Проверка работ в парах. (Слайд 6)
Распределительный диктант
Запятая ставится в СПП | Запятая не ставится в ССП | Тире ставится в ССП | ПП с однородными членами |
2 4 8 | 13 6 7 |
Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, распределите номера предложений по группам.
- 1.Зведы уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу дома.
- 2. Иван Петрович ушёл, а я остался.
- 3.Это кто такие и что им нужно?
- 4. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
- 5.Человек рождается и оставляет о себе память.
- 6.Кажется солнце померкло и звуки растворились.
- 7.К утру подморозило и выпал первый снег.
- 8.Нависла туча и брызнул холодный дождь
. 9. Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
(Самопроверка работ) Слайд 7
7. (слайд 8, 9, 10) Тест «Проверь себя! » Готовимся к ГИА.
А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили данный материал и готовы сдавать ГИА. Предлагаю решить тест.
Задание 12 ОГЭ № 3784
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все 7 запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Увидев Бабушкина,(1) все сурово умолкли,(2) и,(3) когда он кивком головы,(4) улыбаясь, (5) поздоровался с нами, (6) никто даже не взглянул на него.
Ответ:_2_
Задание 12 ОГЭ № 3789
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Стиснув до побеления губы,(1) зыркая исподлобья,(2) Жека пытался отнять портреты,(3) а их перебрасывали с парты на парту,(4) передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка,(5) отними!»...
Ответ: _3_
Задание 15 ЕГЭ № 592
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.
2) По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.
3) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
4) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
5) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
Ответ: _2 и 4___
Самопроверка по слайду 11
Рефлексия (слайд 12)
Выполните рефлексию своей деятельности:
1.Я знаю, что такое сложное предложение.
2.Я знаю, как определить тип сложного предложения.
3.Я могу расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях.
4.Я умею доказывать, что то или иное предложение относится к данному виду, готов (а) выполнить задание 12 ОГЭ и 15 ЕГЭ без ошибок.
Подведение итогов урока
- Какие задачи стояли перед нами сегодня на уроке?
- Смогли ли мы реализовать их?
- Что показалось особенно важным?
Оценки сегодня получили:______________________________________________________________
10. Слайд 13. Домашнее задание: задание даётся дифференцированное:
1 уровень: стр. 45, упр. 71.
2 уровень: выписать из комедии «Горе от ума» 10 сложносочинённых предложений, объяснить постановку знаков препинания, выполнить синтаксический разбор предложений.
3уровень: 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Веры Арсеньевны Белошпаковой: «Именно союзы в сложносочиненных предложениях определяют характер отношений между явлениями, о которых говорится в частях этого сложного предложения». Слайд 13.
Благодарю всех за плодотворную работу на уроке! Я уверена, что у нас всё получится. Мы на отлично сдадим ОГЭ!
- 1.Зведы уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу дома.
- 2. Иван Петрович ушёл, а я остался.
- 3.Это кто такие и что им нужно?
- 4. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
- 5.Человек рождается и оставляет о себе память.
- 6.Кажется солнце померкло и звуки растворились.
- 7.К утру подморозило и выпал первый снег.
- 8.Нависла туча и брызнул холодный дождь
. 9. Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
- 1.Зведы уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу дома.
- 2. Иван Петрович ушёл, а я остался.
- 3.Это кто такие и что им нужно?
- 4. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
- 5.Человек рождается и оставляет о себе память.
- 6.Кажется солнце померкло и звуки растворились.
- 7.К утру подморозило и выпал первый снег.
- 8.Нависла туча и брызнул холодный дождь
. 9. Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
- 1.Зведы уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу дома.
- 2. Иван Петрович ушёл, а я остался.
- 3.Это кто такие и что им нужно?
- 4. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
- 5.Человек рождается и оставляет о себе память.
- 6.Кажется солнце померкло и звуки растворились.
- 7.К утру подморозило и выпал первый снег.
- 8.Нависла туча и брызнул холодный дождь
. 9. Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
- 1.Зведы уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу дома.
- 2. Иван Петрович ушёл, а я остался.
- 3.Это кто такие и что им нужно?
- 4. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
- 5.Человек рождается и оставляет о себе память.
- 6.Кажется солнце померкло и звуки растворились.
- 7.К утру подморозило и выпал первый снег.
- 8.Нависла туча и брызнул холодный дождь
. 9. Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
- 1.Зведы уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу дома.
- 2. Иван Петрович ушёл, а я остался.
- 3.Это кто такие и что им нужно?
- 4. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
- 5.Человек рождается и оставляет о себе память.
- 6.Кажется солнце померкло и звуки растворились.
- 7.К утру подморозило и выпал первый снег.
- 8.Нависла туча и брызнул холодный дождь
. 9. Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
- 1.Зведы уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу дома.
- 2. Иван Петрович ушёл, а я остался.
- 3.Это кто такие и что им нужно?
- 4. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
- 5.Человек рождается и оставляет о себе память.
- 6.Кажется солнце померкло и звуки растворились.
- 7.К утру подморозило и выпал первый снег.
- 8.Нависла туча и брызнул холодный дождь
. 9. Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
- 1.Зведы уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу дома.
- 2. Иван Петрович ушёл, а я остался.
- 3.Это кто такие и что им нужно?
- 4. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
- 5.Человек рождается и оставляет о себе память.
- 6.Кажется солнце померкло и звуки растворились.
- 7.К утру подморозило и выпал первый снег.
- 8.Нависла туча и брызнул холодный дождь
. 9. Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
- 1.Зведы уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу дома.
- 2. Иван Петрович ушёл, а я остался.
- 3.Это кто такие и что им нужно?
- 4. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
- 5.Человек рождается и оставляет о себе память.
- 6.Кажется солнце померкло и звуки растворились.
- 7.К утру подморозило и выпал первый снег.
- 8.Нависла туча и брызнул холодный дождь
. 9. Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
- 1.Зведы уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу дома.
- 2. Иван Петрович ушёл, а я остался.
- 3.Это кто такие и что им нужно?
- 4. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
- 5.Человек рождается и оставляет о себе память.
- 6.Кажется солнце померкло и звуки растворились.
- 7.К утру подморозило и выпал первый снег.
- 8.Нависла туча и брызнул холодный дождь
. 9. Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
- 1.Зведы уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу дома.
- 2. Иван Петрович ушёл, а я остался.
- 3.Это кто такие и что им нужно?
- 4. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
- 5.Человек рождается и оставляет о себе память.
- 6.Кажется солнце померкло и звуки растворились.
- 7.К утру подморозило и выпал первый снег.
- 8.Нависла туча и брызнул холодный дождь
. 9. Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
- 1.Зведы уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу дома.
- 2. Иван Петрович ушёл, а я остался.
- 3.Это кто такие и что им нужно?
- 4. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
- 5.Человек рождается и оставляет о себе память.
- 6.Кажется солнце померкло и звуки растворились.
- 7.К утру подморозило и выпал первый снег.
- 8.Нависла туча и брызнул холодный дождь
. 9. Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
- 1.Зведы уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу дома.
- 2. Иван Петрович ушёл, а я остался.
- 3.Это кто такие и что им нужно?
- 4. Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
- 5.Человек рождается и оставляет о себе память.
- 6.Кажется солнце померкло и звуки растворились.
- 7.К утру подморозило и выпал первый снег.
- 8.Нависла туча и брызнул холодный дождь
. 9. Зал на секунду замер – и тут же раздались дикие овации.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Веры Арсеньевны Белошпаковой: «Именно союзы в сложносочиненных предложениях определяют характер отношений между явлениями, о которых говорится в частях этого сложного предложения».
На первой парте в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькаяя слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.
Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А её не пересаживали.
Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
С этого и началось... Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
— Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.
— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна, — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю. Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом — на Асино.
— Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся школа...» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
— А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.
— Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна. Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.
— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей.
— Если хочешь, пойдём в школу вместе. Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст. — Да, — тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша. И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступали дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно. Рядом с ним она чувствовала себя сильной и смелой. Это был надёжный человек — её товарищ по парте, ученик первого класса Андрей Рудаков.
(Е Пермяк "Надежный человек")
Домашнее задание:
1 уровень: упр. 71, стр. 45.
2 уровень: выпишите из комедии «Горе от ума» 10 сложносочинённых предложений, объяснить постановку знаков препинания.
3уровень: 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Веры Арсеньевны Белошпаковой: «Именно союзы в сложносочиненных предложениях определяют характер отношений между явлениями, о которых говорится в частях этого сложного предложения».
Домашнее задание:
1 уровень: упр. 71, стр. 45.
2 уровень: выпишите из комедии «Горе от ума» 10 сложносочинённых предложений, объяснить постановку знаков препинания.
3уровень: 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Веры Арсеньевны Белошпаковой: «Именно союзы в сложносочиненных предложениях определяют характер отношений между явлениями, о которых говорится в частях этого сложного предложения».
Домашнее задание:
1 уровень: упр. 71, стр. 45.
2 уровень: выпишите из комедии «Горе от ума» 10 сложносочинённых предложений, объяснить постановку знаков препинания.
3уровень: 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Веры Арсеньевны Белошпаковой: «Именно союзы в сложносочиненных предложениях определяют характер отношений между явлениями, о которых говорится в частях этого сложного предложения».
Домашнее задание:
1 уровень: упр. 71, стр. 45.
2 уровень: выпишите из комедии «Горе от ума» 10 сложносочинённых предложений, объяснить постановку знаков препинания.
3уровень: 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Веры Арсеньевны Белошпаковой: «Именно союзы в сложносочиненных предложениях определяют характер отношений между явлениями, о которых говорится в частях этого сложного предложения».
К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.
Свобода, равенство и братство.