1. Понятие и сущность предприятия. Особенности предприятия как основного звена производства
2. Ресурсы предприятия. Особенности ресурсов предприятия и их оценка
3. Факторы, влияющие на эффективность работы предприятия
4. Классификация предприятий
5. Организационно-правовые формы предприятий: виды и законодательное регулирование
6. Создание и регистрация нового предприятия
7. Реорганизация предприятия
8. Ликвидация предприятия
9. Виды хозяйственных объединений
10. Кооперирование производства
11. Экономическая эффективность специализации и кооперирования
12. Основные фонды предприятия
13. Эффективность использования основных фондов
14. Кадра предприятия
15. Производительность труда
16. Организация оплаты труда на предприятии
17. Оборотные фонды и средства предприятия. Их структура
18. Производственные запасы на предприятии и незавершённое производство
19. Эффективность использования трудовых ресурсов.
20. Финансовая система России. Виды и источники финансовых средств предприятия
21. Основы налогообложения предприятия
22. Сущность и критерии экономической эффективности.
23. Экономические издержки на предприятии и классификация затрат на производство продукции
24. Прибыль, как результат финансово- экономической деятельности предприятия
25. Коммерческая деятельность предприятия: формы сотрудничества в различных сферах деятельности
26. Содержание договора купли- продажи
27. Понятие и сущность предпринимательской деятельности. Её виды и формы
28. Сущность, принципы и методы планирования на предприятии
29. Классификация планирования и виды бизнес- планов предприятия
30. Содержание бизнес- плана предприятия
31. Понятие и законодательное регулирование банкротства предприятия
32. Процедуры разбирательства дела о банкротстве
Вопросы к экзамену
1. Основные различия в подходах к формированию цен в условиях рыночной и плановой экономики.
2. Мировая цена, ее характеристики. Источники информации о мировой цене.
3. Основные функции денег. Их характеристика.
4. Издержки производства как основа ценообразования. Группировка издержек.
5. Влияние конкуренции на формирование цен. Ценовая и неценовая конкуренция.
6. Способы и цели государственного регулирования цен в условиях рыночной экономики.
7. Классификация ценообразующих факторов.
8. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, их особенности и порядок определения.
9. Типы рынков, их влияние на ценообразование.
10. Классификация цен в зависимости от обслуживаемых ими отраслей и сфер экономики. Экономическая характеристика основных видов этих цен.
11. Ценовая эластичность спроса. Применение ценовой эластичности в предпринимательской деятельности.
12. Порядок расчета импортной цены.
13. Стратегия дифференцированных цен. Особенности ее применения.
14. Рыночное равновесие и рыночная цена.
15. Виды цен, источники информации о ценах.
16. Особенности ценообразования во внешнеторговых контрактах.
17. Взаимосвязь цен и денежного обращения.
18. Методы ценообразования, их характеристика.
19. Последовательность (алгоритм) установления цены.
20. Стратегия «снятия сливок», область применения стратегии.
21. Влияние монополий на ценообразование.
22. Порядок фиксации цен в контрактах.
23. Особенности и значение неценовой конкуренции в современных условиях.
24. Скользящие цены и их применение.
25. Виды ценовой стратегии, их характеристика.
26. Факторы, влияющие на уровень цен.
27. Социально-психологические аспекты ценообразования.
28. Методы формирования цен, применяемые при заключении государственных контрактов.
29. Установление цены в рамках товарного ассортимента.
30. Оптовые и розничные цены, их состав.
31. Установление цен по географическому принципу.
32. Стратегический и тактический уровни ценообразования, их характерные особенности.
33. Установление цен со скидками и зачетами.
34. Функции цены.
35. Ценовая политика фирмы. Анализ и характеристика основных видов ценовой политики.
36. Анализ взаимодействия основных элементов рыночного механизма: цены, спроса и предложения.
37. Издержки производства как основа ценообразования.
38. Оптовые цены, их классификация.
39. Определение цены на основе расчета безубыточности и получения целевой прибыли.
40. Порядок фиксации цен в контрактах.
41. Классификация ценообразующих факторов, их краткая характеристика.
42. Порядок расчета экспортной цены.
43. Основные функции цены, их характеристика.
44. Цены «проникновения», область их применения.
45. Основные цели ценовой политики фирмы, их характеристика.
46. Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов.
47. Информация, необходимая для принятия решения по ценам.
48. Виды цен в зависимости от степени их свободы от воздействия государства, их экономическая характеристика.
49. Ценовая и неценовая конкуренция.
50. Методы формирования цен, применяемые при заключении государственных контрактов.
51. Определение цены на основе «ощущаемой ценности товара».
52. Базисные условия контракта, их влияние на контрактные цены.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения запланированных результатов в области образования. Применение конкретных образовательных технологий в учебном процессе определяется спецификой учебной деятельности, ее информационно-ресурсной основы и видов учебной работы.
1. Традиционные образовательные технологии ориентируются на организацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер.
Примеры форм учебных занятий с использованием традиционных технологий.
Информационная лекция - последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя).
Семинар - эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, проектов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.
Практическое занятие - занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму.
Лабораторная работа - организация учебной работы с реальными материальными и информационными объектами, экспериментальная работа с аналоговыми моделями реальных объектов.
2. Технологии проблемного обучения - организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирования активной познавательной деятельности студентов.
Примеры форм учебных занятий с использованием технологий проблемного обучения:
Проблемная лекция - изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.
Лекция «вдвоем» (бинарная лекция) - изложение материала в форме диалогического общения двух преподавателей (например, реконструкция диалога представителей различных научных школ, «ученого» и «практика» и т.п.).
Практическое занятие в форме практикума - организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков.
Практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стадии») - обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
3. Игровые технологии — организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий.
Примеры форм учебных занятий с использованием игровых технологий:
Деловая игра - моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.
Ролевая игра - имитация или реконструкция моделей ролевого поведения в предложенных сценарных условиях.
4. Технологии проектного обучения — организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.
Основные типы проектов:
Исследовательский проект — структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).
Творческий проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры; учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется в рамках рамочного задания, подчиняясь логике и интересам участников проекта, жанру конечного результата (газета, фильм, праздник и т.п.).
Информационный проект — учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).
5. Интерактивные технологии — организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.
Примеры форм учебных занятий с использованием специализированных интерактивных технологий:
Лекция «обратной связи» - лекция-провокация (изложение материала с заранее запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия.
Семинар-дискуссия - коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.
6. Информационно-коммуникационные образовательные технологии — организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией.
Примеры форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Лекция-визуализация - изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- н видеоматериалов).
Практическое занятие в форме презентации - представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.
В процессе освоения дисциплины «Экономика предприятий (организаций)» используются следующие образовательные технологии:
Стандартные методы обучения:
· Лекции
· Семинарские занятия, на которых обсуждаются основные проблемы в области организации и управления деятельностью фирмы, изложенные в лекционном и раздаточном материалах
· Решение задач
· Компьютерные занятия
· Расчетно-аналитические задания
· Разработка групповых проектов