Оценочно-императивная функция




Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является егооценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно,вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственнуюрегуляцию от всякой иной, внеморальной.Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и всядействительность как социальная, так и природная. Нравственная оценка, в своюочередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, аименно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иномуобъекту.При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами —совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек — это человек совести идолга. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долгповелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честьи достоинство. Как особое мировоззрение мораль требует признать человекавысшей ценностью. Она требует определить отношение человека к обществу,возлагает на него ответственность за выбор целей и идеалов общественногодвижения.В нравственном освоении человеком действительности органически сливаютсяоценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собойоценочно-императивный способ освоения человеком действительности,осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и«зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, ― познает. Вот тонеобычное распределение функций, которое ее отличает, та особаяпоследовательность работы психологических механизмов, которая присущанравственному сознанию.

Воспитательная функция

Четвертая основная функция морали — воспитание личности. Цель нравственноговоспитания состоит в формировании духовной личности, способной ксамосовершенствованию. Такая личность предстаёт свободной и ответственной.Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-тонравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого.Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может статьлишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении.Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у негопредставления о ценности жизни и ее смысле.Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, скольковоспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими»соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек можетне только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развиватьее, т.е. самосовершенствоваться.Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а такжецеленаправленных педагогических воздействий человек становится личностью. Чемнравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее в неминдивидуальность, тем интереснее он для окружающих.Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитаннойличности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно,исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.

Познавательная функция

Наконец, пятой основной функцией морали является познание окружающего нас мира.Познавательная функция нравственности подчинена функции регулированияповедения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание несамо по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающееусловия морального выбора. Она доставляет индивиду не просто знание объектовсамих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей,предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям иинтересамЭта познавательная функция морали не тождественна научному познанию. Она даетиндивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в миреокружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них,которые отвечают его потребностям и интересам.Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение впонятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научноеисследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смыслаявлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная егоособенность ― человекомерность. А если суть человека - в поиске своегопути в мире, то «нашего» мира еще нет, он еще должен появиться благодарянашим усилиям. Потому на нас ложиться ответственность за себя и за других.Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не вкачестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой,можно построить свою жизнь. Это ― сверхзадача, это знание того, что собъективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мыумудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверностьнаших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью.Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно кнему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо еголюбить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить ихперспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.

Заключение

Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельныйанализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальностиони всегда тесно слиты друг с другом. Наряду с указанными основнымифункциями, нередко выделяют и другие, в частности, коммуникативную,мотивационную, прогностическую, оценочно-императивную и другие. Моральодновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д.Нетрудно заметить, что перечисленные выше функции морали взаимноперекрещиваются: регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную,ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей);воспитательная функция содержит в себе отчасти оценочно-императивную,мотивационную; познавательная ― ориентирующую и прогностическую и т.д.Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействияна бытие человека. Для успешного функционирования и развития морали важносвободное, неущемленное проявление всех ее функций, их гармоническаяцелостность, единство.

Список литературы

1. Гусейнов А. А. Этика: Учебник ― М.: Гардарики, 2004.2. Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика: Учебное пособие. – Минск: Изд.В. М. Скакун, 1995.3. Марксистская этика: Учеб. пособие для вузов / Общ. ред. А. И.Титаренко. ― М.: Политиздат, 1986.4. Скрипник А. П. Этика: Учебник. ― М.: Проект, 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: