Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы.




· Экскурсия – знакомство со школой и школьными службами.

· Праздник рождения класса.

· Встреча родителей «Традиции класса, которому быть».

· Организация и проведения родительских уроков.

· Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.

Ещё одно важное направление в работе классного руководителя – диагностика. Можно возразить, что в школе работает психолог, ему и заниматься диагностикой. Но речь идёт не о психологической диагностике в чистом виде, а о психолого-педагогической диагностике, которая должна быть оперативной и зачастую носить индивидуальный характер. Без такой диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика может быть предварительной, оперативной и итоговой, в зависимости от тех ситуаций, которые возникают. Материалы, полученные при использовании диагностики, если учитель грамотно ими пользуется, могут коренным образом повлиять на общение родителей и детей в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку. Диагностика помогает выявлять проблемные ситуации в некоторых семьях. Но это достаточно опасное орудие, использовать его можно только тогда, когда учитель уверен, что все полученные материалы помогут ребёнку и его семье стать ближе друг к другу. Использование педагогом психолого-педагогической диагностики предполагает чёткое определение целей и предполагаемых результатов: что я хочу получить в результате, как я буду работать с полученным материалом, что может измениться в лучшую сторону. Предварительная диагностика необходима при подготовке:

· Родительских собраний

· Тематических и индивидуальных консультаций

· Внеклассных мероприятий

· Организации поездок и экскурсий

Оперативная диагностика необходима в конфликтных ситуациях между родителями и детьми, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом, а также у родителей и детей.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года, по результатам участия класса в праздниках, конкурсах и фестивалях. Это необходимо не столько для того, чтобы родители поблагодарили учителя, но и увидеть мероприятие через призму восприятия родителями и всеми присутствующими. Итоговая диагностика даёт возможность дальнейшего совершенствования работы с семьёй.

Диагностическая работа классного руководителя в отрыве от коррекционной работы с семьями учащихся не только не имеет смысла, но просто является вредной и может искалечить души детей и взрослых, привести к агрессии и конфликтам.

Очень значимым направлением деятельности с семьей является коррекционная работа. Это оказание психолого-педагогической помощи и поддержки в решениях проблемных ситуациях семейного воспитания. Предполагаются мероприятия по профилактике вредных привычек, если ребёнок выходит из повиновения родителей и попал в плохую компанию и т.д. Индивидуальная работа проводится и с семьями, где растут одарённые дети. Не секрет, что иногда положение таких детей в обычном классе бывает очень трудным. Задача классного руководителя – создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребёнка с одной стороны, а с другой – сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе. В коррекционной работе нуждаются и семьи, где ребёнка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой. Зачастую в таких семьях стараются лишний раз не обращаться за помощью, а когда это происходит, проблема решается очень непросто.

ФОРМЫВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Педагогика должна стать наукой для всех-

и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский.

Перечисленные выше направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда учитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников. Во взаимодействии с коллективом родителей надо проявлять учтивость, корректность. Умение сдерживать свои эмоции, тогда можно рассчитывать на поддержку родителей. Начиная работать с семьями, классный руководитель должен обсудить правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться в работе с родителями.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями:

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете – создайте необходимые условия для общения с ними!
  • Не беседуйте с родителями на бегу, второпях; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече на другое время!
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать, это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
  • Умейте терпеливо выслушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
  • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!
  • То, о чём поведали вам родители, не должно стать достоянием других родителей, учеников и педагогов!
  • Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителя и самого ученика.
  • Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться и предложить обратиться за консультацией к специалисту.
  • Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.

К групповым формам относят – родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. Для того, чтобы групповые формы были эффективными, необходимо, чтобы родители сами принимали участие в планировании содержания таких мероприятий. Для этого в конце года на итоговом родительском собрании родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьей на следующий учебный год, в котором указаны темы будущих встреч. Это позволяет определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме и провести встречи максимально эффективно.

СЛАЙД 11

Наиболее распространённой формой групповой работы с родителями является родительское собрание. Казалось бы, в его проведении нет ничего сложного. Но тонкая нить взаимопонимания может порваться, если педагог проявит формализм. Необходимо продумать все мелочи. Учесть ряд важных положений. Вся атмосфера разговора на собрании должна донести до родителей мысль, что вы союзники. При этим необходимо соблюдать высокий такт, оставляя конфиденциальные разговоры на потом. Родительское собрание не урок, учитель не имеет права поучать родителей. Перед нами взрослые люди, имеющие свой жизненный опыт. Наиболее приемлема интонация «советуемся, размышляем вместе». Но необходимо помнить, что часто безмерная любовь к своему ребёнку делает отношение родителей к нему некритичным, заставляет бросаться на защиту даже при малейших попытках отметить негативное в его поведении, характере, привычках, особенно если разговор идёт не сглазу на глаз, а при всех родителях. Вот почему даже при высоком такте общения педагогу необходимо вооружиться вескими доводами, которые не вызвали бы реакции протеста, а принесли пользу.

Есть педагогические истины, о которых необходимо помнить. Слово, сказанное о ребёнке, нередко становится ярлыком на долгие годы. М бывает очень трудно изменить мнение о нём. Вот почему, прежде чем вынести на суд родителей «личное дело» ученика, надо взвесить все обстоятельства и…в конечном итоге не делать этого. Знание о жизни ребят не только в школе, но и за её стенами, понимание их потребностей, состояния здоровья, отношений в детском коллективе, некоторая посвященность в их мысли, переживания – тот необходимый багаж, с которым классный руководитель может выйти на родительское собрание. По содержанию родительские собрания могут быть:

  • Текущими
  • Тематическими
  • Итоговыми

Текущие – собрания с традиционной повесткой дня, результатами успеваемости, проводимых мероприятий и праздников.

Тематические – собрания, которые посвящены актуальной теме, носят просвещенческий характер, направлены на расширения знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые – собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время. Можно проводить в различной форме – и праздники, и походы, и торжественные собрания.

К родительскому собранию нужно тщательно подготовиться. Оно будет эффективным тогда, когда учитель планирует собрание, пишет своеобразный сценарий.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Плох тот воспитатель детей, который

не помнит своего детства.

Эбнер-Эшенбах

Классное родительское собрание – это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса. Подготовка родительского собрания проводится в несколько этапов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: