Физиологическая основа восприятия




Структурным элементом восприятия являются ощущения. С их физиологическим механизмом мы знакомы. Раздражитель действует на рецептор, возбуждение передаётся по афферентному нерву в корковый отдел анализатора, в котором собственно и возникает ощущение, далее информация передаётся через эфферентный нерв к органам, осуществляющим движения, регуляцию деятельности анализаторов. Корковый отдел анализатора называют проекционной или сенсорной зоной. Собственно физиологические механизмы восприятия включаются на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передаётся в интегративные или перцептивные зоны коры, в которых происходит формирование образов явлений реального мира. Функции перцептивных зон существенно отличаются от функций сенсорных зон. Нарушение сенсорных зон приводит к лишению соответствующих ощущений. При нарушении перцептивных зон существуют отдельные ощущения, не интегрированные в целостный образ. Человек не может определить, что он видит, слышит. Возникают агностические расстройства (невозможность познания).

Поскольку восприятие тесно связано с другими психическими явлениями, его физиологическая основа очень сложна. Она представляет собой сеть взаимодействующих между собой возбуждений, охватывающих различные зоны коры. Восприятие – рефлекторный процесс. В его основе лежат временные нервные связи, образующиеся в коре под воздействием раздражителей на рецепторы. Такие связи могут образовываться в пределах действия одного анализатора или быть межанализаторными. Нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители – звуки, но и на их отношение. В коре происходит процесс сложного синтеза. Связи в пределах разных анализаторов Сеченов объяснил существованием ассоциаций (зрительных, осязательных, и пр.) Они обязательно сопровождаются слуховым образом слова. Вследствие этого восприятие и приобретает целостный характер. Т.о., в основе восприятия лежат системы внутри и межанализаторных связей, обеспечивающие наилучшие условия восприятия раздражителей и учёт взаимодействия свойств предмета как единого целого.

 

Свойства восприятия

  1. Предметность. Отнесённость всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации.
  2. . Целостность. Свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системно целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение только при соотнесении с целым и определяется им.
  1. Структурность. Восприятие не является проекцией наших мгновенных ощущений, их простой суммой. Мы воспринимаем обобщённую структуру, абстрагированную от мгновенных ощущений. Данная структура формируется в течение некоторого времени.
  2. Константность. Относительное постоянство восприятия свойств предметов при изменении условий восприятия. В наибольшей степени проявляется при зрительном восприятии величины, цвета, формы предметов.

Константность величины. Величина воспринимаемого предмета определяется величиной его проекции на сетчатке глаза. При удалении или приближении предметов величина такой проекции изменяется, однако восприятие величины предметов не меняется. Константность восприятия величины зависит также от наличия признаков удалённости и взаимного расположения предметов.

Константность цвета. Относительная неизменность характеристик видимого цвета при изменении освещённости. Объясняется действием целого ряда причин

Константность формы. Форма предмета воспринимается постоянной, несмотря на изменение угла зрения и изменение формы проекции предмета на сетчатку. Константность восприятия формы зависит от доступности информации о том, под каким углом зрения мы смотрим на объект, признаков удалённости и взаимного расположения пространственных признаков объекта. Когда такой информации мало, константность восприятия формы принимает ограниченный характер или отсутствует.

Константность восприятия – одно из наиболее значительных достижений эволюции. Она широко распространена и имеет огромное практическое значение.

При некоторых условиях константность восприятия может уменьшать полноту и точность нашего восприятия. Оно становится искажённым, иллюзорным.

  1. Апперцепция – зависимость содержания и направленности восприятия предметов и явлений от опыта субъекта, от содержания и направленности его текущей деятельности, от его личностных особенностей. Один и тот же предмет по-разному может восприниматься разными людьми. Знания и опыт влияют на точность восприятия.

6. Активность или избирательность. В любой момент времени на человека действует огромное количество раздражителей. Мы не можем отражать все их очень чётко. Человек выбирает один ограниченное число объектов для чёткого восприятия в определённой ситуации. Объект, находящийся в центре восприятия, называют «предмет восприятия» или «фигура». Остальные объекты называются фоном. То, какой предмет человек выберет в качестве фигуры, зависит от интересов и установок человека. Предмет и фон могут меняться местами: они динамичны.

7. Осмысленность. Образы восприятия всегда имеют определённое значение. Восприятие тесно связано с мышлением. Сознательно воспринять предмет, значит мысленно его назвать и тем самым отнести его к определённой группе. Восприятие – это постоянный поиск наилучшего толкования данных, представленных окружающей средой. Восприятие – это интеллектуальный процесс. Даже при восприятии незнакомого предмета мы пытаемся установить в нём сходство с другими предметами. Структурно-логическая схема осмысления воспринимаемой информации:

1. выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному определённому объекту;

2. поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объекты;

3. отнесение воспринятого объекта к определённой категории и последующий поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения; Если информация не совпадает с имеющимися знаниями, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не узнает предмет или не отнесёт его к какой-либо категории.

4. формулировка окончательного вывода о том, что это за объект, приписывание ему ещё не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Восприятие знакомых предметов происходит очень быстро. Для этого достаточно отражение 2-3 признаков. Восприятие новых, незнакомых предметов происходит в более развёрнутых и сложных формах. Осуществляется сложная аналитико-синтетическая деятельность.

 

Восприятие пространства

Человек живёт в пространственном мире, поэтому восприятие пространства имеет для него особенное значение. Все предметы обладают пространственными свойствами: величина, форма, объём, положение в пространстве.

Восприятие величины предмета определяется величиной его изображения на сетчатке. При восприятии удалённых предметов учитывается также информация о движении глаз, поступающая от глазных мышц, в частности, от мышц, обеспечивающих конвергенцию (схождение) и дивергенцию (расхождение) глазных осей. Таким образом, учитывается расстояние до предмета.

Восприятие формы обеспечивается с помощью движения глазных осей по периметру предмета и в его точках, несущих наибольший объём информации. На больших расстояниях восприятие формы может меняться, например, прямоугольные формы могут восприниматься более округлыми.

Процесс восприятия объёмных предметов обеспечивается с помощью бинокулярного зрения, учёта света и тени, знания об объёмных признаках предмета.

Восприятие пространства чрезвычайно сложно. Оно обеспечивается совместной деятельностью трёх механизмов:

1. Вестибулярный аппарат. Представляет собой полукружные каналы, расположенные в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях, заполненные жидкостью. При изменении положения тела в пространстве жидкость изменяет свой уровень и раздражает определённые волосковые клетки. В соответствующих зонах коры головного мозга поступающая от волосковых клеток информация обрабатывается. Вестибулярный аппарат связан с глазными мышцами. При изменении тела в пространстве может изменяться положение глаз.

2. Аппарат бинокулярного зрения. Существенную роль в восприятии пространства играет конвергенция (сведение зрительных осей) и дивергенция (расхождение). Они вызываются сокращением и расслаблением глазных мышц и сопровождаются двигательными ощущениями, чаще неосознаваемыми.

3. Аккомодация – изменение формы хрусталика при удалении и приближении предмета. Информация о сокращении или расслаблении мышц поступает в кору головного мозга.

При восприятии пространства мы также учитываем ряд дополнительных признаков: перекрывание одного предмета другим, расплывчатость контуров удалённых предметов.

Важным механизмом ориентировки в пространстве является определение правого и левого. Это специфический способ ориентировки в пространстве. Его появление связано с выделением ведущей руки.

Сложный комплекс механизмов, обеспечивающих восприятие пространства регулируется третичными зонами коры головного мозга – зонами перекрытия, которые объединяют работу зрительного, кинестетического анализаторов и вестибулярного аппарата)

Восприятие движения

Восприятие движения особенно важно, поскольку движущиеся предметы играют в жизни организмов особую роль – они являются источником пищи, опасности. Сам организм также движется. Механизмы восприятия движения до настоящего времени до конца не изучены. Существует 2 группы теорий восприятия движения:

1. Выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение. Восприятие движения – это результат слияния этих элементарных зрительных ощущений. Сторонник – В.Вундт.

2. Восприятие движения не сводится к элементарным ощущениям. К этой группе теорий относятся взгляды гештальтпсихологов. (М.Вертгеймер). Восприятие движения – это специфическое переживание, отличное от восприятия самих движущихся предметов. Переживание движения не складывается из двух восприятий предмета, находящегося в разных точках, а соединяет их, находится между ними. Это переживание названо фи-феноменом.

При восприятии движения учитываются как движения глаз, так и движение изображения по сетчатке. Данная информация перерабатывается в коре головного мозга, в результате переработки делается вывод о наличии или отсутствии движения. Могут существовать 3 случая:

  1. «изображение – сетчатка». Глаз неподвижен, проекция движущегося предмета передвигается по сетчатке. Делается вывод о наличии движения.
  2. «глаз – голова». Глаз с помощью передвижения удерживает изображение движущегося предмета в зоне наилучшего видения. В этом случае движения проекции предмета по сетчатке глаза практически не отмечается, но есть информация о движении глаза или головы. Делается вывод о наличии движения.
  3. чтение. Глаз передвигается по тексту. Проекции букв передвигаются по сетчатке, глаз также движется. Делается вывод об отсутствии движения.

При восприятии движения учитываются также косвенные признаки: необычное положение предметов, неотчётливость очертаний движущихся предметов, имеющиеся знания о движении предметов (движущимся воспринимается машина, а не дерево)

Особый феномен восприятия движения представляет стробоскопический эффект – восприятие движения при его отсутствии. На этом эффекте основан кинематограф.

Существует много нерешённых вопросов восприятия движения. Например, каким образом воспринимается одновременное движение двух предметов в противоположные стороны.

Много внимания проблеме восприятия движения уделялось в рамках гештальтпсихологии. Ими были открыты некоторые закономерности:

· при восприятии двух объектов движущимся кажется тот из них, который представляет фигуру, а не фон (кажется движущейся луна, а не облако).

· Движущимся кажется тот предмет, который претерпевает больше изменений в течение наблюдения.

Многие закономерности восприятия движения не изучены.

Восприятие времени.

Также изучено недостаточно. Трудность представляет то, что время не воспринимается как явление материального мира. О течении времени мы судим по косвенным признакам. При исследовании восприятия времени учитываются два аспекта: временная длительность и временная последовательность. В основе восприятия времени лежат элементарные ритмические явления – биологические часы. Ритмические процессы протекают в нейронах коры головного мозга и подкорковых образований.

Характерная особенность времени – его необратимость. Мы можем вернуться в любую точку пространства, но не можем вернуться в прошедшую точку времени. Благодаря этому воспринимается течение времени, устанавливается необратимая последовательность событий.

Оценка длительности отрезка времени зависит от заполненности его событиями и их эмоциональной оценки. Если в течение отрезка времени произошло много событий, и они были эмоционально приятны, этот отрезок воспринимается как более короткий по сравнению с отрезком, не заполненным событиями, или в том случае, если он был заполнен негативными переживаниями. При оценке прошедших отрезков времени существует обратная закономерность: более длительным будет казаться тот отрезок прошлого, который был заполнен разнообразными событиями.

Существует феномен временной локализации – знание о том, что определённое конкретное событие должно произойти в определённое время. Для временной локализации событий используются определённые величины временных интервалов: секунда, минута, час, день, неделя, … Время – направленная величина. Его определение требует не только системы единиц, но и наличия отправной точки отсчёта. Настоящее является естественной точкой отсчёта времени. Оно разделяет временной промежуток на прошлое и будущее. Но настоящее тоже имеет своё место в череде событий. Существуют «привилегированные» точки отсчёта времени. Для человека – это его рождение. Для человечества – Рождество Христово, сотворение мира.

Таким образом, в восприятии времени выделяют 2 аспекта:

1. Субъективный, связанный с особенностями восприятия времени отдельного индивида.

2. Объективно-условный, связанный с объективным течением событий, устанавливаемым с помощью договорных интервалов, позволяющих ориентироваться во времени.

 

Мышление

Виды мышления

М – это деятельность особого рода. Оно имеет свою структуру и виды.

Основания для классификации Виды мышления
По генезису (или по форме) Наглядно-действенное Наглядно-образное Абстрактно-логическое
По характеру решаемых задач Теоретическое Практическое
По степени развёрнутости Дискурсивное Интуитивное
По степени новизны и оригинальности Репродуктивное Творческое
По типу познания Теоретическое Эмпирическое
По средствам мышления Вербальное Наглядное
По функциям Творческое Критическое
По степени рефлексии Интуитивное Рациональное

 

Наглядно-действенное мышление – это вид мыслительного процесса, который опирается на непосредственное восприятие объектов в процессе действия с ними. Считается наиболее элементарным видом мышления. Мышление чувствую-действую.

Возникает в процессе практической деятельности и является основой для формирования более сложных видов мышления. Субъект наблюдает реальные объекты и познаёт отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Распространён у детей, а также у взрослых, занятых производственным трудом, результатом которого является создание материального продукта. Термин «наглядно-действенное мышление» предложен в Советской психологии. Пиаже называл это «сенсомоторный интеллект». Но феномены, обозначенные данными терминами не совпадают. «Наглядно-действенное мышление» - более широкий термин. Оно присутствует у людей всех возрастов. Понятие «сенсомоторный интеллект» относится к мышлению детей до 1,5 лет. Тренировать данный вид мышления полезно и детям, и взрослым. (Кубик Рубика, кубики Коса, куб Линка, уникуб, разрезные квадраты, фигуры). Чем больше взрослый человек осваивает действий с различными предметами, тем лучше у него Н-Д мышление (П: чистить картошку сложной конфигурации). Н-Д мышление должно работать до старости и быть в тонусе. Его развитию способствуют дефициты и сложности.

Наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. Образ предмета позволяет объединть набор разнородных практических операций в целостную картину. Доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Возникает в возрасте примерно 4 лет. При этом связь с практическими действиями сохраняется, но не является такой тесной, как при Н-Д мышлении. Для осуществления Н-О мышления необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять объект.

Абстрактно-логическое мышление. Мышление, основанное на выделении существенных свойств и связей объекта, отвлечении от несущественных. Осуществляется с помощью логических операций с понятиями. С его помощью возможно познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Теоретическое мышление направлено на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов, установление общих закономерностей.

Практическое мышление направлено на решение практических задач. Основная задача практического мышления – разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Б.М.Тепловым установлено, что важной особенностью практического мышления является то, что оно развёртывается в условиях жёсткого дефицита времени и актуального риска. В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Всё это делает практическое мышление в определённом отношении более сложным, чем мышление теоретическое.

Дискурсивное (аналитическое) мышление – М, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Развёрнуто во времени, имеет чётко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление – М на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Характеризуется быстротой протекания, отсутствием чётко выраженных этапов. Минимально осознанно.

Критерии различения различения дискурсивного и интуитивного мышления:

  1. временной (время протекания)
  2. структурный (членение на этапы)
  3. уровень осознанности.

Репродуктивное мышление – мышление на основе образов представлений, почерпнутых из каких-либо определённых источников.

Продуктивное (творческое) – мышление на основе творческого воображения.

Теоретическое - мышление, направленное на обнаружение существенной связи, свойства объекта, которые являются источниками становления данного объекта. Основными мыслительными операциями при этом являются анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Познавательным продуктом теоретического мышления являются общие закономерности и существенные связи существования предметов и явлений.

Эмпирическое мышление – направлено на познание внешних проявлений предметов и явлений. Основными мыслительными операциями при этом являются сравнение и классификация. Познавательным продуктом эмпирического мышления являются общие представления о предметах и явлениях. ЭМ выполняет играет важную роль в повседневной жизни людей, а также в науках, находящихся на начальных этапах своего развития.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, оцениванием чужих мыслей. Противоположны условия их реализации: порождение новых идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов. Критика запрещается до того, как мысль будет выражена в какой-либо форме. Критическое мышление требует строгости к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей. В практике существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов.

Наглядное мышление – на основе действий с реальными предметами и их наглядными образами.

Вербальное мышление – оперирует отвлечёнными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлечёнными знаковыми структурами. Считается, что наглядный и вербальный виды мышления являются «антагонистами»: носителям первого бывают трудны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

 

Основные формы мышления

Различают следующие основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Эти свойства составляют содержание понятия. Это форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Природа понятий отличается от природы чувственных форм отражения предметов внешнего мира (ощущения, восприятия, представления):

  1. все чувственные формы воспроизведения предметов действительности в сознании – это наглядные образы, а понятия лишены наглядности. П: понятия «доброта», «растение», «закон», «дружба» - нет наглядных образов. Содержание понятий нельзя наглядно представить. Оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Однако можно говорить об особого рода наглядности, существующей у понятий. Это модели, схемы, знаки и т.д. Соотношение мышления и восприятия – сложная и недостаточно еще исследованная в психологии проблема. В понятии наиболее выражена связь мышления и речи.
  2. в чувственных формах познания объект воспроизводится в его индивидуальности, а в понятии фиксируются общие черты многих предметов.
  3. в представлениях фиксируются внешние особенности предметов, сущность предметов отражается в понятиях.

Понятия могут быть общими и единичными. Общие понятия охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Они отражают общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. П: дерево, стол, человек. Единичные понятия отражают присущие только отдельному предмету и явлению признаки. Однако, при этом отражают и свойства, которые м.б. охвачены более общим понятием. П: единичное понятие «Иваново» отражает знание о том, что это город, находящийся на территории России.

Любые общие понятия возникают на основе единичных предметов и явлений. Они формируются через обобщение. Усвоить понятие можно двумя путями:

  1. специальным обучением;
  2. самостоятельным формированием при опоре на собственный опыт. Основа формирования понятия – практика.

 

Специальное обучение – средство научения общим понятиям или «ядрам понятий», в результате самостоятельного личного обучения мы приобретаем так называемые прототипы.

Ядра и прототипы понятий тесно взаимосвязаны. Адекватность представления об объекте зависит от того, насколько точно усвоено ядро понятия. Для правильного формирования понятий необходим большой опыт отражения окружающего мира. Чтобы предотвратить возникновение ошибок при формировании понятий в результате недостаточности или искажённости опыта взрослые стараются дать детям ядро понятий. Если ребёнка не обучать специально, он застрянет на стадии прототипа. Считается, что настоящее понятийное мышление развивается только при систематическом обучении. Если взрослые этого не понимают, они могут недоучить ребёнка.

Усвоение понятий – сложный и длительный процесс, включающий несколько этапов. По мнению некоторых американских психологов некоторые понятия имеют врождённый характер, например «время» и «пространство». Другие считают, что данные понятия усваиваются в течение первого года жизни. Раскрыть закономерности их формирования невозможно, они являются неосознаваемыми. Большинство понятий приобретается в процессе развития. В детском возрасте при усвоении понятий недостаточно дифференцируются существенные и несущественные признаки объектов действительности. Вследствие этого формирующиеся понятия могут быть необоснованно расширены или сужены. Сдвиг от прототипа к ядру осуществляется у детей только к 10 годам.

Американские психологи выделили два основных механизма усвоения понятий через практический опыт:

1. Стратегия экземпляра. Человек встречается с единичным предметом, относящимся к какому-либо понятию. Он сохраняет его образ в памяти. Когда при встрече со следующим экземпляром он должен решить, относится ли он к данному понятию, он сравнивает его с образом, хранящимся в памяти. Данная стратегия часто используется детьми, но сохраняется и у взрослых.

2. Стратегия проверки гипотезы. Человек изучает известные примеры понятия, находит относительно общие для них признаки, выдвигает гипотезу, что именно эти общие признаки характеризуют понятие. При анализе новых объектов он отыскивает в них эти критические признаки. Если все данные признаки найдены и предмет правильно категоризируется, гипотеза сохраняется, если нет – заменяется.

Обе стратегии основаны на абстрагировании. Данные стратегии реализуются различными участками мозга. Так, стратегия экземпляра основана на участии долговременной памяти. В её осуществлении принимают участие структуры медиальных отделов височной доли. Стратегия проверки гипотезы предполагает участие лобных отделов.

Условия, способствующие формированию понятий:

1. варьирование признаков предметов, относящихся к усваиваемому понятию; чем больше признаков, тем формируется более полное понятие;

2. использование наглядности при обучении; это позволяет формировать образы, дающие знания о признаках предметов;

3. применение понятия на практике в различных условиях;

4. осознание понятия; связано с пониманием – способностью постичь смысл и значение чего-либо.

 

Добавить из лекций суждение и умозаключение

Мыслительные операции

Мышление по своей природе действенно. Это активное действие по изменению связей между предметами или их частями. Все виды мышления операциональны. В зрелом виде интеллектуальные операции образуют пары. Выделяются следующие мыслительные операции:

1. анализ – мыслительная операция выделения в сложном объекте составляющих частей, т.е. выделение в объекте его сторон, элементов, свойств, связей, компонентов. Если разделяем на составные части, из которых составлен объект, разъединяем по линиям соединения – познаём способ соединения частей. Тогда можно соединить обратно, осуществить синтез. Анализируя, человек понимает, как объект устроен. Можно собрать, можно несколько изменить. Мы можем анализировать не только реальные физические объекты, а и отвлечённые: конфликт, взаимоотношения, … Формирование анализа начинается в детстве, когда разрешают разбирать объекты. В дальнейшем учат анализировать ситуации. С помощью анализа могут быть обнаружены наиболее существенные признаки.

2. Синтез – мыслительная операции, предполагающая объединение свойств и частей в единое целое. Синтез и анализ взаимосвязаны. Анализ предполагает синтез и наоборот. В начале они не являются ещё взаимообратимыми операциями. После 12-13 лет уже должна быть. Это важное качество мышления взрослых.

3. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений, нахождение сходств и различий между ними. Именно со сравнения часто начинается познание и мышление. Это ранняя форма мыслительных действий. Из попарных сравнений образуются сериации.

4. Обобщение – это мысленно объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Это выявление в двух разных объектах одинакового признака. Обобщение лежит в основе формирования понятий. Понятийное мышление формируется у детей очень долго, включает несколько стадий.

5. Конкретизация – предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. К конкретизации прибегают, когда высказанная мысль непонятна, позволяет показать, как общее проявляется в единичном.

6. Абстрагирование – это мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов и явлений и выделение основного, главного признака.

 

Мышление как процесс решения задач

Мышление начинается в проблемной ситуации. Проблемная ситуация имеет субъективный аспект: для одного человека ситуация является проблемной, для другого – нет. Необходимое условие начала мышления – умение видеть непонятное. Процесс мышления состоит из ряда этапов:

1. Осознание проблемной ситуации (удивление, затруднение). Формулирование вопроса в проблемной ситуации. Это наиболее сложный этап. Для формулировки вопроса необходимо увидеть противоречие и сформулировать вопрос. Вопрос определяет все последующие преобразования исходных данных. Успешность процесса мышления зависит от точности формулировки вопроса. Два источника вопросов: практика и знание.

2. Постановка задачи. Ответ на вопрос представляет собой решение задачи. Задача – цель деятельности, данная в определённых условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Задача – объект мыслительной деятельности, содержащий требование некоторого практического преобразования или ответа на теоретический вопрос посредством поиска условий, выявляющих отношения между известными и неизвестными элементами проблемной ситуации, связанными общими законами и категориями. Выделяется то, что известно и то, что неизвестно. Проблема превращается в задачу. При этом должны быть чётко выделены элементы мыслительной задачи, установлены связи между ними. Умение поставить проблему и превратить её в задачу – важное интеллектуальное умение. Умение видеть проблему ценится.

3. Выдвижение- анализ гипотез. Важно умение выдвигать широкий круг гипотез. Это позволяет увидеть проблему с разных сторон. Большое число гипотез помогает решению. Однако выдвижение максимального количества гипотез не является самоцелью. Выдвижение гипотез предвосхищает будущую деятельность. В процессе выдвижения гипотез может происходить дальнейшее уточнение задачи.

4. Реализация (проверка) гипотез. Если гипотеза осуществилась (подтвердилась), переход на следующую стадию. Если нет, выдвижение и проверка следующей.

5. Получение результата. В этом случае программа заканчивается. Но существуют сложные ситуации, когда непонятно, тот ли результат получен. Надо проверить. Школьные задачи в этом просты, можно посмотреть ответ. Другие, жизненные задачи, могут быть сложнее в проверке.

6. Проверка результатов. Бывает длительной.

7. Рефлексия действий и результатов.

Особый интерес представляет собой решение необычных, творческих задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: