этап. Подготовка сценария и проведение собрания.




Любое собрание включает в себя пять обязательных компонентов.

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса. Знакомство родителей с общими результатами учебной деятельности класса, сразу предупредив, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников с мнением учителей-предметников, важно помнить о повышенной тревожности родителей, и, передавая те или иные суждения, следует отказаться от субъективных интерпретаций.
  2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится своими наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроке, перемене, столовой, экскурсии и т.д.), их взаимоотношения, речь, внешний вид. Необходимо быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, тем более родителя. Не стоит эту часть собрания превращать в перечисление грехов школьников.
  3. Психолого-педагогическое просвещение. Эту часть не обязательно выделять как отдельную. Он может естественным образом быть включён в структуру других составляющих. Важно помнить, что просвещение – одна из важнейших задач классного руководителя. Может быть предложена информация о новинках педагогической литературы, новых фильмах, интересных выставках и т.п.
  4. Обсуждение организационных вопросов. (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий). Состоит из двух частей – отчёта о проведённой работе и информации о предстоящих делах. Финансовые проблемы лучше заранее обсудить с родительским коллективом.
  5. Личные беседы с родителями. Здесь объектом внимания становятся родители детей, имеющие проблемы в обучении и развитии. Сложность бывает в том, что такие родители, зная о проблемах, избегают родительских собраний, но нужно им дать понять, что их не судят, а стремятся помочь. Эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю», «Я с вами согласен!»

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: сделать выводы, сформулировать решения. Полезно проанализировать беседу с родителями, оставшимися после собрания, явку родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении.

Как сделать, чтобы родительские собрания были интересны родителям, носили познавательный и просвещенческий характер? Этого можно достигнуть, если с первого класса начать формировать традиции проведения родительских собраний. Это и оформление персональных приглашений папам и мамам для участия в родительских собраниях; ведение родительских дневников, где в обычной тетради ведутся записи об ученике каждой семьёй. Сначала описывается ребёнок, рост, вес, интересы, увлечения, любимые игры, рекомендации учителю по организации общения с ребёнком, размышления родителей, каким они хотят видеть своего ребёнка через 4 года, что хотят в нём развить, что ему пожелать. Отдельно – страничка радости, где учитель фиксирует достижения ребёнка. Это готовится к каждому родительскому собранию, следующие страницы посвящены записям родителей на родительском собрании, народная мудрость воспитания, азбука педагогики. Спустя годы, этот дневник может стать семейной реликвией. Интересная традиция – рубрика «Зелёная лампа», проигрываются различные проблемные ситуации из жизни класса, отдельных учащихся, имена не называются, родителям предлагается найти оптимальный вариант решения проблемы. Хорошая традиция – рефлексия, в коне собрания родители подводят итоги, оценивают значимость собрания, его актуальность, полезность. Формы рефлексии – высказывания родителей, выпуск молнии, оформление коллажа, интервью и т.д. В конце учебного года на итоговом собрании родители фотографируются на память, награждают родителей – активистов, создание классной книги почёта, куда вносят фамилии родителей, без помощи которых жизнь в классе была бы скучной или неинтересной. Все эти традиции приживаются в том коллективе, где в них заинтересованы взрослые. Заинтересованными они станут тогда, когда увидят заинтересованность самого педагога.

Советы психологов.

· Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

· Отведите на проведение собрания не более 1-2 часов.

· Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

· Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

· Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор с предложениями на будущее.

· Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

· Поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов).

· Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребёнку учиться.

· В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

· Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не значит «плохой человек».

· Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.

НЕ СТОИТ:

· Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

· Давать негативную оценку всему классу.

· Переоценивать значение отдельных предметов.

· Избирать для общения назидательный тон.

· И ещё раз – будьте предельно корректны и тактичны!

 

НЕТРАДИЦИОННЫЕФОРМЫСОТРУДНИЧЕСТВА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Чтобы судить о человеке, по крайней мере,

надо войти в тайну его мыслей, его несчастий,

его волнений.

Оноре де Бальзак.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести: родительские чтения, родительские вечера, тематические, групповые и индивидуальные консультации. Для того, чтобы такие формы в коллективе прижились, их надо проводить системно.

Одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьёй является индивидуальная консультация. Родители приглашаются, носит изучающий характер, способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Родителям даётся слово рассказать о проблемах в неформальной обстановке. После проведения консультации необходимо дать устные и письменные рекомендации по проблеме. В индивидуальных консультациях могут участвовать представители школьной администрации. Если в детском коллективе есть проблемы, касающиеся нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию. Инициатива может исходить как от учителя, так и от родителей. Такая консультация требует серьёзной подготовки. Классный руководитель беседует со специалистами, знакомит их с проблемами, которые вызывают необходимость проведения такой встречи. В ходе такой встречи родители получают рекомендации от специалистов и классного руководителя, знакомятся с предложенной литературой по данной теме. Но классный руководитель не должен увлекаться тематическими консультациями. Часто вопросы, которые он выносит на консультацию, касаются большинства родителей, поэтому лучше обсуждать их на родительском собрании.

Огромное значение в воспитательном арсенале классный руководитель имеет беседа. Беседу лучше проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между учителями, родителями и детьми. Использовать беседу необходимо для того, чтобы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в трудных ситуациях. Результаты беседы не должны быть гласными. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать.

Родительские чтения. Полезная и необходимая форма работы с семьёй. Очень своеобразная форма работы с семьёй, которая даёт возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Уже на первом родительском собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает и анализирует информацию. С помощью библиотекаря определяются книги, в которых можно найти ответы на вопросы. Родители читают книги и участвуют в чтениях по книгам, которые прочитали. Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, по-иному взглянуть на своего ребёнка и отношение к нему.

Например:

· Мудрость народных пословиц и поговорок о воспитании.

· Общаться с ребёнком. Как? По книге Ю.Б. Гиппенрейтер.

· В.А.Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек.

· Как стать героем в глазах собственного ребёнка. Обзор периодической печати о воспитании.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Их уместно проводить, когда дети переступили порог школы. Эта форма работы прекрасно сплачивает коллектив родителей, проводится 1-2 раза в год в присутствии детей, либо без них. Родители собираются не для того, чтобы выяснять друг с другом отношения, а чтобы понять, помочь друг другу, поделиться опытом воспитания своего ребёнка.

Приблизительная тематика:

· Первые книги ребёнка.

· Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу?

· Друзья моего ребёнка.

· «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

· Как научиться говорить «спасибо» своему ребёнку.

· Как мы учим своего ребёнка трудиться.

Классный руководитель должен стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: