Тема 3. Логистические компании и аутсорсинг логистических услуг
Вопросы темы:
1. Понятие логистического аутсорсинга
2. Основное содержание транспортно-экспедиторских операций
3. Особенности договора транспортно-экспедиторского обслуживания
4. Логистические компании
Вопрос 1. Понятие логистического аутсорсинга
Логистический аутсорсинг - это привлечение сторонней организации для выполнения некоторых или всех логистических функций с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
Основные задачи логистического аутсорсинга:
1. Сокращение затрат за счет снижения логистических издержек, решения проблемы сезонности и т.п.;
2. Оптимизация организационной структуры компании;
3. Появляется возможность сосредоточиться на основной деятельности компании, не отвлекая ресурсы на обеспечивающие бизнес-процессы;
4. Повышение качества и снижение рисков логистического обслуживания процессов производства и реализации в результате привлечения специализированных предприятий.
Логистическими компаниями являются предприятия, содействующие организации в осуществлении доставки товаров при международных и внутренних перевозках. Это могут быть экспедиторские компании, брокерские (обеспечивающие фрахтование морского тоннажа для клиента) компании, осуществляющие таможенные операции. Иными словами, все предприятия и фирмы, которые содействуют организации и осуществлению доставки товаров, продвижению их на внутренние и международные рынки.
В международной логистической терминологии приняты следующие обозначения компаний, осуществляющих сервис для производителей, поставщиков и продавцов товаров: 1PL, 2PL, 3PL, 4PL. При этом, PL – party logistics (англ.) переводится дословно как «сторона логистики». Чаще, на русском, к «1PL, 2PL, 3PL, 4PL» делают приставку «оператор или провайдер». А цифры от одного до четырех обозначают как глубоко вовлечена данная компания в цепь поставок. 1 – сам производитель-продавец. 4 – компания берет на себя практически все функции управления цепями поставок, разве что кроме закупок и продаж. В некоторых ситуациях PL провайдер может заниматься и этим.
Уровни аутсорсинга логистики
Уровень | Наименование | Описание |
1РL | Автономная логистика | Выполнение всех логистических операций самим грузовладельцем |
2РL | Традиционная логистика | Традиционный набор услуг по транспортировке |
3PL | Логистика третьей стороны | Предоставление логистических услуг, выходящих за пределы простой транспортировки товаров (складирование, перегрузка и пр.) |
4РL | Интегрированная логистика | Интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставок грузов. 4РL является процессом планирования, управления и контроля всех логистических процедур (например, потоков информации, сырья, материалов, продукции и капитала) единым 4PL-оператором с долгосрочными стратегическими целями |
5PL | Интернет-логистика | Использование сети Интернет как единой виртуальной платформы для решения логистических задач |
Классификация логистических компаний
Название | Характеристика компании |
1PL-оператор | Все логистические процессы осуществляет сам владелец грузов собственными силами |
2PL-оператор | Подрядная компания, предоставляющая услуги по транспортировке товаров только на каком-то определенном участке транспортной цепи. По сути, это просто транспортная компания, которую нанимает грузовладелец, не желая покупать собственные автомобили, жд вагоны и т.д. |
3PL-оператор | Специализированная компания, которой поручается аутсорсинг всех или большей части логистических операций. В основном, это комплекс услуг в состав которых входит транспортировка товара, складирование, сквозное складирование, техническое управление складскими запасами, упаковка и экспедирование грузов |
4PL-оператор | Компания-подрядчик или совместное предприятие с грузовладельцем, выступающее посредником между производителем и одним и более ее партнерами. 4PL провайдер имеет высокую степень вовлеченности в бизнес-процессы клиента; он выступает в качестве единого соединительного звена между клиентом (например, производителем) и различными провайдерами логистических услуг, управляет всеми процессами цепи поставок клиента, включая курьерские, экспедиторские и складские услуги. |
5PL-оператор | Компания, занимающаяся интернет-логистикой, при помощи которой осуществляется формирование логистических схем, формирование цепей поставок и контроль всех процессов |
Вопрос 2. Основное содержание транспортно-экспедиторских операций
Доставку товара от места его производства и до места потребления можно подразделить на два вида операций: на собственно транспортировку, выполняемую транспортными предприятиями, и на дополнительные операции, охватывающие комплекс различных, порой сложных и трудоемких работ, связанных с перевозкой груза, но выходящих за пределы обычных функций перевозчиков.
Наиболее важны для грузовладельцев транспортно-экспедиторские операции, так как именно транспортно-экспедиторское обслуживание грузов представляет наибольший интерес для организаций и предприятий. В соответствии с международной практикой экспедиторские организации, фирмы, компании призваны представлять и защищать интересы грузовладельцев. Экспедиторская компания по своему статусу обязана действовать от имени и по поручению клиента (грузовладельца), организуя обслуживание груза в процессе его доставки и выполняя ряд операций, которые поручает ей клиент.
К наиболее распространенным транспортно-экспедиторским операциям по обслуживанию грузов относятся:
- консультирование клиентов при выборе вида и средства транспорта с точки зрения его удобства, скорости, стоимости и сохранности доставки груза;
- консультирование по маршруту перевозки, виду сообщения, по транспортным условиям контракта и базисам поставки товара;
- организация доставки груза со склада отправителя на железнодорожную станцию, порт, аэропорт (т. е. до магистрального транспорта) или со станции, порта, аэропорта до склада получателя;
- упаковка и переупаковка, маркировка и перемаркировка;
- комплектация грузовых партий, т. е. объединение мелких партий в сборную крупную партию (отправку) с целью наиболее рационального использования провозной способности транспортных средств и получение более выгодных тарифов для грузовладельцев (в большинстве случаев тарификация мелких отправок невыгодна клиентам);
- посредничество при заключении грузовладельцем договоров с перевозчиками, складскими компаниями, портами, страховыми фирмами и вообще любыми предприятиями, задействованными в процессе доставки товара;
- оказание помощи грузовладельцам или выполнение по поручению грузовладельцев таможенных, санитарных, карантинных, ветеринарных и других операций, связанных с доставкой товаров;
- передача груза перевозчику или его грузовому агенту (порту, пристани, станции), с оформлением приемо-сдаточной, перевозочной и прочей необходимой документации;
- организация хранения груза на складах (возможно, на собственном складе);
- организация или выполнение собственными средствами погрузо-разгрузочных работ при погрузке, выгрузке или перевалке груза;
- содействие в расчетах за товар и за выполнение операций, связанных с доставкой товара;
- прием груза в пункте назначения от перевозчика или его грузового агента, проверка числа мест, веса, состояния тары и упаковки, а иногда и качества самого груза с привлечением для этого экспертов (сюрвейеров);
- оформление претензионной документации (коммерческих актов о недостачах, излишках, повреждении груза и тары, пересортице и т. д.) совместно с перевозчиками или их грузовыми агентами;
- производство расчетов за перевозку и погрузо-разгрузочные работы в пунктах отправления и назначения груза;
- рассортировка крупных партий груза по партиям, сортам и размерам;
- организация личного сопровождения груза в процессе доставки.
Крупные экспедиторские компании не ограничиваются посредническими операциями и организацией доставки товара, но внедряются в перевозочный процесс. В основном экспедиторские фирмы приобретают и эксплуатируют автотранспорт, причем используют его как при внутренних, так и при международных перевозках. При этом грузовладельцу предлагается не только транспортно-экспедиторское обслуживание груза, но и его перевозка. Реже экспедиторские фирмы владеют речными судами, железнодорожными платформами или морскими судами.