Картинный предметный словарь




 

Материал Картинного предметного словаря может быть использован для решения различных задач восстановительного обучения:

1) коррекция нарушений интенсивности протекания процессов нейродинамики;

2) повышение уровня общей активности пациента;

3) восстановление произвольного внимания;

4) восстановление зрительно-предметных образов и предметной отнесённости слова;

5) восстановление конструктивно-пространственного праксиса;

6) восстановление устной и письменной речи:

Ø восстановление пассивного и активного словаря;

Ø восстановление слухо-речевой памяти;

Ø восстановление письма и чтения.

Реализация намеченных задач предусматривает поэтапную организацию работы с предметными изображениями (В.М.Шкловский, Т.Г. Визель; Л.С. Цветкова):

 

I. Сравнительный анализ зрительного образа реального предмета и его рисованного изображения. На этом этапеПациент учится выделять существенные признаки, определять категориальную принадлежность и функциональное назначение предмета, выполняя следующие задания:

· разложить картинки по заданным признакам (лексическая группа, назначение, внешний вид);

· найти сходство и различия предметов, относящихся к разным группам;

· запомнить и найти картинку среди других изображений предметов, близких по внешнему виду;

· найти сходство и отличительные признаки изображений предметов, относящихся к одной группе.

II. Рисование и копирование предметных изображений. При участии Помощника Пациент выполняет следующие задания:

- обвести контурное и пунктирное изображение предмета;

- срисовать предмет целиком и отдельно составляющие его части;

- повторно срисовать предмет;

- найти и обвести заданный предмет среди 3-4 наложенных контурных изображений;

- после просмотра картинки нарисовать предмет по памяти;

- дорисовать отличительные части предмета;

- дорисовать половину предмета до целого;

- дорисовать часть (деталь) предмета до целого;

- устранить пробелы в контурном изображении предмета;

- дорисовать абстрактную фигуру до любого предмета;

- самостоятельно нарисовать предмет по слову-названию.

III. Восстановление устной и письменной речи при различных формах нарушения осуществляется в ходе выполнения ряда заданий:

а) прослушивание слова с опорой на картинку и надпись (Пациент смотрит на рисунок и надпись, слушает слово, которое прочитывает Специалист или Помощник);

б) сопряженное и самостоятельное повторение слов (прослушать слово; Пациент повторяет слово вместе с Помощником, затем ещё раз самостоятельно);

в) показ реалистичных изображений предметов по 1 слову и по серии названий из 2-3 слов в заданной последовательности (непосредственный; отсроченный);

г) узнавание предмета по его словесному описанию (Специалист или Помощник описывают внешний вид, назначение, действия предмета; Пациент выбирает предмет из ряда картинок и показывает);

д) самостоятельное раскладывание Пациентом подписей под предметными картинками;

е) списывание слов с опорой на картинку;

ж) выбор надписи и картинки из предложенного ряда после восприятия слова на слух;

з) письмо слов по памяти (посмотреть на картинку; запомнить слово; закрыть слово, оставив картинку; записать слово по памяти);

и) самостоятельное письмо слов по картинке без предварительного чтения;

к) сопряженное, отражённое и самостоятельное чтение слов (прослушать слова; «читать» вместе с Помощником; повторять слова после прочтения Помощником; самостоятельно читать слова);

л) самостоятельное называние слова по картинке без опоры на надпись;

м) подбор слов к заданному (предметов, действий, признаков) с опорой на картинку;

н) классификация слов с опорой на картинки и наименование семантического поля (Пациент подбирает к обобщающим словам картинки с надписями (сначала к 1-2, затем более));

о) подбор слов одного семантического поля по его наименованию без опоры на картинки (Пациент подбирает слова без картинок к обобщающим словам (сначала к 1-2, затем более));

п) разделение слов на группы по другим признакам (внешний вид, функция);

р) подбор обобщающих слов к группе картинок и/или карточек со словами;

с) формирование семантического поля (к обобщающему слову подобрать и нарисовать (срисовать) предметы и записать слова);

т) составление предложений, включающих слово в разный контекст (предмет в разных ситуациях);

у) упражнение в толковании слов с конкретным значением (объяснять значение слов; пользоваться толковым словарём);

ф) описание предметов по плану, в т.ч., сравнительное описание предметов, относящихся к одной родовой группе.

Для I этапа работы: 2 группы картинок (по 16), в которой один и тот же предмет изображён по-разному (ракурс, стиль, разновидность): дом, яблоко, кот, петух, собака, чайник, платье, машина (8 предметов в 4 вариантах).

Расположение изображений предметов (см. ниже) на листе в 2 колонки:

 

название крупным шрифтом реалистичное цветное изображение

 

контурное изображение пунктирное контурное изображение

 

изображение предмета с недостающими деталями половина предмета для дорисовывания

 

часть (деталь) предмета для дорисовывания контурное изображение целого предмета с пробелами

 

фигуры для дорисовывания до предмета 3-4 наложенных контурных изображения

 

Ещё отдельный набор разрезных карточек с такими же реалистичными изображениями предметов и набор разрезных карточек со словами:

Семья:

мама мужчина бабушка мальчик
папа женщина дедушка девочка

 

Овощи:

лук, чеснок, капуста, тыква, морковь, репа, свёкла, редиска, горох, фасоль, огурец, перец, помидор, картофель, баклажан, кабачок.

Фрукты:

киви, лимон, банан, гранат, персик, абрикос, апельсин, мандарин, ананас, хурма, вишня, груша, слива, яблоко, виноград.

Животные:

а) домашние животные: бык, баран, осёл, кролик, коза, овца, свинья, кошка, корова, собака;

б) дикие животные наших лесов: заяц, волк, медведь, лиса, белка, кабан, ёж, лось, олень, рысь;

в) дикие животные жарких стран: зебра, жираф, верблюд, слон, лев, тигр, бегемот, носорог, крокодил, обезьяна, кенгуру.

Дикие птицы:

а) домашние: курица, утка, гусь, селезень, петух, индюк;

б) зимующие: дятел, голубь, воробей, сова, ворона, сорока, синица;

в) перелётные: аист, лебедь, орёл, чайка, журавль, цапля, ласточка;

г) дальних стран: страус эму, павлин, пингвин, попугай, фламинго.

Посуда:

нож, ложка, вилка, половник, сахарница, чайник заварочный, чайник водогрейный, кофейник, молочник, кастрюля, сковорода, банка, стакан, кружка, чашка, блюдце, тарелка, миска, солонка, тёрка, скалка.

Продукты:

хлеб, булка, сыр, мясо, рыба, колбаса, сосиски, молоко (в бутылке), кофе (в кружке), чай (в чашке), мёд (в банке или сотах), яйцо, сахар, конфеты, шоколад, мороженое (в рожке).

Одежда:

а) шуба, пальто, куртка, кофта, рубашка, футболка, сарафан, халат, платье, юбка, брюки, джемпер, свитер;

б) рукава, воротник, бретельки, пояс, карман, капюшон, оборка, застёжка-«молния», пуговица, петля, ремень, пряжка.

Обувь:

калоши, кроссовки, тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки.

Дом. Квартира. Мебель:

а) дом, крыша, окно, крыльцо, труба;

б) комната, пол, потолок, стены, дверь;

в) шкаф, книжная полка, тумбочка, стол, табурет, стул, кресло, диван, кровать;

Транспорт:

а) лодка, корабль, самолёт, вертолет, ракета, легковая машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, велосипед;

б) руль, кабина, шина, колесо, фара, весло, пропеллер, крыло, шасси, якорь, педаль.

 

Литература:

1. Приказ № 383 от 28.12.98 г. «О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций».

2. Б.В. Зейгарник «Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики». М., «Эксмо», 2008 г.

3. Н.К. Корсакова, Л.И. Московичюте «Клиническая нейропсихология». М., «Академия», 2003 г.

4. Л.С. Цветкова «Восстановление высших психических функций». М., «Академический проект», 2004 г.

5. Л.С. Цветкова «Мозг и интеллект». М., «Просвещение», АО «Учебная литература», 1995 г.

6. Л.С. Цветкова «Афазия и восстановительное обучение». М., «Просвещение», 1988 г.

7. В.М. Шкловский, Т.Г. Визель «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии». М., «Ассоциация дефектологов», 2000 г.

8. Т.Г. Визель «Основы нейропсихологии». М., «АСТ» - «Астрель» - «Транзиткнига», 2005 г.

9. Т.Г. Визель «Как вернуть речь». М., «ЭКСМО - Пресс», 2001 г.

10. М.К. Бурлакова «Коррекционно-педагогическая работа при афазии». М., «Просвещение», 1991 г.

11. М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) «Коррекция сложных речевых расстройств». М., «ЭКСМО - Пресс», 2001 г.

12. А.К. Артёмов «Развивающее обучение математике в начальных классах». Самара, 1997 г.

13. В.Н. Русанов «Математические олимпиады младших школьников». М., «Просвещение», 1990 г.

14. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «2000 задач и примеров по математике для начальной школы». М., «Астрель» - «АСТ», 2004 г.

15. О.В. Узорова «Контрольные и олимпиадные работы по математике» (1-2 класс четырехлетней начальной школы). М., «Астрель», 2000 г.

16. А.В. Спивак «Тысяча и одна задача по математике». М., «Просвещение», 2002 г.

17. Н.Б. Истомина, И.Б. Нефёдова «Учимся решать задачи» (тетради по математике). М., «ЛИНКА-ПРЕСС», 1998 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: