Определение параметров обгона покажем на примере при скорости обгоняемого автомобиля V 2 = 40км/ч.
Завершенный обгон
Для решения выражения (16) предварительно находим значения t 0 и S 0. Для этого, подставляя различные значения t в формулу (17), определяем DV, и разделив ее на V 2, получим погрешность вычислений, удовлетворяющую условию (18).
. | (17) |
. | (18) |
Значение t = t 0 = 15,33 удовлетворяет условию (18).
Подставив значение t 0 = 15,33 в формулу (2), находим S 0:
.
По формуле (3) вычисляем величину ΣОБГ:
.
Определяем значения DS, подставляя
в формулу (16) различные значения t:
. | (16) |
.
Находим относительную погрешность DS/S ОБГ, удовлетворяющую условию (19):
. | (19) |
.
Значение t = tМ = 31,03 удовлетворяет условию (19).
Время обгона рассчитываем по формуле (6):
Скорость в момент завершения обгона определяем по формуле (1):
Значения t 0, tM, t ОБГ, S 0, ΣОБГ, S 12, S 21, V ОБГ, S ОБГ заносим в табл 5.
Таблица 5 Параметры завершенного обгона (аналитический метод)
V 2, км/ч | t 0, с | tM, c | t ОБГ, c | S 0, м | S ОБГ, м | ΣОБГ, м | S 12, м | S 21, м | V ОБГ, км/ч |
15,33 | 31,03 | 15,7 | 92,4 | 232,61 | 22,2 | 16,7 | 64,45 | ||
17,94 | 35,15 | 17,21 | 123,3 | 277,96 | 62,85 | 18,75 | 69,01 | ||
20,8 | 39,68 | 18,88 | 161,03 | 329,88 | 67,71 | 27,78 | 20,83 | 73,36 | |
23,96 | 44,77 | 20,81 | 207,16 | 390,5 | 72,8 | 30,6 | 22,9 | 77,52 | |
31,5 | 57,24 | 25,74 | 333,28 | 547,03 | 82,3 | 36,1 | 27,1 | 85,16 |
Незавершенный обгон
Для решения выражения (20) предварительно находим значения t 0 и S 0. Для этого, подставляя различные значения t в формулу (17), определяем DV, и разделив ее на V 2, получим погрешность вычислений, удовлетворяющую условию (18):
Значение t = t 0 = 15,33 удовлетворяет условию (18).
Подставив значение t 0 = 15,33 в формулу (2), находим S 0:
.
По формуле (8) находим величину ΣРПО:
Полученные значения t 0 и S 0 подставим в уравнение (20). Определяем значения DS, подставляя в формулу (20) различные значения t:
. | (20) |
м.
Находим относительную погрешность DS/S РПО, удовлетворяющую условию (21):
. | (21) |
Значение t = tD = 24,73 удовлетворяет условию (21).
Подставив значение tD в формулу (22), определяем скорость в момент принятия решения о прекращении обгона – V РПО.
. | (22) |
.
По формулам (23) и (24) вычисляем значения S Т и Δ S Т при различных значениях t. Величину времени торможения t T находим из условия (25):
, | (23) |
. | (24) |
. | (25) |
Условие (25) выполняется при t = t Т = 2,24 с.
Расчет значения скорости в момент завершения торможения V ЗТ производим по формуле (26):
. | (26) |
Путь, проходимый ТС1 при возвращении на свою полосу движения, определяем по формуле (27):
. | (27) |
Время незавершенного обгона t Н.ОБГ определяем по формуле (12):
Путь незавершенного обгона, проходимый ТС1, определяем по формуле (15):
Найденные аналитическим способом значения параметров заносим в табл 6.
Таблица 6 Параметры незавершенного обгона (аналитический метод)
V 2, км/ч | tD, c | t РПО, c | t T, c | t Н.OБГ, c | S РПО, м | S T, м | S П, м | S Н.ОБГ, м | V РПО, км/ч | V ЗТ, км/ч |
24,73 | 9,4 | 2,24 | 13,64 | 126,65 | 25,91 | 15,06 | 167,62 | 56,14 | 27,11 | |
28,43 | 10,49 | 2,26 | 14,75 | 156,13 | 29,25 | 17,75 | 203,13 | 61,24 | 31,95 | |
32,46 | 11,66 | 2,24 | 15,9 | 189,73 | 32,10 | 20,6 | 242,43 | 66,11 | 37,08 | |
36,95 | 12,99 | 2,19 | 17,18 | 229,07 | 34,45 | 23,58 | 287,1 | 70,82 | 42,44 | |
47,77 | 16,27 | 1,95 | 20,22 | 329,87 | 36,3 | 30,2 | 396,37 | 79,65 | 54,38 |
Определение резервов безопасности
Величины резервов безопасности времени рез t и пути рез S определяем по формулам (28) и (29):
, | (28) |
. | (29) |
,
.
Знак «минус» означает отсутствие резервов и невозможность избежать ДТП путем торможения.
Найденные параметры завершенного и незавершенного обгонов заносим в сводную табл 7.
Таблица 7 Показатели завершенного и незавершенного обгонов (аналитический метод)
Завершенный обгон | Незавершенный обгон | ||||||||
V 2, км/ч | t OБГ, c | S ОБГ, м | V ОБГ, км/ч | t Н.OБГ, с | S Н.ОБГ, м | V РПО, км/ч | V ЗТ, км/ч | рез t, c | рез S, м |
15,7 | 232,61 | 64,45 | 13,64 | 167,62 | 56,14 | 27,11 | 2,06 | 64,99 | |
17,21 | 277,96 | 69,01 | 14,75 | 203,13 | 61,24 | 31,95 | 2,46 | 74,83 | |
18,88 | 329,88 | 73,36 | 15,9 | 242,43 | 66,11 | 37,08 | 2,98 | 87,45 | |
20,81 | 390,5 | 77,52 | 17,18 | 287,1 | 70,82 | 42,44 | 3,63 | 103,4 | |
25,74 | 547,03 | 85,16 | 20,22 | 396,37 | 79,65 | 54,38 | 5,52 | 150,66 |
На основании анализа зависимостей времени и пути от скорости ТС2 (см. рис. 12) определены интервалы во встречном потоке, необходимые для выполнения обгона.