Решение примеров и арифметических задач




 

Современная отечественная психология определяет мышление как сложную психологическую деятельность, имеющую единую для любых её видов структуру:

1. Мотив, делающий необходимым решение интеллектуальной задачи.

2. Целенаправленная ориентировка в условии задачи.

3. Выбор пути и средств решения задачи.

4. Собственно решение задачи (реализация составленного плана с помощью операций, соответствующих найденному алгоритму).

5. Контроль действий путём сличения результатов с исходными данными.

 

Описанное строение интеллектуальной деятельности проявляется при решении и наглядно-действенных (например, конструирование), и наглядно-образных (например, раскладывание серии сюжетных картин), и словесно-логических (например, арифметических) задач.

 

Интеллектуальные процессы нарушаются по-разному в зависимости от вызванного локальным поражением мозга выпадения тех или иных компонентов психической деятельности (как специфических, так и неспецифических). Задачей специалиста является определение тех факторов, которые лежат в основе нарушений, и выбор соответствующих методов и приёмов их преодоления.

 

Разработанный известным отечественным специалистом Цветковой Л.С. методпрограммированного восстановительного обучения позволяет успешно применять математический материал для учащихся начальной школы в целях восстановления интеллектуальной деятельности взрослых Пациентов (при условии сохранности их устной и письменной речи в достаточном объёме). Основу метода составляет использование в качестве компенсаторной опоры программ, предъявляемых в письменном виде и соответствующих выявленным механизмам нарушений (одного или нескольких).

Программа содержит предписания алгоритмического типа, которые помогают организовать интеллектуальную деятельность Пациента, т.е. служат ориентировочной основой деятельности и обеспечивают её планирование, регуляцию и контроль.

Практика показывает высокую эффективность метода и при устранении неспецифических расстройств ВПФ (изменений нейродинамики). Т.о., арифметические задачи и примеры наряду с другими упражнениями являются средством восстановления:

 

v общей и интеллектуальной активности Пациента;

v подвижности нервных процессов;

v произвольного внимания;

v умственной работоспособности;

v количественных представлений и счётных операций;

v специфической слухоречевой памяти;

v понимания речи;

v экспрессивной речи (автоматизированной, репродуктивной, самостоятельной);

v словесно-логического мышления.

 

Математический материал сборника подобран по принципу последовательного усложнения как алгоритма решения, так и его речевого оформления и включает:

 

1. Неравенства.

2. Примеры:

а) сложение и вычитание однозначных чисел в пределах десятка и с выходом за пределы десятка;

б) сложение и вычитание двузначных чисел;

в) табличные случаи умножения и деления.

3. Простые задачи:

а) задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц;

б) задачи на нахождение неизвестного вычитаемого или слагаемого;

в) задачи с косвенными вопросами.

4. Составные задачи:

а) простые составные задачи;

б) сложные составные задачи;

в) сложные составные задачи с инвертированным ходом решения.

5. Задачи с составлением двух уравнений и выделением промежуточных операций:

а) задачи, в которых требуется составление и сличение двух уравнений и выделение вспомогательных операций;

б) «конфликтные» задачи.

6. Типовые задачи на части.

7. Словесно-логические задачи разной степени сложности, решение которых не требует выполнения арифметических операций

8. Задачи на внимание и сообразительность разной степени сложности, решение которых требует выполнения арифметических операций.

9. Задания на повторение текста задачи и установление взаимосвязи её конечного вопроса с условием.

 

Специалист определяет объём и порядок предъявления материалов сборника Пациенту, содержание программ и выбор других эффективных средств создания компенсаторной опоры, таких как:

Ø графическая иллюстрация задачи (схема, чертёж, картинка): она делает соотношение между предметами (величинами) наглядным и помогает отвлечься от несущественного в задаче;

Ø моделирование (модель – это заменитель объекта, который обладает двумя существенными признаками: представляет оригинал в обобщённом виде и допускает преобразования, выполнение которых на нём позволяет выявить новые свойства оригинала);

Ø краткая запись условия задачи (в т.ч. в виде таблицы): она выступает в качестве опоры для памяти, помогает выделить известное и искомое, сопоставить величины и понять их зависимость.

 

Сформированная компенсаторная опора помогает выполнить необходимые для достижения намеченного результата действия. Например, при решении арифметических задач таковыми являются:

· внимательное ознакомление с текстом задачи (чтение с логическим ударением или прослушивание);

· выделение её условия и вопроса;

· анализ лексико-грамматической стороны текста задачи (при нарушениях речи):

- распознавание значений слов и логико-грамматических конструкций;

- отвлечение от их непосредственного значения и выделение подтекста;

- установление связи оборотов речи с определёнными арифметическими операциями;

· выделение существенного и отвлечение от несущественных элементов условия задачи;

· установление логических связей между предметами и явлениями;

· установление связи конечного вопроса с условием задачи;

· осмысленное повторение текста задачи с использованием опор (для определённой категории больных необходимо исключить повторение!)

Ø что известно в задаче?

Ø что неизвестно?

Ø что нужно узнать?;

· составление плана решения задачи;

· выражение выявленной логической структуры в адекватных математических отношениях (применение системы конкретных арифметических операций);

· оценка каждой операции не отдельно, а в системе заданных логических отношений и обоснование выполненных действий;

· сличение полученных результатов с исходными данными.

 

Л.С. Цветкова и её сотрудники, исследовавшие особенности нарушения и восстановления решения арифметических задач у больных с речевыми и интеллектуальными расстройствами, подчёркивают, какую важную роль в структуре арифметической задачи, в понимании её смысла и в протекании процесса её решения играет конечный вопрос и установление его взаимосвязи с условием. Ими были выделены следующие типы ошибок:

I. При повторении конечного вопроса задачи:

1) Опускание вопроса.

2) Повторение вопроса предыдущей задачи.

3) Замена конечного вопроса промежуточным.

4) Повторение одного из данных условий задачи в качестве конечного вопроса.

5) Бессмысленные вопросы.

II. При повторении задачи в целом:

1. Искажение и условия, и конечного вопроса задачи.

2. Правильное повторение условия задачи и нарушение повторения конечного её вопроса.

3. Формально правильное, но непродуктивное повторение.

4. Замещение сложной задачи простой.

Нередко те или иные из указанных ошибок встречаются у Пациентов, имеющих не специфические речевые и интеллектуальные, а только нейродинамические нарушения или нарушения произвольного внимания. Это делает целесообразным включение в сборник следующих заданий:

Ø выбор конечного вопроса задачи из нескольких («Выбери вопрос»);

Ø формулировка вопроса к данному условию задачи («Задай вопрос»);

Ø сравнение текстов задач и хода их решений («Одинаковые ли это задачи? Одинаковые ли у них решения?»).

Условием успешного решения задач является выполнение не одного действия или операции, а их совокупности, и прежде чем приступить к выполнению сложных заданий, естественно, следует отработать отдельно все входящие в программу операции. При переходе к более сложным заданиям требования к общей и умственной активности Пациента соответственно возрастают.

 

Преодоление нарушений неспецифических компонентов ВПФ в отличие от восстановления интеллектуальной деятельности не всегда требует использования письменных программ. Так, прочтение многозначных чисел и примеров (или неравенств) с целью восстановления количественных представлений и при обучении дискретному повторению будет носить разный характер. При решении же задач может быть достаточно опоры на графическую иллюстрацию или устные наводящие вопросы специалиста (Помощника).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: