как девочка выстирала и повесила сушить на веревочку носовые платочки». Далее объяснение сопровождается показом способов рисования прямых линий, прямоугольной формы. «Девочка постирала платочки и пошла их вешать. Сначала она нашла два столбика, за которые можно привязать веревочку. Вот мы и нарисуем эти столбики у края листа. Столбики были прямые. Чтобы нарисовать их такими, надо вести карандаш вот так: сверху вниз, рука сбоку линии; так видно хорошо, куда ведешь линию, поэтому легче нарисовать ее прямо. Столбики но тонкие, поэтому провожу, чуть отступая, вторую линию, веду сверху вниз, рука идет сбоку линии, чтобы видеть, как я ее веду, и нарисовать прямой столбик. Так же рисую у другого края листа второй столбик. А теперь девочка натянула веревочку прямо, чтобы платочки не сползли и не упали. Чтобы веревочка получилась прямая,
веду линию слева направо, рука с карандашом внизу линии; так видно, как ведешь линию, поэтому нарисуешь прямо, а если не видно, куда ведешь, прямо не нарисуешь. Вот я и нарисовала прямую веревочку. А теперь нарисую платочки, которые повесила сушить девочка. Платочки были ровные, прямые, поэтому я буду рисовать так, чтобы было видно, куда веду линию,— тогда получится прямо. Сначала рисую сторону сверху вниз, рука сбоку линии. Вот и получилась прямая сторона платочка. Теперь слева направо; рука внизу линии — мне так хорошо видно, как рисую. Когда рисую, смотрю, чтобы нарисовать одинаковые стороны у платочка, ведь он квадратный». Затем нарисовать остальные стороны платочка, объяснить, почему так надо делать. Потом нарисовать второй платочек. Больше можно?те объяснять, предоставив детям возможность самостоятельно заполнить веревочку платочками. После объяснения предложить детям взять правильно карандаш, показать, как они его держат, и начать рисовать. В процессе рисования следить за тем, чтобы дети правильно держали карандаш, использовали показанные приемы рисования линий и форм. В случае необходимости показывать на отдельном листе бумаги рукой ребенка. Напоминать, что во время рисования нужно следить глазами за тем, как ведешь линию, иначе платочки получаются неровные, некрасивые. Сравнить стороны платочка.
Когда большинство детей будет заканчивать рисование платочков, предложить закрасить их, легко нажимая на карандаш. Платочки могут быть голубыми, розовыми, желтыми или белыми (тогда их не надо закрашивать). Показать способ закрашивания: карандаш движется неотрывно сверху вниз или слева направо. Чтобы не выйти за край линии, надо сначала медленно и осторожно красить у краев платочка, а потом середину, при этом карандашом можно водить побыстрее.
Следить, как дети при закрашивании производят движения карандашом, предупреждать излишний нажим, торопливость, смену направления штрихов внутри одного контура.
Тем, кто закончит рисовать платочки раньше, предложить нарисовать еще что-нибудь, например солнышко, чтобы платочки быстрее высохли, и т. д.
По окончании работы псе рисунки рассмотреть с детьми, выбрать лучшие: ровные столбики, красивые, ровные
платочки. Предложить детям, у которых получились красивые, аккуратные рисунки, вспомнить и сказать, как они рисовали линии (сверху вниз и слева направо), почему нужно рисовать так, предложить показать жестом движение руки, подчеркнуть, что гак нужно рисовать эти линии всегда, когда они встречаются в рисунке (земля, дом или что-то другое).
При этом показать жестом правильное положение руки, объяснить, что так видно, куда идет линия, поэтому легче нарисовать прямо и рисунок выйдет красивым.
Подготовка к занятию.
За 2—3 дня до занятия прочесть детям стихотворение «Большая стирка», постирать с детьми и повесить сушить носовые платочки, обратить внимание на то, что висят они ровно, платочки ровные, квадратные. В часы вечерних игр уточнить знания детей о форме предметов, сравнить прямоугольник и квадрат, подчеркнуть их различие и сходство (у квадрата все стороны одинаковые, у прямоугольника две стороны одинаковые: две длинные, две короткие).
Приготовить белую бумагу, немного уже обычного альбомного листа, чтобы композиция была красивой, цветные карандаши.
Рисование на тему «Снегурочка»
Программное содержание.
Учить детей создавать изображение предмета из нескольких частей знакомой формы. Учить рисовать фигуру человека, передавая форму частей, их расположение, относительную величину. Подводить детей к передаче образа Снегурочки. Учить рисовать крупно, во весь лист. Упражнять в рисовании и закрашивании кистью и красками.
Методика проведения занятия.
Показать детям куклу Снегурочку в длинной шубке. Сказать им: «Сегодня мы будем рисовать эту красивую девочку Снегурочку. Давайте ее хорошо рассмотрим, чтобы нарисовать красиво».
Затем обратить внимание на основные части (голову, пальто, руки). Показывая каждую часть, включить движение руки по контуру. Обводя по контуру части, подчерк-путь: «Вот какая круглая голова у Снегурочки. Покажите все в воздухе пальчиком (дети должны «нарисовать» круглую форму жестом). Шубка красивая, книзу она расширя-
ется (провести двумя руками одновременно по бокам шубки). А теперь вы покажите, как шубка Снегурочки расширяется». Следить за движениями рук детей в воздухе и самой еще раз повторить их.
Затем обратить внимание на то, что сверху от шубки отходят рукава — руки. При этом провести по верхней и нижней стороне рукава разведенными пальцами.
Предложив детям подумать, с чего начать рисовать Снегурочку, вызвать к доске последовательно несколько детей, чтобы они нарисовали голову, шубку, руки1. Показ детей направлять, помогать в случае необходимости, обращать внимание всех детей на то, как создается изображение, как при этом дети у доски пользуются кисточкой, красками.
После этого разрешить детям рисовать Снегурочку. Напомнить, что начинать надо с головы. Рисовать ее нужно вверху листа, оставив немного места для шапочки. Предложить детям показать, где они начнут рисовать.
В процессе работы следить за тем, как рисуют дети, как располагают изображение на листе. Добиваться аккуратного и правильного пользования кистью и краской, напоминать, чтобы своевременно обмакивали кисть в краску, не рисовали сухой кистью. Если кто-то из детей в самом начале допустит ошибку (низко по листу начнет рисовать или нарисует голову слишком большой), объяснить ребенку, что у него неверно, и заменить листок, чтобы ребенок мог нарисовать лучше, чтобы результат работы вызвал положительные эмоции.