Индивидуальные качества мышления.




Существуют различные качества мыслительной деятельности, которыми люди обладают в разной степени и которые в своём сочетании характеризуют индивидуальные качества их мышления:

- быстрота мышления – это скорость протекания мыслительных процессов.

- самостоятельность мышления – умение увидеть и поставить новый вопрос и затем решить его своими силами.

- гибкость мышления – это способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений. Это умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям. Умение переструктурировать исходные данные, понимание и использование их относительности. Противоположное качество - инертность мышления – склонность к шаблону, привычному ходу мысли.

- темп развития мыслительных процессов – это минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

- экономичность мышления – это число логических ходов, посредством которых усваивается новая закономерность.

- широта ума – это умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

- глубина мышления – это умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия, проявляющиеся в существенности признаков, в степени их обобщённости.

- последовательность мышления – это умение соблюдать строгий логический порядок при рассмотрении проблемы.

- критичность мышления – способность осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить слабые и сильные стороны, проверять истинность суждений.

- устойчивость мышления – это качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков.

- осознанность мышления – проявляется в возможности выразить в словах как результат работы, так и способы, с помощью которых этот результат был достигнут.

 

Быстрота + широта + глубина = инициативность мышления

Инициативность + критичность = сообразительность

Все качества вместе образуют продуктивность ума.

Мышление и интеллект

Мышление и интеллект – близкие по содержанию термины. Понимая интеллект в узком смысле, его отождествляют с мышлением. Однако их необходимо дифференцировать.

Единого понимания интеллекта и его общепринятой трактовки не существует. Лат Intellectus – понимание, познание, разумение, постижение.

Интеллект – относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную её оценку. В широком смысле интеллект – совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения.

В обыденной речи понятию «интеллект» соответствует слово «ум», а понятию «мышление» - «обдумывание». Слово «ум» выражает свойство, способность, а обдумывание – процесс. Т.о., оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Интеллект – способность к мышлению, мышление – процесс реализации интеллекта.

Существуют 3 подхода к пониманию функции интеллекта:

  1. Обеспечение способности к обучению.
  2. Обеспечение возможности оперировать символами.
  3. Обеспечение способности к активному овладению закономерностями окружающей действительности.

Мышление и интеллект - важнейшие отличительные особенности человека (Homo sapiens – человек разумный). При потере определённого вида чувствительности человек не перестаёт быть человеком (П: ослепший Гомер, оглохший Бетховен, О.Скороходова). Человек, потерявший интеллект кажется утратившим саму человеческую суть.

Интеллект обеспечивает успех человеческой деятельности. Для большинства видов деятельности существует определённый минимум интеллекта, который обеспечивает возможность успешно заниматься этой деятельностью. Для одних видов деятельности (научная) он высок, для других (уборщик) – низок. Однако чрезмерно высокий интеллект может затруднять адаптацию. Американцы: чрезмерно высокий интеллект может вредить политикам. Он делает их непонятными большинству. Для них существует определённый оптимум интеллекта. Избыток когнитивного ресурса приводит к возникновению внутриличностных конфликтов, затрудняет социальную адаптацию.

Низкий интеллект приводит к недостаточной способности разобраться в ситуации, предсказывать развитие событий. Высокий интеллект делает человека непонятным для группы.

Изучение интеллекта началось в 19 веке в связи с исследованиями наследуемости гениальности Ф.Гальтона. В 1911 г. Бине и Симоном был создан тест для оценки умственного развития детей. В дальнейшем появились другие тесты для детей и взрослых. Они обычно состоят из набора задач разной сложности с единственно правильным ответом. За определённое время испытуемый должен решить как можно больше задач. Создание тестов интеллекта позволило операционализировать теоретическое понятие интеллекта. Стало возможным измерить интеллект в определённых единицах. Однако возник вопрос о том, насколько адекватно данные тесты измеряют то, что мы имеем в виду под интеллектом.

В начале 20 в. интеллект рассматривался как достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций и в степени усвоения умственных умений и знаний.

В настоящее время в тестологии принята трактовка интеллекта как психического свойства: предрасположенности рационально действовать в новой ситуации.

Появление тестов интеллекта позволило поставить ряд исследовательских проблем, в частности, проблему структуры интеллекта. Интеллект исследуется в нескольких отраслях психологии. Существуют различные теоретические подходы к исследованию интеллекта и его развития.

 

Нарушения мышления

Возникают при различных психических заболеваниях, локальных поражениях головного мозга и аномалиях психического развития. Включают:

  • Расстройства механизмов регуляции мышления: нарушения мотивации, программирования и контроля. Характерны для некоторых психических заболеваний. Операционный состав мышления при этом может быть сохранным.
  • Расстройства операциональной стороны интеллектуальной деятельности. Встречается при шизофрении. Выражаются в расстройстве вероятностных механизмов актуализации смысловых связей, лежащих в основе вербально-логического мышления и нарушения операции опосредствования интеллектуальных актов.
  • Нарушения динамических сторон интеллектуальной деятельности (патологическое замедление и ускорение мышления)
  • Снижение уровня развития мыслительных операций и форм мышления (снижение уровня обобщения, затруднение абстрагирования, сравнения, сниженная способность формирования понятий, умозаключений и др.)

При локальных поражениях головного мозга нарушения мышления зависят от локализации очага поражения в пределах левого и правого полушарий. При поражении лобных долей мозга, особенно левой лобной доли, главным образом страдают регуляторные механизмы интеллектуальной деятельности (программирование и контроль). Различные интеллектуальные операции остаются сохранными. Поражение третичных корковых полей задних отделов левого и правого полушарий приводит к расстройствам наглядно-образных и наглядно-действенных форм интеллектуальной деятельности, связанных с анализом и синтезом информации, относящейся к пространственным и квазипространственным свойствам среды (счёт, конструктивный праксис, понимание логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения и пр.) при общей сохранности процессов мотивации, программирования и контроля. Особые виды нарушения отмечаются при поражении речевых зон левого полушария. Они связаны с дефектами кодирования речевых сигналов или трудностями организации речевого высказывания. Преимущественно динамические нарушения возникают при поражении различных отделов неспецифической системы нижних отделов ствола, диэнцефальных структур мозга.

Недостаточность интеллектуальной деятельности может быть обусловлена недоразвитием речевой системы в целом или отдельных анализаторных систем.

Нарушения мышления следует отличать от снижения умственной работоспособности, быстрой истощаемости при тяжёлых соматических заболеваниях.

 

Воображение

Воображение – своеобразная форма отражения человеком действительности, заключающаяся в преобразовании имеющихся представлений и понятий и создании на их основе образов, практическая реализация которых приводит к появлению материальных и духовных ценностей.

Воображение – это психический процесс создания образов предмета или ситуации путём перестройки имеющихся представлений.

Образы воображения формируются на основе предшествующего опыта человека, существующих в его памяти образов восприятия. Воображение всегда определённый отход от действительности, но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Именно опыт предоставляет материал, из которого создаются образы воображения. Чем богаче опыт человека, тем больше материала для воображения. Если любой образ воображения разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет найти нечто такое, чего не существовало бы в действительности.

Воображение играет важную роль в деятельности человека. Это способ овладения человеком сферой возможного будущего, что придаёт его деятельности целеполагающий характер. Воображение позволяет представить продукт труда до начала его создания. Это важнейшая функция воображения. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается на её основе. Благодаря воображению человек выделился из царства животных. В представлении ожидаемого результата с помощью воображения коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Оно является психологической основой творчества, чем обеспечивает историческое создание культуры и её освоение в процессе онтогенеза. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет огромную роль в развитии человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюмоментного существования, позволяет проникать в прошлое и будущее.

Физиологический механизм восприятия во многом неизвестен. Мы мало знаем о том, где в мозге локализовано воображение, с работой каких нервных структур оно связано. Считается, что физиологическим механизмом воображения является образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий. Для того, чтобы образовались новые ассоциации, необходим процесс диссоциации – ращепления сложившихся связей. Т.о., физиологически воображение представляет собой актуализацию нервных связей, их распад, перегруппировку и объединение в новые системы. В результате возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями говорят о том, что его обеспечивают не только корковые, но и более глубокие структуры мозга (в частности, гипоталамо-лимбическая система). Экспериментально выяснено, что при её повреждении возникают характерные расстройства психики: поведение людей производит впечатление не регулируемого определённой программой, оно состоит из отдельных актов, не связанных друг с другом, хотя возможно и достаточно сложных. Создание образов воображения – результат совместной деятельности первой и второй сигнальной систем. Для возникновения образов воображения необходима связанная работа обоих полушарий. Неправомерно связывать воображение с деятельностью только правого полушария. Образы воображения оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование. Представляя различные образы, можно вызвать изменения работы организма: менять ритм дыхания, частоту пульса, температуру тела и пр. Эта особенность лежит в основе аутотренинга, используемого для саморегуляции.

Воображение тесно связано с другими психическими процессами: памятью, восприятием и мышлением. Можно сказать, что кусочек воображения присутствует в каждой мысли, в каждом чувстве, в любом волевом действии человек. С этим связана сложность исследования воображения. Воображение является особым психическим процессом. Он стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Во многом восприятие является загадочным психическим процессом.

 

Виды воображения

 

Активное Пассивное

 

 

Воссоздающее Творческое Преднамеренное Непреднамеренное

 

Это разделение условно.

Активное воображение – это создание новых образов с помощью волевых усилий, преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности.

Воссоздающее воображение – воображение, в процессе которого образ создаётся на основе описания, чертежа, схемы, т.е. есть основа, которую человека наполняет образами.

Творческое воображение - самостоятельное создание объективно или субъективно нового образа.

Пассивное воображение характеризуется созданием новых образов, однако в процессе их создания не участвует воля и эти образы не воплощаются в жизнь. Воображение при этом выступает как суррогат деятельности, её замена. Бывает преднамеренным. При этом не связано с волей, которая способствовала бы претворению образов в жизнь. В некоторых случаях пассивное воображение может способствовать созданию художественных произведений. П: Франц Кафка запечатлевал в своих произведениях сновидения.

Непреднамеренное отмечается при ослабленной деятельности сознания.

Формы воображения: мечты, фантазии, грёзы, сновидения, галлюцинации.

  • Мечта – создание образа желаемого будущего. Это необходимое условие преобразующей деятельности, может быть побудительной силой, мотивом деятельности. Направлена на будущее. Положительно эмоционально окрашена. Мечты играют в жизни человека положительную роль, если действительно связывают настоящее с желаемым будущим.

Характеристики образов мечты:

1. яркость, детализированность.

2. эмоциональная насыщенность, привлекательность.

3. представленность путей осуществления, но слабо выраженная, нечёткая.

4. стремление осуществить мечту с чувством уверенности в её осуществлении.

· Фантазия – форма творческого воображения, создание новой реальности. Характеризуется спонтанностью, неподконтрольностью воле. Часто связана с изменённым состоянием сознания. Говоря о фантазии, часто имеют в виду создание образов, мало соответствующих действительности. В искусстве они позволяют усилить интеллектуальное и эмоциональное воздействие на человека. П.: Булгаков, Стругацкие

· Грёзы – образы воображения, не связанные с волей и не предполагающие претворение в жизнь.

· Сновидения – форма воображения, при которой образы формируются независимо от воли человека. Относится к пассивному и непроизвольному видам воображения. Отражают в причудливых сочетаниях предыдущие впечатления.

· Галлюцинации – форма воображения, при которой образы воспринимаются без воздействия внешней стимулящии. Они являются вторичными образами, продуцируются психикой, но являются настолько яркими и достоверными, что проецируются человеком вовне.

 

Воображение представляет собой аналитико-синтетическую деятельность.

Выделяют два этапа создания образов воображения:

  1. анализ имеющихся образов восприятия, их разложение на составные части. При этом происходит абстрагирование образа объекта, он представляется отделённым от других объектов, абстрагируются также его отдельные части.
  2. Синтез абстрагированных образов и их частей. Они могут быть представлены в разных сочетаниях. Им может быть придан новый смысл.

Также создание образов воображение предполагает использование аналогий. На использовании роли анализа, синтеза, аналогий в воображении строятся приёмы его диагностики и развития.

Психологические механизмы воображения:

  1. агглютинация – соединение, несоединяемых в реальности качеств, частей предметов (кентавр, русалка). Используется в искусстве и техническом творчестве. В основе агглютинации лежат различные процессы. Агглютинация может быть результатом недостаточной критичности, аналитичности восприятия: при недостаточной видимости человек, скачущий на лошади, может восприниматься как лошадь с человеческой головой. Также агглютинация может быть сознательной: человек с крыльями.
  2. увеличение или уменьшение объекта или его частей. В рамках этого механизма создаются образы великанов или очень уменьшенных объектов. Возможна гиперболизация какой-либо части объекта или его свойства. Сюда относятся также изменения количества частей у объекта: многорукие боги в индийской мифологии, драконы с несколькими головами.
  3. включение известных образов в новый контекст. (Садко)
  4. схематизация. Слияние отдельных представлений, сглаживание их различий, выделение основных черт сходства. Может возникать в случае поверхностного восприятия объекта. Часто встречается у детей. Приводит к ошибкам, искажениям, выделениям второстепенных деталей. Схематизация может также возникать в результате забывания несущественных частей. На первый план выступают существенные признаки, но может быть утрачена индивидуальность объекта. Схематизация может также осуществляться сознательно. П: растительный орнамент.
  5. типизация – выделение существенных признаков, свойств, проявляющихся у различных однородных объектов и воплощение их в конкретном образе. П: профессиональные образы врача, учителя, милиционера. Свойственно для литературного творчества.

6. акцентирование – выделение в создаваемом образе какой-либо части, детали. Классический пример – шарж.

 

Функции воображения:

Основная функция воображения – преобразование образов, которое обеспечивает создание новой, ранее не возникавшей ситуации. В жизни человека воображение может выполнять ряд специфических функций:

  1. представление действительности в образах и возможность пользоваться ими для решения задач. Эта функция тесно связана с мышлением. Воображение является основой наглядно-образного мышления;
  2. регулирование эмоциональных состояний. В частности, при помощи воображения человек может в определённой степени удовлетворять свои потребности, снимать порождаемую ими напряжённость;
  3. произвольная регуляция познавательных процессов и поведения. Возможность управлять восприятием, воспоминаниями.
  4. формирование внутреннего плана действий. Способность выполнять их в уме, манипулируя образами.
  5. планирование и программирование деятельности, оценка правильности программ.

 

Развитие воображения.

Осуществляется в ходе индивидуального развития. Требует накопления представлений, служащих материалом для построения новых образов. Осуществляется совместно с развитием личности человека в целом. Невозможно определить возрастные границы этапов развития воображения. В некоторых случаях воображение развивается очень рано, в других – поздно.

Закономерности формирования воображения:

· первые проявления воображения связаны с восприятием.

· первые образы воображения связаны с деятельностью, к которой в том числе относится и игра.

· Овладение речью позволяет включить в воображение не только образы конкретных объектов, но и более абстрактные представления и понятия.

· Первые образы воображения являются непроизвольными.

· Активные (произвольные) формы воображения появляются при активном взаимодействием со взрослым.

· В школьном возрасте воображение активизируется. Это связано с получением большого количества информации об объектах и явлениях, а также с необходимостью использования пассивного воображения для понимания учебного материала.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: