Система «Экспресс» работает в диалоговом режиме (вопрос — ответ). Диалог кассира с нею осуществляется с помощью единого формализованного языка, который основан на простом и доступном методе чередования символов латинского и русского алфавитов, арабских цифр и графических обозначений.
Любой заказ в систему начинается вводом буквенного символа Р, за которым двумя цифрами обозначается вид работы. Виды работ подразделяются по декадам. Каждая декада обозначает определенные виды работы: 1—9 — служебные, 10—19 — для оформления, 20—29 — для возврата проездных документов, 30—39 — справочные, 40—49 — международные и т.д.
В комплект билетно-кассовой аппаратуры входят системный блок (компьютер), монитор (экран, дисплей), печатающее устройство (принтер) и клавиатура, составляющие в совокупности терминал. Терминал билетного кассира позволяет заказывать и распечатывать все виды проездных документов, возвращать или погашать неиспользованные проездные документы, получать отчеты о работе кассира за смену. Кроме того, с помощью терминала можно получать справки различных видов сложности, а также финансовые и статистические справки, бронировать места по заявкам и вводить брони или пароли и др.
Система после обработки запроса выдает ответ по одному из трех вариантов: положительный, отрицательный (т.е. холостой) или ошибка. При ошибке в ответе указан ключ, в котором набрана неверная информация, либо недостающий ключ. Отрицательный (холостой) ответ выдается с указанием причины, по которой система не может выполнить заказ (нет мест, поезд не ходит в указанную дату, такой станции нет и др.). При положительном ответе на дисплее высвечивается следующая информация:
ОТВЕТ ЭК — ответ выдан на экран дисплея;
ОТВЕТ ПЧ — ответ подготовлен для печати, может быть указано, на каком бланке;
ВЫПОЛНЕНО Н — XXX.XX и сумма, которая зачтена на счетчик кассира по результату выполнения заказа с оплатой наличными.
Выполненный заказ можно просмотреть на экране после нажатия функциональной клавиши F8. Если что-то непонятно, то можно вернуться к тексту своего запроса (клавиша F7). От выполненного заказа можно отказаться (клавиша F5),но только до начала печати проездного документа. После отказа следует обязательно получить распечатку на вспомогательном бланке. При согласии с выполнением заказа печатают проездной документ (клавиша F2).
Разработчики предусмотрели множество вариантов дружественных подсказок и способов защиты от ошибок билетного кассира. По основным видам работы ключи подсказываются автоматически после нажатия клавиши Alt,т.е. на экране появляется вопрос, на который надо дать ответ. После нажатия клавиши F4 следующая буква воспринимается как ключ, т.е. не требуется переводить клавиатуру в режим латинских букв. Для корректировки информации в ключах используется клавиша F3.Все исправления возможны только до тех пор, пока запрос не отправлен в систему. После нажатия клавиши Enterклавиатура блокируется до получения ответа.
Информация о состоянии терминала выводится на экран в последней (девятой) сигнальной строке. При готовности к работе будет указано: ВВОДИТЕ, и на месте 16-го символа буква Ю. В следующем поле будут указаны причины возможных неисправностей.
Холостые ответы по поиску мест выдаются при оформлении проездного документа. Если невозможно удовлетворить указанные в запросе требования, то на терминал выдается ответ, который помогает определить причину холостого ответа. Если мест нет, то выводится «М-нетххх», где ххх — количество свободных мест; «К-нет» — нет мест в одном купе; РВххх — места в разных вагонах, где ххх — количество мест.
Холостые ответы выдаются в случае, если поиск мест невозможен при заданных в запросе требованиях. Варианты таких ответов: N3 — поезд «закрыт», НЗ — нитка «закрыта», ВЗ — вагон «закрыт». Если продажа возможна только по брони, то в ответе будет указано:
GN - продажа поезда только по брони;
GH - нитка только по брони.
Ответ «НЕТ ЭВЦ х » означает, что нет связи с информационно-вычислительным центром (ИВЦ), где хранятся запрашиваемые места. Для обозначения каждого ЭВЦ используется знак, который в данном случае высветится после слова ЭВЦ.
Если поиск мест производился, но указанные в заказе требования не могут быть удовлетворены, то в ответе будет указано, например: Н — нет нижних мест.
Если при оформлении проездного документа по виду работы Р 10 билетный кассир укажет название станции с ошибкой, то будет получен ответ «НЕТ СТАНЦИЙ, НАЧИНАЮЩИХСЯ НА ……», после чего будет обозначено неправильно набранное название.
Ответ «уточните станцию» машина выдает, если две станции имеют одинаковое название. В таких случаях за ключом С следует набрать семизначный код станции.
Действия кассира при получении ошибок набора заключаются в проверке набранной информации и исправлении допущенной ошибки:
ОШР — ошибка по ключу; следует проверить набор ключа Р, разрешен ли данный вид работы данному терминалу;
ОШК — нет, выдается, если в запросе не указан один или несколько обязательных ключей, будет указан ключ, в котором допущена ошибка;
ОШМ — граница мест. Проверить наличие информации за ключом М;
OШBD — воинский вид расчета;
OШNB — при оформлении ошибка по номеру вагона; ОШ N — ошибка по номеру поезда; ОШ D — ошибка по ключу даты; ОШ С — ошибка по ключу станции;
ОШ Т — ошибка по требованию к местам при оформлении; ОШ Т — для Р52 и Р99 (справка и отчет с неисправного терминала); ОШ Т — для Р21 ошибка набора по ключу время до отправления поезда;
ОШ I — для Р21 неверно набран защитный код;
ОШ X — проверить всю информацию за X (при оформлении проездного документа);
ОШ X — в Р01 для отчета. Проверить, правильно ли набраны серия и номер бланка проездного документа.
Допущенные ошибки следует исправить и послать запрос повторно. Билетный кассир нажимает клавишу F3, затем неверно набранный ключ, и курсор оказывается в том месте запроса, где необходимо сделать исправления.
Вывод:
Практическая работа №3
Тема: Ознакомление с технологией работы АСУ «Экспресс 3»
Цель работы: освоить технологические особенности запроса информации в системе АСУ «Экспресс», научиться выполнять запросы в АСУ «Экспресс» на получение различных видов справок о проезде в поездах.
Задание 1
Вариант №1
а.Получите справку о проезде в поездахпо маршруту Красноярск-Иркутск Пассажирский05 февраля с 15.00 до 20.00, станция отправления является станцией установки терминала.
б. Получите справку о вариантах проезда (с пересадкой) по маршруту Ангарск- Шира.
в. Получите справку о наличии мест в поездах следующих по маршруту Новосибирск -Иркутск Пассажирский на 25 января в период с 15.00 до 20.00.
г. Получите справку о наличии мест и стоимости проезда в плацкартном вагоне поезда №077В следующем по маршруту Иркутск Сортировочный -Тайшет отправляющегося 15 декабря, билет приобретают 11 декабря,вид документа «полный».
д.Получите справку о стоимости проезда по маршруту Москва-Воронеж,по всем категориям поездов дата отправления 20 апреля.
Вариант №2
а.Получите справку о проезде в прямых и обратных поездахпо маршруту Красноярск - Иркутск Сортировочный на 15 февраля с 10.00-20.00.
б.Получите справку о вариантах проезда (с пересадкой) по маршруту Иркутск Пассажирский – Братск.
в.Получите справку о наличии мест в купе поездов, следующих по маршруту Иркутск Пассажирский - Красноярск 7 января в период с 01.00 до 20.00.
г.Получите справку о наличии мест в купейном вагоне и стоимости проезда в поезде №660В следующим по маршруту Нижнеудинск - Иркутск Пассажирский отправляющегося 15 декабря, билет приобретают 11 декабря, вид документа «детский».
д.Получите справку о стоимости проезда по маршруту Москва - Воронеж в поезде №010А, дата отправления 20 апреля.
Вариант №3
а.Получите справку о проезде в поездах по маршруту Иркутск Пассажирский - Красноярск на 15 февраля в период с 10.00-20.00.
б.Получите справку о вариантах проезда (с пересадкой) по маршруту Ангарск – Абакан.
в.Получите справку о наличии мест в общем вагоне поезда №339В следующего по маршруту Красноярск - Иркутск Пассажирский на 7 января.
г.Получите справку о наличии мест в плацкартном вагоне и стоимости проезда в поезде №660В следующим по маршруту Нижнеудинск-Иркутск Пассажирский отправляющийся 15 декабря билет приобретают 11 декабрявид документа «школьный».
д.Получите справку о стоимости проезда по маршруту Красноярск - Иркутск Сортировочной дата отправления 20 января.
Вариант №4
а.Получите справку о проезде впоездах, следующих по маршруту Иркутск Пассажирский - Новосибирск 15 февраля;
б.Получите справку о вариантах проезда (с пересадкой) из Иркутска Пассажирского в Абакан;
в.Получите справку о наличии мест в купейном вагоне во всех поездах, следующих по маршруту Иркутск Пассажирский - Красноярск 7 января в период с 01.00 до 20.00;
г.Получите справку о наличии мест и стоимости проезда в купейном вагоне во всех поездах, следующих по маршруту Красноярск-Иркутск Пассажирский 15 февраля, билет приобретают 11 февралявид документа «детский»;
д.Получите справку о стоимости проезда по маршруту Иркутск Пассажирский-Красноярск на 20 января.
Задание 2
Вариант 1
Сделайте запрос в систему на получение короткой справки о наличии мест в прямом и обратном направлениях: станция назначения Иркутск Пассажирский, дата отправления 12 ноября, обратный выезд 18 ноября.
Вариант 2
Сделайте запрос в систему на получение короткой справки о наличии мест в прямом и обратном направлениях: станция назначения Тайшет, дата отправления 2 ноября, обратный выезд 8 ноября.
Вариант 3
Сделайте запрос в систему на получение короткой справки о наличии мест в прямом и обратном направлениях: станция назначения Тайшет, дата отправления 22 сентября, обратный выезд 27 сентября.
Вариант 4
Сделайте запрос в систему на получение короткой справки о наличии мест в прямом и обратном направлениях: станция назначения Улан - Уде, дата отправления 12 сентября, обратный выезд 17 сентября.