Вопрос 4. Логистические компании




Законодательство не определяет, какая именно организация должна принимать на себя функции по экспедированию грузов. В настоящее время в России основной объем транспортно-экспедиторских операций по обслуживанию внутреннего грузооборота выполняют организации автомобильного транспорта. В частности, они осуществляют завоз грузов на станции железных дорог и вывоз их оттуда.

В системе железнодорожного транспорта действуют специализированные транспортно-экспедиторские организации – дорожные центры фирменного транспортного обслуживания (ДЦФТО), а также товарные станции, станции контейнерных перевозок, транспортно-экспедиторские конторы (ТЭК).

На водном транспорте экспедиторские операции выполняют порты, в структуре которых действуют транспортно-экспедиторские конторы (ТЭК) и иногда самостоятельные хозрасчетные подразделения.

Транспортно-экспедиторские операции с грузами выполняют также специализированные экспедиторские организации и предприятия. Роль экспедитора в коммерческой деятельности грузовладельцев достаточно велика. Используя свое положение связующего звена между грузовладельцем и перевозчиком, экспедитор собирает и консолидирует отправки разных грузовладельцев, предоставляет перевозчикам значительные объемы грузов, получая за это скидки с официальных тарифов, уменьшая тем самым транспортную составляющую. С другой стороны, экспедитор обеспечивает загрузку транспортных средств перевозчика, не допуская порожнего пробега транспортных средств. Кроме того, согласовывая время перевалки груза с одного вида транспорта на другой, экспедитор значительно уменьшает время простоя транспортных средств.

Наиболее профессиональные и мощные в финансовом отношении экспедиторские компании России входят в Ассоциацию российских экспедиторов (АРЭ). Именно эти экспедиторы способны предоставить весь комплекс услуг, требуемых международной экспедиторской практикой, и обеспечивает доставку товара по системе смешанных перевозок. Осуществление экспедиторских операций в России предлагают клиентам также известные иностранные компании.

Работа компании по транспортно-экспедиторскому обслуживанию своих грузов начинается с запроса, посылаемого на экспедиторскую фирму. Содержание запросов бывает самым разным и зависит от специфики товара, предполагаемого для перевозки вида транспорта, страны назначения и т. д. В целях обеспечения качественного и своевременного ответа на запрос экспедиторские компании, как правило, просят сообщать следующие данные:

- цель запроса (например, для определения транспортной составляющей цены товара);

- подробное наименование груза;

- вид упаковки и маркировки;

- вес и/или погрузочный объем. Для тяжеловесных и негабаритных грузов – вес и/или размеры одного места, для опасных грузов – краткая их характеристика и степень опасности;

- размер партии груза для определения требуемого тоннажа;

- пункт отправления, назначения и/или перевалки;

- вид отправки: для железнодорожных перевозок – мелкая, поездная, повагонная; для автоперевозок – мелкая, поездная;

- загрузка груза – в контейнер, вагон, автомобиль;

- для морского транспорта – конкурентное направление перевозок аналогичного груза;

- обычные нормы погрузки и выгрузки для массовых грузов;

- период предполагаемого исполнения контракта (год, полугодие, квартал, месяц).

После получения ответа от экспедиторской фирмы и в случае, если этот ответ устраивает, можно начинать строить свои отношения с ней на разовой или долговременной основе.

Большинство грузов идет в смешанном сообщении с участием различных видов транспорта. Для того чтобы успешно организовать и осуществить их движение по варианту «от двери до двери», требуется наличие специальной компании, которая взяла бы на себя вопросы организации всего процесса доставки, обеспечила бы выписку сквозной документации, котировку сквозной ставки тарифа. Подобные компании, оказывающие клиентам указанный спектр услуг в рамках осуществления доставки товаров, получили название операторы смешанных перевозок. Компании – провайдеры логистики, осуществляющие доставку товаров по интегрированным транспортно-технологическим системам, получили название операторов интермодальных перевозок или операторов интермодальных систем.

Чаще всего в практике мирового хозяйства операторами интермодальных перевозок (транспортных коридоров) являются экспедиторские компании, реже морские компании или объединения компаний (морские консорциумы), еще реже железнодорожные предприятия. Но в любом случае это компании, связанные с доставкой товаров, организацией и осуществлением перевозок.

Основным международным юридическим документом, регулирующим деятельность операторов смешанных перевозок, в том числе и по интегрированным транспортно-технологическим системам, является Конвенция ООН о международных смешанных перевозках 1980 г.

Она определила:

1) правовой статус операторов смешанных перевозок (им может быть любое юридическое лицо, принимающее на себя обязательства по доставке товара на условиях, определенных по договору с клиентом-грузовладельцем);

2) понятие «презумпция вины оператора» (с грузовладельцем оператор заключает договор доставки товара, оформляемый специальным соглашением, и принимает на себя все риски по ее осуществлению, включая и действия привлекаемых им третьих лиц. В случае если с грузом что-либо произойдет, перед грузовладельцем всегда есть виновная сторона – оператор, который обязан компенсировать ущерб);

3) необходимость для оператора котировки сквозной ставки тарифа (сквозная ставка включает все расходы по доставке товара и аккордно предлагается клиенту);

4) основное содержание документа, выступающего в качестве договора доставки товара.

Впоследствии (в 1984 г.) Международная торгово-промышленная палата разработала проформу документа, который выполняет функцию договора доставки при международных смешанных перевозках. Документ получил название Договор смешанной перевозки (Combined Transport Document). Он начал применяться в международной торговле в дополнение к другому документу – сквозному коносаменту (Through Bill of Lading), который применялся как экспедиторами, так и другими компаниями – провайдерами логистики еще до 1980 г., т. е. до появления Конвенции ООН, в качестве документа смешанной перевозки (доставки) товара.

Конвенция ООН распространяется на смешанные перевозки грузов в широком смысле, безотносительно к тому, идет груз по интегрированной транспортно-технологической системе или обычным (конвенциональным) способом – с перегрузкой по цепочке видов транспорта. Хотя Конвенция ООН пока не вступила в силу юридически, практически все операторы смешанных перевозок следуют ее положениям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: