В «Библиотеке воспитателя детского сада» 8 глава




Индивидуальные различия манеры исполнения при хо­рошей технике видны и в работах по замыслу. В рисунках к сказке Ершова «Конек-Горбунок» дети по-разному ре­шили картины сказки (рис. 34, 35, 36).

Итак, мы видим, что, несмотря на различие изобрази­тельных задач, решаемых детьми, выделяются особенности манеры исполнения у разных детей,


Рис. 32. Рисунок Гали С. «Ваза с ветками»,

 


 

       
   

Как уже отмечалось выше, индивидуальные различия сказываются в изображении отдельных предметов,, исполь­зовании циста, расположении изображений на листе бу­маги и т. д. С целью выявления индивидуальной графиче­ской манеры проанализировано более 200 разных рисун­ков детей.

Составляя характеристики индивидуальной манеры изображения, мы исходили из рассмотренной выше груп­пировки навыков и умений. Сюда входят: величина изображения (тенденция к уменьшению или увеличению изображения), передача характерной формы и пропорций, характер линий конструктивного назначения, характер ли­ний контура, манера накладывания краски, закрашивания рисунка карандашом, теми рисования. Ори анализе рас­сматривались и другие стороны рисунка: цвет, стремление к высветлению пли затемнению, композиция рисунка, за­полнение пространства листа (широкое, полное или сужен­ное, неполное), по основными были те показатели, которые характеризовали технику рисования.

Приведем характеристику манеры изображения неко­торых детей. Эти дети хорошо овладели технической и другими сторонами рисования. Вместе с тем в их рисунках отчетливо выделяется индивидуальная манера.

М а ш а Н.

Для нее характерны некрупная, средняя величина изо­бражений, хорошая передача формы и ее контура; линии контура слитны, главные линии иногда при повторении усилены и уточнены. Конструктивные липни Mama улав­ливает хуже, робко передает' их направление, теряет его, и вместе с этим плавность, смелость движения. Закраши­вание карандашом хорошее: отработаны все входящие в это умение навыки. Краской, пятном владеет хуже, иногда теряет форму; отсутствует необходимая смелость движе­ний. Заполняет лист не всегда удачно, теряет охват целого или идет по линии симметрии — по углам, по сторонам.

Цвет в рисунках некрасивый. Темп работы, как правило, замедленный: во время рисования часто отвлекается, пово­рачивается, рассматривает работу товарища, свою, нако­нец, снова приступает к продолжению начатого (рис. 37, 38,39).

Наташа Б.

В большинстве случаев величина изображений соответ­ствует величине листа, однако иногда у Наташи отмечает-


Рис. 37. Рисунок Маши Н. «Лань».

Рис. 38. Рисунок Маши Н. «Комнатное растение» (с натуры).





 


 


Рис. 39. Рисунок Маши Н «Лани»

ся склонность к уменьшению изображения. Форму пред­метов и пропорции, как правило, передает верно, но может исказить. Конструктивные линии плавны, изогнуты. Линии контура слитны, уверенны, в карандаше легки, в краске тонки. Характер ветвей передается верно. Закрашивание карандашом и краской соответствует всем требованиям. Иногда закрашивает не все пространство, а покрывает его отдельными мазками (трава, земля, небо).

Композиция рисунка не всегда удачная: как правило, лист заполняется изображениями хорошо, по иногда из-за уменьшения изображения остается много пустого про­странства. Не всегда удаются декоративные композиции. Темп выполнения работы довольно быстрый, работает не отвлекаясь (рис. 40, 41, 42).

В и т я С.

В целом он тяготеет к крупному изображению. Общую форму и конструкцию предметов схватывает и передает верно. Линии контура быстры, слитны, как правило, уве­ренны, но не всегда точны. Детали формы часто упускает или передает небрежно.


Рис, 40. Рисунок Наташи Б. «Лань».

Закрашивает рисунки то ровно, правильно, что свидетельствует об отработанности всех входящих в умение навыков, то небрежно, торопливо. Рас­полагает изображения в соответствии с сюжетом, но в ком­позиции отсутствуют декоративные моменты (симметрия). Пет вкуса к цвету: цветовые отношения строит на тем­ном п светлом. Работает в основном быстро, но часто от­влекается и иногда, отвлекаясь, теряет нить изображения (рис. 43,44,45). Боря Б.

Характерно в основном соответствие величины изобра­жения размеру листа. Форму предметов передает, как пра­вило, верно, но форма предметов, отличающихся сложной линией контура (керамические фигурки животных), удает­ся по сразу. Карандашные линии контура легки, в основ­ном уверенны, свободны, в краске слитны, тонки. Конст­руктивные линии также удаются неплохо, свободны. За­краска ровная, цвет то ярок, интенсивен, то мягок — в соответствии с задачей, но не всегда красиво сочетание цветов.

 



       
 
   
 



Рис. 41. Рисунок Наташи Б. «Комнатное раетепне»

(с натуры).

Композиция по всегда удачна, иногда она случайна, лист оказывается незаполненным, остаются неоправданно пустые места. Работает Боря и основном быстро, уверенно, сосредоточенно, не отвлекаясь.

* * *

Мы видим, что все дети свободно владеют способом проведения разнообразных линий карандашом и кистью.


Рис 42. Рисунок Наташи Б. «Лани».

Рис. 43. Рисунок Вити С. «Лань».


Рис. 44. Рисунок Вити С. «Комнатное растение» (с натуры).

Это свидетельствует о сформированности всех навыков, входящих в данное умение. Овладение этим умением по­зволяет детям свободно передавать форму и пропорции разных предметов, и более простых, и более сложных. Вме­сте с тем одни это делают сильной, энергичной, иногда даже грубоватой линией (Витя, Миша), для других харак­терны тонкие, легкие, изящные линии контура (Маша, Наташа, Галя). Однако и первые дети владеют легкой тон­кой линией, о чем свидетельствуют их рисунки (например,


Рис. 45. Рисунок Вити С. «Лани».

«Олешек» у Бэлы, «Цветущая весна» у Вити и др.). Но их манере свойственна сильная и энергичная линия, позво­ляющая создать по-своему выразительный рисунок. Инди­видуальные различия проявляются достаточно ярко.

Анализ рисунков показывает также, что все дети вла­деют умением закрашивать, следовательно, у них сформи­рованы входящие в это умение навыки. Но манера закра­шивать у детей различна. Так, Наташа ие всегда покры­вает сплошным цветом па рисунке место травы, земли, неба, а иногда обозначает их отдельными легкими штри­хами пли линиями соответствующего цвета. Одни дети закрашивают рисунки легким прикосновением карандаша к бумаге (что дает мягкий, светлый тон) и лишь кое-где подчеркивают форму более сильным нажимом, другие — интенсивно нажимают на карандаш и получают яркий цвет.

 



Приведенные памп случаи индивидуальных различий манеры выполнения рисунка свидетельствуют о том, что обучение всей группы детей основным навыкам рисования, одинаковому способу держать карандаш, кисть и пользо­ваться ими, одним способам ведения линий, способам за­крашивания рисунка и пр. не приводит к однообразию рисунков.

Наоборот, индивидуальная манера изображения начи­нает проявляться особенно ярко тогда, когда дети овладе­вают техническими навыками и умениями рисования.

Мы хотим, чтобы большинство детей могли решать изо­бразительные задачи, проявляя индивидуальную манеру. Следовательно, необходимо заботиться об овладении всеми детьми техникой рисования.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСПЕКТЫЗАНЯТИИ

Вторая младшая группа

Рисование на тему «Баранки»

Программное с о д е р ж а н и е.

Учить детей рисовать предметы круглой формы слит­ным, безостановочным движением. Учить правильно дер­жать кисть, при рисовании несильно нажимать на ворс, набирать па кисть достаточное количество краски. Уточ­нить название цвета «желтый».

Методика проведения занятия.

Показать детям баранки, сказать, что сегодня они будут рисовать такие же. Спросить, какой они формы; ответы детей подтвердить (а если они не назовут форму, сказать («Бараночки круглые»— при этом обвести пальцем по кон­туру). Затем вызвать 2—3 детей и попросить их обвести баранку и назвать ее форму. После этого предложить всем пальчиком п воздухе показать, какие круглые баранки. Потом показать, как рисовать баранку кистью. Обратить внимание детей на то, как держать кисть, всем ворсом об­макивать ее в краску, снимать лишнюю каплю краски, коснувшись один раз ворсом кисти края баночки. Сопро­вождать все действия объяснением. При показе приема изображения подчеркнуть: «Рисую круглую бараночку сразу, не останавливаясь. Вот какая круглая бараночка получилась». Можно показать еще одну. А затем вызвать кого-либо из детей к доске, чтобы ребенок на этом же ли­сте нарисовал свою бараночку. Действия ребенка нужно сопровождать словом, чтобы направить его и привлечь внимание всех детей: «Вот как Миша правильно взял кисть и обмакнул ее всем ворсом в краску...»

После показа ребенка у доски сказать: «Вот какую круглую бараночку нарисовал Миша. А теперь возьмите все кисточки, покажите, как правильно вы их держите (поправлять тех, кто держит неверно). Обмакните ее в краску всем ворсом, снимите лишнюю каплю о край баночки и рисуйте много круглых бараночек. Рисуйте

 

сразу, не останавливаясь». Тем, кто затрудняется произвести нужное движение, показать на отдельном листе бумаги, если необходимо, взяв руку ребенка в свою. Следить, чтобы дети вовремя и правильно обмакивали кисть в краску, не рисовали сухой кистью и т. д.

По окончании работы выставить все рисунки на доску, обратить внимание детей на то, как много круглых бараночек желтого цвета они нарисовали.

Подготовка к занятию.

Накануне рассмотреть с детьми баранки, уточнить па-звание их формы: «Бараночки круглые», при этом обвести баранку рукой по контуру. Затем каждому ребенку дать возможность обвести баранку по контуру пальчиком. Тем, кто будет делать это недостаточно четко, помочь, взяв руку ребенка в свою. Предложить детям при движении руки определять форму баранки словом: «Бараночка круглой формы». Можно прокатить баранку по столу, показать, что она круглая и катится, как колесо.

К занятию приготовить гуашь (охра), кисти, воду, тряпочки, бумагу.

Рисование на тему «Елочные шарики (большие и маленькие)»

Программное содержа п и с.

Продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы. Закреплять название формы предмета «круглая». Уточнить признак величины: «большой», «маленький».

Продолжать учить детей пользоваться краской: наби­рать ее, опуская весь ворс кисти, снимать лишнюю каплю краски прикосновением к краю баночки. Учить промывать кисть, перед тем как обмакнуть ее в другую краску, отжи­мать лишнюю воду о тряпочку. Учить детей закрашивать предметы, проводя линии в одном направлении: сверху вниз или слева направо, не выходя за линию контура.

Методика проведения занятия.

После того как дети сядут за столы, показать им два елочных шарика (большой и маленький). Спросить, что это. После ответов детей сказать, что эти шарики украша­ли елку, и сегодня дети их будут рисовать. Спросить, какой формы шарики. Вызвать кого-нибудь к доске, предложить вызванному ребенку обвести шарики по контуру движени­ем руки. Обратить внимание детей на величину шариков,


предложить кому-либо обвести движением руки по конту­ру большой шарик и маленький, затем всем в воздухе показать, какой шарик большой, какой маленький.

Вызвать кого-либо к доске, предложить показать, как нужно рисовать шарик. Обращать внимание детей на то, как показывающий держит кисть, рисует шарик, не отры­вая руки. Затем показать па контурном рисунке ребенка, как надо закрашивать, проводя линии в одном направле­нии (сверху вниз или слева направо), не выходя за пре­делы контура.

После этого предложить детям нарисовать много шари­ков, больших и маленьких.

Перед началом работы проверить, как дети держат кисточку, поправить тех, кто делает это неправильно. В процессе рисования следить за тем, как дети держат кисть, как пользуются краской, напомнить, чтобы обмаки­вали кисть в краску всем ворсом, снимали лишнюю каплю, касаясь ворсом края розетки. Следить за процессом созда­ния изображения, обращать внимание на то, чтобы дети рисовали шарики большие и маленькие. Тем детям, кото­рые будут затрудняться, можно показать на отдельном листе бумаги, взяв их руку в свою.

Обращать внимание па закрашивание изображений.

По окончании все рисунки выставить на доску. Сказать, что дети нарисовали много шариков, предложить найти в рисунках большие шарики, затем маленькие.

Подготовка к занятию.

Накануне рассмотреть с детьми шарики на новогодней елке. Определить их форму: шарики круглые. Подчеркнуть красоту этой формы. Можно предложить детям показать пальчиком в воздухе, какие шарики круглые. Предложить найти шарики, разные по величине: большие и маленькие. Обвести по контуру рукой большой и маленький шарики, подчеркнув их различие по величине. Предложить всем детям показать в воздухе пальчиком, какой большой ша­рик и какой маленький.

Приготовить гуашь трех цветов1 (на каждый стол по­ставить краску одного цвета, чтобы рисунки у детей полу­чились разного цвета), бумагу белую размером в альбом­ный лист.

1 Для этого занятия можно дать детям и фломастеры, если удастся приобрести их для всей группы.

6* 131


Рисование на тему «Флажки»

П р о г р а м м н о е со д е р ж а н и е.

Продолжать учить узнавать и называть прямоугольную форму. Учить детей передавать эту форму в рисунке от­дельными линиями (вертикальными и горизонтальными). Закреплять умение правильно держать карандаш, акку­ратно пользоваться им, порисовав, класть в коробку. По­ощрять рисование флажков разного цвета.

Закреплять положительные эмоции, возникающие от красочных рисунков, удачно переданной формы предметов.

Методика проведения занятия.

Показать детям нитку с разноцветными прямоуголь­ными флажками. Подчеркнуть, что флажки красивые, разноцветные. Дать полюбоваться ими. Затем спросить, какой формы флажки, при этом обводить нх по контуру. Если дети будут затрудняться в ответе, сказать: «Стороны прямые и уголки». Подождать немного (давая возмож­ность высказаться) и сказать: «Такая форма называется прямоугольной». Еще раз обвести флажок по контуру. Предложить всем детям вместе произнести название фор­мы. Затем вызвать одного - двух детей к доске для обведе­ния контура флажка.

Несмотря на то что дети до этого не рисовали предметы прямоугольной формы, предложить им подумать, как мож­но нарисовать эти флажки. При этом провести пальцем сначала по вертикальным сторонам флажка, а затем по го­ризонтальным. Вызвать кого-нибудь к доске для показа способа рисования. Если никто из детей не сможет этого сделать, показать и объяснить на флажке: «Сначала нари­суем ниточку (провести рукой по горизонтальной линии). Затем нарисуем эту сторону флажка, потом эту (провести пальцем по вертикальным сторонам), а теперь эту. Так и будем рисовать». Нарисовать на листе бумаги ниточку и один флажок, сопровождая показ объяснением. «А вы нарисуйте много флажков, на всей ниточке. Возьмите ка­рандаш, кто какой хочет. Пусть флажки будут разного цвета. Покажите, как вы правильно держите его». Пред­ложить всем детям показать карандашом в воздухе, как они будут рисовать флажки. Направлять показ словами: «Сначала эту сторону нарисуем, затем эту...». После этого дети приступают к рисованию флажков. В процессе заня­тия следить за тем, как дети держат карандаш, как они


рисуют флажки. В случае надобности поправить, показав вместе с рукой ребенка в воздухе, а если этого недоста­точно, то и на отдельном листе бумаги, последовательность рисования флажка. Поощрять смену карандаша. Если кто-то рисует карандашом одного цвета, предложить поме­нять: «Пусть флажки будут разного цвета».

По окончании рисунки выставить на доске. Предло­жить посмотреть на них. Вызвать положительные эмоции при рассматривании красивых разноцветных флажков. Уточнить, какой формы флажки, какого цвета.

Подготовка к занятию.

Сделать нитку с разноцветными прямоугольными флажками. Приготовить длинные полосы бумаги разме­ром приблизительно 8X20 см, коробку цветных каранда­шей (6 штук).

Во время игр, на прогулке познакомить детей с пред­метами прямоугольной формы, учить обследовать форму, включая движения руки по контуру предмета.

Средняя группа

Рисование на тему «Яички простые и золотые»

Программное содержание.

Учить детей рисовать предметы овальной формы, пере­давать характер формы: с одного конца более округло, с другого более суженно. Изображать форму слитным, без­остановочным движением. Продолжать отрабатывать пра­вильное закрашивание предметов (в одном направлении, сверху вниз или слева направо, не выходя за линию конту­ра, не проводя линий по одному месту дважды).

Методика проведения занятия.

Сказать детям, что они знают сказку про курочку рябу, которая снесла дедушке и бабушке золотое яичко. Это яич­ко никто не мог разбить, а мышка бежала, хвостиком заде­ла, яичко упало и разбилось.

Предложить вспомнить, а затем кого-то вызвать сказать последние слова сказки. Потом показать яичко: «Такое яичко снесла курочка дедушке и бабушке. Вот вы сегодня и нарисуйте много простых яичек и одно золотое.

Чтобы хорошо нарисовать яички, давайте посмотрим, какой они формы». Обвести рукой по контуру: «Немного


круглое, немного длинное. Как такая форма называется?» Правильный ответ подтвердить; если дети не ответят, ска­зать: «Яичко овальной формы».

После этого вызвать 2—3 детей, предложить обвести яйцо пальцем, правильно назвать форму. Спросить у детей, знают ли они, как надо нарисовать яичко, напомнить, что они уже рисовали предметы овальной формы (можно спросить, какие предметы рисовали).

Затем вызвать кого-нибудь к доске для показа. Обра­тить внимание детей на то, что яичко отличается от тех предметов овальной формы, которые они рисовали раньше (огурец, лимоны): у яичка один конец более круглый, а другой — более острый. Когда ребенок у доски нарисует, спросить у детей, получилось лп как настоящее яичко. Пос­ле этого можно еще раз показать, как рисовать яичко, при этом подчеркнуть, что рука ведет кисть не останавливаясь: сначала рисует закругленно, потом слегка протягивает линию, потом опять закругляет, но меньше, чтобы полу­чился суженный конец, затем опять слегка протягивает и закругляет линию.

После показа предложить всем взять кисть правильно (показать, как они ее держат, если этот навык не у всех закрепился), проверить, разрешить рисовать простые яич­ки. Напомнить, что закрашивать надо аккуратно, только в одну сторону, не выходить за линию.

В процессе работы следить, чтобы все рисовали пра­вильно, ошибающимся напоминать о направлении движе­ния руки. Напоминать характер формы (один конец более круглый, другой — более острый). Тем, у кого не получа­ется, можно показать на отдельном листе.

Когда дети нарисуют по нескольку простых яичек, пред­ложить нарисовать золотое. Сказать, чтобы рисовали его правильно, постарались сделать красивым.

По окончании все работы выставить на доску для ана­лиза, предложить детям найти, где нарисованное яичко больше всего похоже на настоящее. Вызванным детям предложить объяснить их выбор: «Почему тебе это яичко кажется красивым, совсем как настоящее?» Подготовка к занятию.

Рассказать детям сказку «Курочка ряба», сопровождая показом настольного театра. После этого рассмотреть с детьми яичко: «Вот какое яичко снесла курочка, не зо-


лотое, а простое». Можно обвести его рукой по контуру и сказать: «Немного кругленькое, немножко длиннень­кое — овальное».

Приготовить гуашь белую и желтую, бумагу цветную в альбомный лист.

Рисование на тему «Девочка выстирала и повесила сушить носовые платочки»

Программное содержание.

Учить изображать несложный сюжет, передающий ре­зультат труда; хорошо располагать предметы на листе бу­маги. Закреплять умение рисовать прямые линии (верти­кальные и горизонтальные), рисовать прямоугольные формы.

Дать способы, помогающие более точно передать про­порции предметов (смерить, сравнить), чтобы нарисовать ровные, прямые платочки одинаковой величины. Учить правильному закрашиванию карандашом: неотрывным движением в одном направлении (сверху вниз или слева направо), более замедленно у краев формы и несколько быстрее к середине, чтобы не выйти за контур нарисован­ного предмета.

Методика проведения занятия.

Объяснить детям задание: «Мы с вами читали стихо­творение о том, как девочка помогала маме стирать белье. В детском саду вы сами стирали свои носовые платочки. А сегодня нарисуем, как девочка выстирала и повесила су­шить на веревочку носовые платочки». Далее объяснение сопровождается показом способов рисования прямых ли­ний, прямоугольной формы. «Девочка постирала платочки и пошла их вешать. Сначала она нашла два столбика, за которые можно привязать веревочку. Вот мы и нарисуем эти столбики у края листа. Столбики были прямые. Чтобы нарисовать их такими, надо вести карандаш вот так: свер­ху вниз, рука сбоку линии; так видно хорошо, куда ведешь линию, поэтому легче нарисовать ее прямо. Столбики но тонкие, поэтому провожу, чуть отступая, вторую линию, веду сверху вниз, рука идет сбоку линии, чтобы видеть, как я ее веду, и нарисовать прямой столбик. Так же рисую у другого края листа второй столбик. А теперь девочка натянула веревочку прямо, чтобы платочки не сползли и не упали. Чтобы веревочка получилась прямая,


веду линию слева направо, рука с карандашом вни­зу линии; так видно, как ведешь линию, поэтому нари­суешь прямо, а если не видно, куда ведешь, прямо не нарисуешь. Вот я и нарисовала прямую веревоч­ку. А теперь нарисую платочки, которые повесила сушить девочка. Платочки были ровные, прямые, поэтому я буду рисовать так, чтобы было видно, куда веду линию,— тогда получится прямо. Сначала рисую сторону сверху вниз, рука сбоку линии. Вот и получилась прямая сторона пла­точка. Теперь слева направо; рука внизу линии — мне так хорошо видно, как рисую. Когда рисую, смотрю, чтобы на­рисовать одинаковые стороны у платочка, ведь он квадрат­ный». Затем нарисовать остальные стороны платочка, объяснить, почему так надо делать. Потом нарисовать вто­рой платочек. Больше можно?те объяснять, предоставив детям возможность самостоятельно заполнить веревочку платочками. После объяснения предложить детям взять правильно карандаш, показать, как они его держат, и на­чать рисовать. В процессе рисования следить за тем, чтобы дети правильно держали карандаш, использовали показан­ные приемы рисования линий и форм. В случае необходи­мости показывать на отдельном листе бумаги рукой ребен­ка. Напоминать, что во время рисования нужно следить глазами за тем, как ведешь линию, иначе платочки полу­чаются неровные, некрасивые. Сравнить стороны платочка.

Когда большинство детей будет заканчивать рисование платочков, предложить закрасить их, легко нажимая на карандаш. Платочки могут быть голубыми, розовыми, жел­тыми или белыми (тогда их не надо закрашивать). Пока­зать способ закрашивания: карандаш движется неотрывно сверху вниз или слева направо. Чтобы не выйти за край линии, надо сначала медленно и осторожно красить у кра­ев платочка, а потом середину, при этом карандашом мож­но водить побыстрее.

Следить, как дети при закрашивании производят дви­жения карандашом, предупреждать излишний нажим, то­ропливость, смену направления штрихов внутри одного контура.

Тем, кто закончит рисовать платочки раньше, предло­жить нарисовать еще что-нибудь, например солнышко, что­бы платочки быстрее высохли, и т. д.

По окончании работы псе рисунки рассмотреть с деть­ми, выбрать лучшие: ровные столбики, красивые, ровные


платочки. Предложить детям, у которых получились кра­сивые, аккуратные рисунки, вспомнить и сказать, как они рисовали линии (сверху вниз и слева направо), почему нужно рисовать так, предложить показать жестом движе­ние руки, подчеркнуть, что гак нужно рисовать эти линии всегда, когда они встречаются в рисунке (земля, дом или что-то другое).

При этом показать жестом правильное положение ру­ки, объяснить, что так видно, куда идет линия, поэтому легче нарисовать прямо и рисунок выйдет красивым.

Подготовка к занятию.

За 2—3 дня до занятия прочесть детям стихотворение «Большая стирка», постирать с детьми и повесить сушить носовые платочки, обратить внимание на то, что висят они ровно, платочки ровные, квадратные. В часы вечерних игр уточнить знания детей о форме предметов, сравнить прямоугольник и квадрат, подчеркнуть их различие и сход­ство (у квадрата все стороны одинаковые, у прямоуголь­ника две стороны одинаковые: две длинные, две короткие).

Приготовить белую бумагу, немного уже обычного аль­бомного листа, чтобы композиция была красивой, цветные карандаши.

Рисование на тему «Снегурочка»

Программное содержание.

Учить детей создавать изображение предмета из не­скольких частей знакомой формы. Учить рисовать фигуру человека, передавая форму частей, их расположение, от­носительную величину. Подводить детей к передаче образа Снегурочки. Учить рисовать крупно, во весь лист. Упраж­нять в рисовании и закрашивании кистью и красками.

Методика проведения занятия.

Показать детям куклу Снегурочку в длинной шубке. Сказать им: «Сегодня мы будем рисовать эту красивую де­вочку Снегурочку. Давайте ее хорошо рассмотрим, что­бы нарисовать красиво».

Затем обратить внимание на основные части (голову, пальто, руки). Показывая каждую часть, включить движе­ние руки по контуру. Обводя по контуру части, подчерк-путь: «Вот какая круглая голова у Снегурочки. Покажите все в воздухе пальчиком (дети должны «нарисовать» круг­лую форму жестом). Шубка красивая, книзу она расширя-


ется (провести двумя руками одновременно по бокам шуб­ки). А теперь вы покажите, как шубка Снегурочки расши­ряется». Следить за движениями рук детей в воздухе и самой еще раз повторить их.

Затем обратить внимание на то, что сверху от шубки отходят рукава — руки. При этом провести по верхней и нижней стороне рукава разведенными пальцами.

Предложив детям подумать, с чего начать рисовать Снегурочку, вызвать к доске последовательно несколько детей, чтобы они нарисовали голову, шубку, руки1. Показ детей направлять, помогать в случае необходимости, об­ращать внимание всех детей на то, как создается изобра­жение, как при этом дети у доски пользуются кисточкой, красками.

После этого разрешить детям рисовать Снегурочку. На­помнить, что начинать надо с головы. Рисовать ее нужно вверху листа, оставив немного места для шапочки. Предло­жить детям показать, где они начнут рисовать.

В процессе работы следить за тем, как рисуют дети, как располагают изображение на листе. Добиваться акку­ратного и правильного пользования кистью и краской, на­поминать, чтобы своевременно обмакивали кисть в краску, не рисовали сухой кистью. Если кто-то из детей в самом начале допустит ошибку (низко по листу начнет рисовать или нарисует голову слишком большой), объяснить ребен­ку, что у него неверно, и заменить листок, чтобы ребенок мог нарисовать лучше, чтобы результат работы вызвал по­ложительные эмоции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: