Работа проводится в группах.




Тема урока «Разделительные знаки препинания между частями в ССП»

Цели урока:

образовательная: познакомить учащихся с правилом постановки запятой и тире между частями ССП, научить применять его на письме; закрепить умение отличать простое предложение от ССП, расставлять знаки препинания между частями ССП;

развивающая: развивать умение различать простые предложения с однородными членами, связанными соединительными союзами, и ССП;

воспитательная: воспитывать трудолюбие.

Тип урока: комбинированный

Оформление доски

 

Классная работа

(По ходу урока высвечивается тема «Разделительные знаки препинания между частями ССП»)

Ход урока

Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и подарим улыбки нашим гостям.

Будьте любознательны – и многое вам откроется.

Будьте мудры – и многих ошибок вы сумеете избежать.

Будьте отважны – и вы победите.

Ну что начнём?

Актуализация знаний (слайд 1)

 

- Предлагаю наш урок начать традиционно с синтаксической разминки «Лови ошибку!» Я считаю, что виды предложений в таблице на слайде указаны неправильно. Ваша задача найти ошибки и исправить их. Сегодня на уроке мы будем работать в рабочих листах. Они лежат у вас на столе. Запишите в них число и классная работа.

 

Предложения Виды предложений (первоначальные) Правильный
1. Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем. (Н.Н. Некрасов) ПП с однородными членми ССП
2. Моя мама бывала в Крыму и на Кавказе. ССП ПП
3. Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама. БСП СПП с несколькими придаточными
4. Луна сияла, июльская ночь была тиха. БСП БСП
5. Крапива обожгла мне руки, спина ныла, и голова кружилась. СПП СП с разными видами связи

Учащиеся в течение двух минут выполняют задание, затем проводят взаимопроверку работ по слайду. (Слайд 2) Выставление оценок за работу.

 

- Молодцы! Хорошо справились с данным заданием. Скажите, а каких предложений вы встретили больше? (Сложных)

- Давайте вспомним, что мы уже знаем по теме «Сложные предложения».

- Проведём «Мозговой штурм». Предлагаю разделиться на 5 групп по 4 человека. Обсудите, какой вопрос вы будете задавать команде. Условие: вопросы не должны повторяться.

Каждая группа обдумывает вопрос и задаёт другой команде (по часовой стрелке)

Примерные вопросы групп:

- Какие предложения называются сложными?

- На какие 2 группы делятся сложные предложения?

- Какие вы знаете союзные предложения?

- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- Какие предложения называются сложносочиненными?

- Назовите 3 группы сочинительных союзов и их смысловые отношения? (соединительные: и, да (=и), тоже, также, ни..ни, как..так и – одновременность, последовательность действий, причинно-следственные отношения; разделительные: или (иль), либо, то…то, не то…не то, то ли… то ли – чередования, взаимоисключения; противительные: а, но, однако же, зато, не только…,но и – сопоставление и противопоставление.)

Создание проблемной ситуации (слайд 3)

- Обратите внимание на слайд, перед вами три предложения. Определите, какие они? (Сложносочинённые)

- Что для этого нужно сделать?

- Какие знаки препинания мы можем встретить в ССП? (запятую, тире) (слайд 4)

Солнышко село, и зорька погасла.

Прямо под нами зеленел луг и текла извилистая речка.

Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк (Пушкин).

- Сформулируйте тему нашего урока (Разделительные знаки препинания между частями в ССП) (слайд 5)

- Какие задачи поставим перед собой? (Изучить правила постановки знаков препинания между частями ССП, выработать умение ставить эти знаки на письме, научиться отличать ССП от ПП с однородными членами)

4. Усвоение знаний и развитие УУД.

- А поможет нам в этом разобраться учебник. Прочитайте теоретический материал п. 16 на стр. 42-43.

Работа проводится в группах.

1 уровень: постановка запятой в ССП (как правило, части сложносочиненного предложения разделяются запятой перед сочинительным союзом)

2 уровень: постановка тире в ССП (ставится тире, если в предложении содержится резкое противопоставление или указывается на быструю смену действий)

Пр: Лишь на мгновение зависла пауза – 1 /и вдруг раздался резкий крик2.

3 уровень: случаи, когда между частями сложного предложения запятая не ставится.(ССП с общим второстепенным членом и придаточным предложением, все части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями).

- А Ворсина Полина выступит в роли дублёра учителя и поработает у доски (получает индивидуальное задание)

Опираясь на прочитанный материал, учащиеся рассказывают о пунктуации в ССП.

Рассказ Ворсиной Полины у доски о случаях, когда в ССП запятая не ставится:

- если обе части сложносочиненного предложения являются односоставными назывными предложениями. Пр: Свобода, равенство и братство.

- если имеется общее вводное слово. Пр. К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

- Какую функцию выполняют знаки препинания между частями в ССП? (разделительную)

5. Физминутка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: