МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра Психологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
По дисциплине
Экспериментальная психология
Направление подготовки: 030300 – Психология
Профиль подготовки: 030300.62 Психология
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, очно-заочная
Тула 2011
ЛИСТ согласования
Методические указания к курсовому проектированию составлены ассистентом кафедры психологии ТулГУ В.А. Перегудиной и обсуждены на заседании кафедры психологии гуманитарного факультета
протокол № 9 от «12» мая 2011 года
Зав. кафедрой ____________________ Е.Е.Сапогова
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой психологии _______________ Е.Е.Сапогова ___________
личная подпись дата
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………… | |
Тематика и основное содержание заданий курсового проектирования ……… … | |
Список литературы для выполнения курсовой работы …….………………….. … | |
Основные требования к усвоению материала и порядок оценивания ………….. |
Пояснительная записка
Курсовая работа представляет собой планирование, проведение, обработку и интерпретацию результатов самостоятельного экспериментального исследования в рамках изучение одного из актуальных вопросов психологии.
Цели выполнения курсовой работы: углубить знания студентов по дисциплине «Экспериментальная психология», способствовать формированию и закреплению навыков научного исследования, сбора и анализа фактического и статистического материалов, работы с научной литературой, умения интерпретировать полученные закономерности, формулировать выводы и оформлять научный труд. В курсовой работе необходимо раскрыть теоретическое и практическое состояние проблемы, выявить различные подходы к ее решению и изложить собственное видение рассматриваемых вопросов.
Курсовая работа должна отвечать следующим требованиям:
- раскрытие теоретического и практического состояния проблемы на основе анализа научной литературы;
- подтверждение теоретических положений практическими результатами, полученными в ходе проведения самостоятельного исследования;
- самостоятельность, логичность изложения, аргументированность выводов и предложений.
Тематика и основное содержание заданий курсового проектирования
В течение семестра каждый студент проводит самостоятельное экспериментальное исследование в соответствии со следующим планом:
1. Определение темы исследования.
2. Фиксация и осознание проблемы исследования.
3. Выделение предмета и объекта исследования.
4. Описание предметной области.
5. Рабочая концепция исследования.
6. Формулировка гипотезы.
7. Определение цели исследования.
8. Формулировка задач исследования.
9. Подбор методов и методик исследования.
10. Планирование исследования.
11. Сбор данных (проведение эксперимента)
12. Обработка результатов
13. Анализ, интерпретация и обсуждение результатов
14. Формулировка выводов
Пункты с 1 по 10 выполняются к периоду первой промежуточной аттестации и сдаются на проверку преподавателю на первой неделе апреля. Пункты с 11 по 14 выполняются во второй половине семестра. Целиком выполненная самостоятельная исследовательская работа защищается на итоговом семинарском занятии.
1. Определение темы исследования.
Тема исследования выбирается студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Выбранная тематика должна быть в принципе познаваема в рамках пилотажного пробного экспериментального исследования. Выбирая тему, необходимо ориентироваться на то, возможно ли будет в дальнейшем найти репрезентативную выборку для проведения исследования (не менее 20 человек) и подобрать валидные методики для изучения интересующего явления.
2. Фиксация и осознание проблемы исследования.
Здесь необходимо сформулировать проблему исследования в виде риторического вопроса, который исследователь задает науке и на который в дальнейшем сам ответит. Научная проблема формируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной. «Почему солнце светит?» — вопрос, но не проблема, поскольку здесь не указаны область средств и метод решения. «Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве людей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания?» — это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.
3. Выделение предмета и объекта исследования.
Постановка проблемы неизбежно сопровождается определением объекта и предмета исследования. Под объектом понимается фрагмент реального мира, на который направлены исследовательские действия и усилия. Предмет исследования определяет аспект изучения выбранного объекта и специфику исследования. В психологии в самом общем плане объектом исследования выступают носители психики, а предметом – психика в целом или ее отдельные стороны и проявления.
Описание предметной области.
В научной работе — это теоретическая часть вместе с РКИ (рабочей концепцией исследования). Не принято сразу заявлять свою теоретическую базу (РКИ). Сначала делается обзор и анализ литературы.
Сам же теоретический обзор начинается с обоснования актуальности выбранной тематики исследования, т.е. значимости ее для настоящего времени, для науки. Основными аспектами актуальности психологического исследования чаще всего могут быть следующие.
1) Необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, закроют некоторое белое пятно в существующих представлениях, позволят разрешить имеющиеся противоречия.
2) Потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения.
3) Потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных.
4) Потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, лечения, реабилитации, применения в труде.
5) Потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.