Доходы бюджета Фонда социального страхования РФ образуются за счет следующих источников:
) отчислений от единого социального налога;
) страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
) страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
) доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
) добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
) ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
) прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Рассмотрим подробнее каждый источник формирования бюджета.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование.
Согласно пункту 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 101, денежные средства, находящиеся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью.
Статьей 11 Федерального закона от 05.08.2002 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» установлено, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Из содержания названной статьи следует, что облагаемая база на данный вид страхования определяется не Налоговым кодексом Российской Федерации, а специальным ежегодным принимаемым федеральным законом, другими нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне.
Рассмотрим категории плательщиков страховых взносов:
плательщики страховых взносов, применяющие основной тариф страховых взносов;
плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы;
организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог;
Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;
организации народных художественных промыслов;
семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерация, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
общественные организации инвалидов уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов;
организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зон;
хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и образовательные учреждения высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 г. №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, - в отношении указанных выплат и вознаграждений;
аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
До отмены единого социального налога примерно 62% всех доходов ФСС РФ обеспечивал именно этот источник. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний давали при этом почти 17% доходов ФСС РФ.
Остальные доходы ФСС РФ, обеспечивающие около 21% поступлений в доходную базу Фонда, складывались из единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога и других поступлений.
В частности, более 17% всех доходов ФСС РФ составляли средства, поступающие из федерального бюджета, передаваемые на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных
аварий и ядерных испытаний, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по санаторно-курортному лечению, включая
проезд к месту лечения и обратно, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.
Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.
Средства Фонда социального страхования расходуются на выплату различных пособий:
по временной нетрудоспособности;
по беременности и родам;
при рождении ребенка (единовременные);
на погребение.
Выплаты в фонд государственного социального страхования до 2010 г. были включены в единый социальный налог (ЕСН). С 2010 г. выплаты выделены как отдельная единица.
Средства Фонда распределяются на:
выплату пособий;
оплату путевок (полное или частичное);
оплату проезда (полное или частичное);
финансирование деятельности Фонда и его отделений в субъектах РФ;
частичная компенсация расходов лечебно-оздоровительных учреждений (санаториев) и детско-юношеских спортивных школ;
другие цели в соответствии с задачами стоящими перед Фондом.
Пособия Фонда социального страхования
За счет средств Фонда производится выплата следующих пособий:
пособие по временной нетрудоспособности;
пособие по беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
пособие при рождении ребенка;
пособие при усыновлении ребенка;
пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
Социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг.