Аналитический метод расчета параметров безопасного обгона




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе по предмету «Оценка безопасности системы человек-машина »

 

на тему: Определение параметров безопасного обгона автотранспортных средств

 

 

Выполнил

ст. гр. ТТП-41 Туманова В.В

 

Принял Францев С.М.

(подпись)

Работа защищена " " 20 г. с оценкой

 

Пенза 2018 г.

Подготовка исходных данных

В качестве исходных данных были выбраны данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Исходные данные

Постоянная скорость движения ТС2V 2, км/ч 40,45,50,55,65
Максимальная скорость ТС1Vmax, км/ч  
Длина ТС1L 1, м 8,6
Длина ТС2L 2, м 10,5
Постоянная времени разгона ТС1ТV, с 30,0
Максимальное замедление ТС2Jmах, м/с2 3,6
Временной интервал между ТС1 и ТС2 перед началом обгона t 12 , с  
Временной интервал между ТС2 и ТС1 после завершения обгона t 21, с 1,5
Расстояние между ТС1 и ТС2 после прекращения обгона и завершения торможения перед возвращением на свою полосу движения, м  
Время перестроения при возвращении ТС1 на свою полосу t П, с  

 

Определение параметров безопасного обгона автотранспортных средств

Построим график изменения скорости ТС1 в зависимости от времени V 1 = f (t) и график изменения пути ТС1 в зависимости от времени S 1 = f (t) при разгоне автомобиля.

Для построения графиков V 1 = f (t) и S 1 = f (t) выполним расчет для значений времени t от 5 до 140 с (с интервалом D t = 10 c). При определении параметров обгона графоаналитическим методом расчет V 1 = f (t) и S 1 = f (t) может производиться при значениях t и больше чем 60 с, вследствие длительного временного интервала, необходимого для завершения обгона, возможные причины чего – небольшая разница между Vmax ТС1 и V 2 ТС2 перед началом обгона, неудовлетворительная динамичность ТС1.

На примере t = 5 секунд найдем значения V 1 и S 1.

Вычисление значений скорости ТС1 выполняем по формуле (1):

,   (1)

,

.

Расчет значений пути ТС1 производим по формуле (2):

. (2)

 

.

По данным расчетов заполняем таблицу 2 и строим графики S 1 = f (t) и V 1 = f (t) (рис. 1).

Таблица 2. Значения пути и скорости ТС1 в зависимости от времени разгона

t,с                        
S1, м 10,96 41,55 88,78 150,07 223,28 306,57 398,39 497,44 602,61 712,95 827,68 946,11
V1, км/ч 15,35 28,35 39,35 49,65 56,54 63,21 68,86 73,64 77,69 81,11 84,01 86,77

 

Графоаналитический метод расчета параметров безопасного обгона автотранспортных средств

Определение параметров обгона покажем на примере скорости V 2 = 40 км/ч.

Завершенный обгон

Задаваясь V 1 = V 2 = 40 км/ч, проводим прямую (перпендикуляр к оси ординат) до пересечения с кривой V 1 = f (t). Получаем точку пересечения, из которой проводим перпендикуляр к оси абсцисс до пересечения с кривой S 1 = f (t). Получим точку А, опустив из которой перпендикуляры к осям абсцисс и ординат находим значения времени t 0 и пути S 0, соответствующие началу обгона и равные t 0 = 15,5 с и S 0 = 89,6 м (см. рис. 2).

Из точки А откладываем вверх по графику величину SОБГ, определяемую по формуле (3) и равную:

, (3)

.

Вычисление значений S 12, S 21 производится по формулам (4) и (5) соответственно.

, (4)
. (5)

 

Из полученной точки С проводим прямую а под углом a к горизонтали до пересечения с кривой S 1 = f (t), точка пересечения которых МS соответствует моменту завершения обгона.

где масштабные коэффициенты равны:

mS = 30/100 = 0,3 мм/м,

mT = 20/5 = 4 мм/с.

Опустив из точки МS перпендикуляры к осям абсцисс и ординат находим значения времени tM и пути SM, которые равны: tМ = 30,75 с, SМ = 325 м.

Для определения скорости в момент завершения обгона из точки MS проводим перпендикуляр к оси абсцисс до пересечения с кривой V 1 = f (t). Ордината точки их пересечения MV есть V ОБГ, равная 53 км/ч.

Время и путь обгона находим соответственно по формулам (6) и (7):

, (6)
. (7)

Значения t 0, tМ, t ОБГ, S 0, ΣОБГ, S 12, S 21, V ОБГ, S ОБГ определяем для всех пяти значений скорости обгоняемого автомобиля и заносим в таблицу 3.

Незавершенный обгон

Задаваясь V 1 = V 2 = 40 км/ч, проводим прямую (перпендикуляр к оси ординат) до пересечения с кривой V 1 = f (t). Получаем точку пересечения, из которой проводим перпендикуляр к оси абсцисс до пересечения с кривой S 1 = f (t). Получим точку А, опустив из которой перпендикуляры к осям абсцисс и ординат находим значения времени t 0 и пути S 0, соответствующие началу обгона и равные t 0 = 15,5 с и S 0 = 89,6 м (см. рис. 5).

. (8)

Из точки А отложим вверх по графику величину, определяемую по формуле (8), åРПО = 22,2 м. Из полученной точки В под углом к горизонтали a = 40, проведем прямую b до пересечения с кривой S 1 = f (t).

Точка пересечения DS соответствует моменту принятия решения о прекращении обгона. Опустив из точки DS перпендикуляры к осям абсцисс и ординат находим значения времени tD и пути SD, которые равны: tD = 25 с, SD = 226,4 м.

Для определения скорости автомобиля V РПО из точки DS проводим перпендикуляр к оси абсцисс до пересечения с кривой V 1 = f (t). Ордината полученной точки DV соответствует скорости V РПО в момент принятия решения о прекращении обгона.

V РПО = 56,6 км/ч.

Для определения параметров последующего торможения необходимо из точки DS отложить вниз расстояние, равное 1 м. Получим точку Е из которой строим кривую торможения S T = f (t T).

Подставим различные значения t в формулу (9):

, (9)

По полученным точкам строим кривую S T = f (t T).

Точка FS пересечения кривой торможения и прямой b определяет момент завершения торможения.

Опустив из точки FS перпендикуляры к осям абсцисс и ординат находим значения времени tF и пути SF, которые равны: tF = 28,25 с, SF = 266,5 м.

Для определения скорости в момент завершения торможения V зт из точки FS поднимем вверх перпендикуляр к оси абсцисс. Кроме того, из точки DV под углом b к горизонтали проведем прямую с до пересечения с перпендикуляром, ранее проведенным к оси абсцисс через точку FS.

Угол b определяем по формуле (10):

, (10)

где mV = 30 / 10 = 3 мм/(км/ч).

Ордината точки FV представляет собой V зт = 15,4 км/ч.

Расчет пути перестроения на свою полосу движения производим по формуле (11):

. (11)

Остальные показатели незавершенного обгона вычисляются по формулам (12), (13), (14), (15):

, (12)
где t РПО – время от момента начала обгона до момента принятия решения водителем о прекращении обгона,
. (13)
Время торможения ,   (14)
, (15)
где S РПО – расстояние, проходимое обгоняющим автомобилем от момента начала обгона до момента принятия решения водителем о прекращении обгона.

Значения показателей незавершенного обгонов, определенные для всех пяти значений скорости обгоняемого автомобиля и заносим в табл 4.

Таблица 3 Параметры завершенного обгона

V 2, км/ч t 0, с tM, c t ОБГ, c S 0, м SМ, м S ОБГ, м ΣОБГ, м S 12, м S 21, м V ОБГ, км/ч
  15,5 30,75 15,25 89,6   235,4   22,2 16,7 63,9
  18,25   16,75 126,4 398,4   62,85   18,75 67,8
    41,75 19,75 163,2 519,8 356,6 67,71 27,78 20,83 74,8
    49,25 25,25 203,3 659,6 456,6 72,8 30,6 22,9 79,9
  31,5 58,5   329,7 903,3 573,6 82,3 36,1 27,1 85,1

 


 

Таблица 4 Параметры незавершенного обгона

V 2, км/ч tD, c t РПО, c t T, c t Н.OБГ, c S РПО, м S T, м S П, м S Н.ОБГ, м V РПО, км/ч V ЗТ, км/ч
    9,75 3,25   136,8 40,1 8,6 185,5 56,6 15,4
  28,75 10,5 3,25 15,75 156,6 36,8 11,8 205,2 62,1 21,2
  33,25 12,25 3,65 17,9   46,7 14,1 260,8 66,3 25,4
  37,5 13,5 4,25 19,75 25,33 59,9 15,3 328,5 71,5 27,5
  54,25 22,75   28,75 470,3 86,3 18,1 574,7 82,5 32,5

Аналитический метод расчета параметров безопасного обгона



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: