НОВОРОССИЙСК И ЕГО ЦЕРКВИ




 

А вот и город-герой Новороссийск! Новороссийск рождался трижды. Третий раз он из руин возродился вновь после Великой Отечественной войны. Балка над дорогой «Огненный рубеж», отметила границу дальше которой врага не пропустили. Вагон с левой стороны изрешечён 10 000-ми отверстиями от пуль. Справа разрушенный Дворец Культуры, построенный перед самой войной и видевший только один выпускной бал школьников, почти сразу ушедших на фронт. Поистине святой город...

Первое же его рождение было отмечено царским указом в 1839 году. Это было военное укрепление и порт одновременно. Во время Крымской войны он был разрушен.

Второе рождение началось в 1866 году, когда согласно «высочайше» утверждённому «Положению об управлении Северо-восточного берега Чёрного моря» был образован Черноморский округ и вновь утверждены портовые города Анапа и Новороссийск.

Возрождался он жителями, вернувшимися на родные пепелища ещё до царского указа. Город рос медленно и накануне Русско-Турецкой войны в нём проживало не более 2-х тысяч человек. Земли, переданные правительством отставным генералам не были заселены и пустовали.

В 1879 году одесский купец Ф.И. Шашин купил участок земли у генерала Д.В. Пиленко, а американец Герберт Тведль у генерала Л.Е. Адамовича. Участок Шашина имел почвой самородный цементный камень и Шашин занялся производством цемента. Это был первый цементный завод в Новороссийске.

Участок Тведля примыкал к морю и стал конечным пунктом нефтепровода, проложенного им от нефтепромыслов станицы Ильской. Строился нефтеперегонный завод и пристань для загрузки судов нефтепродуктами, получившие название «Русский Стандарт, Петролеум Кампани». Строилась железная дорога. Открывался второй цементный завод. Начали работать механические мастерские. Строился элеватор. Началась прокладка пятисот вёрстного шоссе Новороссийск — Сухуми по берегу моря. Такой большой объём строительства потребовал огромного количества рабочих рук. Люди приезжали со всей России. Селились там, где находили работу. Город разрастался. На «Стандарте» появились гостиницы с номерами, полицейский участок и даже публичный дом.

Но вопреки прогнозам, рабочие Новороссийска жертвовали деньги не на кафе-шантан или публичный дом, а на православный храм.

Из заработков, составлявших несколько десятков копеек в день, они собрали сумму, хватившую на небольшую деревянную церковь. Земля под неё была выбрана выше посёлка общества «Русский стандарт».

 

В начале 1893 года работы были закончены и газета «Кавказ» сообщала, что: «13 февраля на земле общества «Русский стандарт» произошло освящение сооружённой служащими станции и рабочими-грузчиками временной церкви «Во имя всех скорбящих радость». Эта самая первая церковь считалась временной, потому что предполагалось построить каменную.

Интересно, что эта первая церковь была своеобразным социальным центром, т.к. кроме церковных служб, она вела ещё учёт населения, составляя метрические книги, в которые заносились все родившиеся и умершие, все обряды – крещения, венчания, отпевания. Этими сведениями пользовалась городская Дума и Управа. При Скорбященской церкви действовали одноклассные мужское и женское церковно-приходские училища.

Кроме церкви на Стандарте в Новороссийске в то же время строились и другие церкви, так же на народные пожертвования.

В 1894 г. началось богослужение в храме на городском кладбище. Этот храм сохранился до наших дней как Успенская церковь.

В 1897 году – Вознесенская церковь на Станичке.

В 1907 году – католический костёл. Достроен не был «вследствии неимения денежных средств».

В 1908 году – открылась синагога (ул. Грибоедова).

Тогда же – освящение Евангелическо-Лютеранской кирхи на Балке Адамовича.

В 1913 – строительство Покровского храма при мужском монастыре, который сохранился до наших дней (угол Васенко и Котовского).

В районе Шесхариса открылся женский монастырь – Свято-Ольгинская обитель (до наших дней не сохранился).

В тоже время рядом со Скорбященской церковью была открыта армяно-григорианская церковь, которая сейчас реставрируется.

Не смотря на открытие достаточно большого количества церквей, прихожан было больше чем они могли вместить.

Небольшую деревянную «Скорбященскую» по этой причине решили перестроить в каменную. Об этом было доложено императору Николаю II, который «пожаловал от монарших щедрот 1000 рублей». Денег на строительство не хватало и лишь через 6 лет – с декабря 1906 года начались богослужения в новой каменной Свято-Троице Скорбященской церкви на Стандарте.

Она была сложена из тёсанного песчаника камня-дикаря. Оштукатуренная только изнутри, она имела своеобразный цвет стен – светло-серый, издали казавшийся белым. Почти на 3 десятка метров возвышался крест на колокольне. Церковь была хорошо видна не только из любой точки города, но и с моря, являясь своеобразным дополнительным навигационным знаком для моряков. Храм имел главный престол Троицкий и Скорбященский придел поэтому и назывался Троице-Скорбященским.

Во время Великой Отечественной войны он был одним из немногих, если не единственным действующим православным храмом во фронтовой полосе. Всего в трёх верстах от него проходила линия фронта. Свистели пули, рвались снаряды, падали бомбы, но они долго обходили храм стороной.

Немцы разрешали работу храмов, выставляя себя защитниками российского народа от Советской Власти.

Забыв о богоборчестве Советской Власти потянулись в церкви жители города. Но не оправдали они надежд оккупантов. Не только о своих заботах молились новороссийцы, молились о победе русского оружия над иноземными захватчиками. Призывом к борьбе с врагом заканчивалось каждое богослужение. Сохранился текст проповеди на Пасху 1943 года священника Троице-Скорбященской церкви, которую он не успел закончить.

Начался артиллерийский обстрел. Один снаряд попал в алтарь, убив священника. Второй снаряд пробил купол и взорвался внутри храма, в гуще народа. В полу образовалась большая воронка. Снаряды рвались во дворе, на улице, вокруг церкви.

Одновременно была обстреляна Успенская церковь, в которой тоже совершалось пасхальное богослужение.

Оккупационные газеты обвинили в этом большевиков и закрыли церкви «в виду сохранения населения». Позже послевоенное расследование установит, что обстрел вёлся немецкими батареями с 3-х сторон.

Пасхальная служба 1945 года показала, что православная вера не умерла в народе. На службе в единственной в городе Успенской церкви было до 1800 человек. Но храм на Стандарте так и не был открыт. Из-за больших разрушений восстановить храм на средства верующих было не возможно.

В 1951 году Новороссийский горисполком учитывая аварийное состояние здания бывшей Троице-Скорбященской церкви решил разобрать его. Когда более чем через 2 года начали разбирать церковь, один из солдат сорвался и разбился. После этого разборку прекратили. В него продолжали лазить мальчишки и девчонки. Как-то летом около храма снимали кинофильм.

И только в 1957 году Троице-Скорбященский собор взорвали. Здание было взорвано изнутри. Стены завалились, но четыре колонны поддерживающие купол, устояли. Их ещё долго выламывали с помощью бульдозеров.

В конце 50-х – начале 60-х годов – атеистическая работа стала одним из главных направлений коммунистической пропаганды. Поэтому о восстановлении Троице- Скорбященской церкви даже не шло речи, а на её фундаменте в 1959 году приступили к строительству первого в Новороссийске широкоформатного кинотеатра.

 

В годы перестройки, когда люди перестали ходить в кинотеатры, здесь стали проводить дискотеки, собрания, кружки, проповеди других религий.

Все испытания в годы ВОВ и послевоенные гонения разделила со Скорбященской церковью Успенская церковь. Она выстояла и до сих пор красуется на взгорке недалеко от автовокзала своей причудливой архитектурой. А её настоятели радеют о судьбе военной сестры – Скорбященской церкви.

После неоднократных обращений отца Георгия, настоятеля Свято-Успенской церкви, единственно в то время действующего в Новороссийске православного храма, в 1997 году глава администрации города принимает решение переименовать бывшее здание кинотеатра в центр духовной культуры и часть площадей отдать для использования под нужды православной церкви. В конце того же года храм был освящён как Свято- Троицкий и начал свою деятельность.

Городская газета сообщала об этом: «... На освящение престола храма народу было не протолкнуться, на лестнице стояли. Первые иконы пожертвовали приходу из Свято-Успенского Кафедрального собора....». Всё помещение было передано Свято-Троицкому православному храму в безвозмездное пользование в 1998 году.

Слава Богу, что уже более полутора десятилетий отношение Государства, Церкви и Общества строятся на новой основе. Российская Православная Церковь, наряду с другими традиционными Российскими концессиями, признана одним из самых авторитетных Социальных институтов, опорой духовно-нравственного здоровья граждан. А мы уже знаем, что нравственное здоровье — основа физического здоровья и долголетия!

 

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

 

Мы продолжаем свой путь по Новороссийску в сторону выезда из города. Перед глазами пестрят указатели. Кириловка. Мефодьевка. Опять православие? Кирилл и Мефодий? Святые солунские братья? А они то, как здесь? Что мы о них знаем?

Кирилл (в миру Константин) с детства выказывал удивительные способности и получил превосходное образование вместе с малолетним императором Михаилом III при царском дворе. Учил их знаменитый Фотий, впоследствии патриарх Константинопольский. После окончания образования он некоторое время преподавал в главном константинопольском училище любимую свою науку — философию, но вскоре оставил Константинополь и поселился в монастыре с братом своим Мефодием.

Мефодий до принятия монашества был военным и правителем одной славянской области. Рождены были братья в Македонии в г. Солуни, потому и зовутся солунскими.

В 863 году святые солунские братья отправились в Моравию, где совершали богослужения и чтение Евангелия на славянском языке. Изобрёл славянские буквы и составил славянскую азбуку Кирилл после сорокадневного поста и молитвы. Затем он перевёл избранные места из Евангелия и Апостола. Книги, переведённые на славянский язык, освятил папа Римский на престоле древнейшей римской базилики, так называемой «Марии Большой».

Не смотря на прошедшие столетия память о равноапостольных просветителях жива. Но почему такое яркое напоминание о них здесь?

Оказывается тому есть причина! За 5 лет до создания славянской письменности солунские братья шли этой же дорогой, что и мы сейчас!

В 858 году хазары, кавказское племя, кочевавшее на Юго-Востоке нынешней России, просили у императора Михаила проповедников веры. По поручению патриарха Фотия святые братья прибыли в Херсон, где около двух лет изучали хазарский язык. А хазары, если посмотреть школьный атлас, жили прямо за горами мимо которых мы едем.

Церковно-славянский язык отличается от сегодняшнего разговорного, но желающие читать на нём могут приобрести книги в церковных лавках при храме и у святых источников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: