Полетность и шумостойкость голоса




Тренировка голоса

Сила голоса

орфоэпический голос тембр тренировка

Упражнение 1. «Театральный смех»

Это упражнение выполнял в своё время Фёдор Шаляпин. Встаньте прямо. На выдохе театрально посмейтесь три раза: «ХА-ХА-ХА». Старайтесь, чтобы звук шёл глубоко из груди непрерывно и естественно, а также максимально ярко и уверенно. Выполните упражнение 4 раза.

Упражнение 2. Перед вами предложение, состоящее из слогов. Его следует произносить с распевной интонацией. То есть повышайте тон звучания своего голоса каждый раз при переходе к следующему слогу. Также не забудьте спуститься вниз:

 

МА - МО - МУ - МЭ - МЫ- МИ

ДА - ДО - ДУ - ДЭ - ДЫ- ДИ

БА - БО - БУ - БЭ - БЫ- БИ

 

Упражнение 3. «Вьюга»

Изобразите зимнюю метель, которая воет в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» вам нужно тихо произнести «У-у-у-у». А по сигналу «Сильная вьюга» говорите уже громко: «У-у-у-у». Услышав «Метель кончается», произнесите тише и смолкайте по сигналу «Вьюга кончилась».

Упражнение 4. «Лесенка»

Усиливайте голос по мере увеличения шрифта:

2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Упражнение 5. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

 

Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? -

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

Скажи погромче слово «гром» -

Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,

Шорох шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся:

Ши, ши, ши!

Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание:

Шо, шо, шо!

С вами я шушукаться не хочу!

Я спою над речкой и спляшу,

Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!

Камышинки шепчутся:

Ша, ша, ша…

Словно просят шепотом:

Не пляши!..

До чего пугливые камыши!

Гром грохочет - бух! Трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге - ах! -

Затыкает уши.

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!

Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом) -

И снег идет (тирлим-бом-бом),

Хоть нам совсем, совсем не по дороге!

Но только вот (тирлим-бом-бом)

Скажите, от - (тирлим-бом-бом),

Скажите, от - чего так зябнут ноги?

 

Высота голоса

 

Упражнение 1. Произносите слоги сначала повышая, а потом понижая тон. Ни в коем случае не форсируй те звук, он должен быть плавным.

 

Упражнение 2. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем «спускайтесь» вниз.

 


 

Упражнение 3. Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу: «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»

Упражнение 4. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:

 

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь, ниже!

А дно морское ближе, ближе!

И вот уж в царстве я подводном!

Хоть погрузился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.

 

Упражнение 5. Представьте, что вы сидите в самолёте, который стремительно подымается вверх. Повышайте по мере чтения стихотворения голос, но не кричите, пусть голос будет звонче, легче и мелодичнее:

 

Белокрылый мощный Ту

Набирает высоту:

Он летит всё выше, выше…

Превратились в точку крыши…

Вот уже он выше туч…

А теперь меж облаками…

Вдруг ударил солнца луч!

Голубой простор под нами.

Выше, выше мчится «Ту»,

Покоряя высоту.

 

Тембр голоса

 

Упражнение 1. Прочитайте стихотворение «Неожиданный улов», меняя тембр голоса в зависимости от того, чьим голосом вы будете произносить текст:

 

Неожиданный улов

Сын сказал отцу: - Отец,

Что же это наконец?

Шесть часов мы удим, удим,

Не поймали ничего.

Лучше так сидеть не будем

Неизвестно для чего.

Замолчишь ты наконец! -

Крикнул с яростью отец.

От вскочил, взглянул на небо…

Сердце так и ухнуло!

И мгновенно что-то с неба

В воду с криком бухнуло.

Сын, при помощи отца,

Тащит на берег пловца,

А за ним на берег рыбы

Так и лезут без конца!

Сын доволен. Рад отец.

Вот и повести конец.

 

Упражнение 2. Пощёлкайте языком, изображая звонкие цоканья копыт. Делайте так 10 - 15 секунд и следите за изменениями окраски щёлкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта.

Упражнение 3. Поговорите шёпотом любые фразы, но в 1-ом случае «тёплым шёпотом» (как похвала) - задействован наибольший объём резонаторов, во 2 - ом - «холодным шёпотом» (как нарекание) - объём резонаторов сокращается.

Упражнение 4. Прочитайте фрагмент из стихотворения К. Чуковского «Телефон», меняя тембр голоса:

 

 


 

Упражнение 5. «СИРЕНА»

В этот раз представьте себе, что вы сирена. Сперва пробуем делать это головным звуком. Затем грудным (обычный разговорный голос). Напомню девушкам, что их грудной голос находится в самом низу диапазона.

 

Благозвучность

 

Упражнение 1. Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.

Упражнение 2. Объясните, почему нарушено благозвучие в следующих фразах:

Огонек был слишком тускл, мгла сгущалась.

Привлекает внимание мраморное здание.

Этот мост строился с привлечением средств вкладчиков.

Упражнение 3. Скороговорка, чтобы избавиться картавости:

 

Крута гора,

В горе - дыра,

В дыре - кротовая нора.

*****

На дворе - трава,

На траве - дрова.

Не руби дрова на траве двора!

*****

Обрадован баран -

У барана - барабан,

И баран в барабан барабанит,

Барабанит баран в барабан.


 

Упражнение 4. Зажмите нос двумя пальцами и произнесите звук «А» так, чтобы нижняя челюсть была опущена, а в носу не чувствовалось вибрации (избавит от гнусавости в голосе).

Упражнение 5.

Устранение картавости с помощью игры со звуками:

 

Ра-Ра-Ра - рама, радуга, гора.

Ры-ры-ры - рынок, рыба, комары.

Ро-ро-ро - роза, родина, ведро.

Ру-ру-ру-руки, ручки, кенгуру.

Ар-ар-ар - повар, сахар, санитар.

Ир-ир-ир - пассажир, зефир, кефир.

Эр-эр-эр - ветер, вечер, офицер.

Ор-ор-ор - помидор, топор, забор.

Ур-Ур-Ур - шнур, контур, абажур.

Ра-Ра-Ра - Рае нравится жара.

Ру-ру-ру - в роще бродит кенгуру.

Ры-ры-ры - Жора прыгает с горы.

Ро-ро-ро - быстро строится метро.

Ар-ар-ар - Роме нравится загар.

Ур-Ур-Ур - у розетки черный шнур.

Ир-Ир-Ир - в кружке с сахаром кефир.

Ор-ор-ор - красит Верочка забор.

Эр-эр-эр - марширует офицер.

 

Полетность и шумостойкость голоса

 

Упражнение 1. Это упражнение надо выполнять вдвоем.

Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров), говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.

Упражнение 2. Тренируйте полетность голоса, стремясь «отдать» звук, «послать» его вдаль, сохраняя не звучность (громкость), а силу голоса, энергию выдоха. Встаньте перед аудиторией и произнесите стихотворение шепотом, обеспечивая за счет полетности голоса хорошую слышимость во всех местах аудитории. Не забывайте о четкости артикуляции. Тяните гласные звуки на одной высоте, следя за дыханием. Попробуйте изменять тон голоса: повышать, понижать.

 

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь?»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

 

Упражнение 3. Чтобы голос был слышим на значительном расстоянии, во всех концах зала, надо уметь на негромком звучании посылать звук вдаль. Для тренировки лучше брать стихотворение с короткими строчками. Первые две строки произносите на средней громкости, вторые две - тише, но на той же высоте звука, как и в первых двух строках, следующие две строки - снова на средней громкости и т.д. Текст произносите не с выразительной интонацией, а с одинаковой протяжной восклицательной мелодией. Ударные гласные протягиваются не во всех словах, а только в тех, над которыми поставлены надстрочные значки ударения. В предлагаемом примере мы изобразим таким способом первые две строчки:

 

Поезжааай! за моряяя! океаааны!

И над всeеею! землёёёй! пролетиии!.

Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти

 

Упражнение 4. Сделайте 5-10 полных вдохов и выдохов и переходите к упражнению на развитие высоты голоса. Цель его - научиться изменять высоту голоса в пределах своего звукового диапазона. В качестве упражнения возьмем отрывок из «Илиады» Гомера и будем тренироваться на первых 4-8 строках, пока не усвоен весь курс. Сначала найдите один из звуков пониже среднего уровня и читайте первую строку, далее с каждой новой строкой повышайте понемногу голос; затем проделайте обратный ход - с каждой строкой понижайте голос, но не перегружайте его непосильными крайне низкими звуками. Не смешивайте повышение звука с усилением, а понижение с затиханием, держите всегда одну и ту же громкость.

 

Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный который ахеянам тысячи бедствий соделал:

Многие души могучие славных героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), -

С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою

Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору?

 

Упражнение 5. Прочтите отрывок из стихотворения С. Маршака «Книжка про книжки». Распределите звуковое нарастание в соответствии с нарастанием по смыслу. Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам, не стремитесь непременно «забраться» на самые верха; как только появится напряжение, отступите по тону назад и затем снова продолжайте равномерное повышение. Зато понижение пусть будет активным, тремя резкими ступенями:


 

У Скворцова / Гришки / Жили-были / Книжки -

Грязные, / Лохматые, / Рваные, / Горбатые,

Без конца / И без начала, / Переплеты / Как мочала,

На листах / Каракули. / Книжки / Горько / Плакали.

 

Адаптивность

 

Упражнение 1: «Волшебный сон»

Один участник рассказывает в течение 1-2 минут удивительный сон. Рассказ должен быть исполнен в художественной форме. Слушающие задают ему вопросы, стараясь сбить с толку или уличить в отсутствии логики.

Упражнение 2: «Критики»

Выступающий рассказывает о каком-то поступке. Остальные указывают на негативные явления поступка, стараясь «испортить» настроение говорящему. Задача говорящего - в течение 2-3 минут противостоять напору «критиков», защищая свою позицию. Не следует «отмахиваться» от критики, надо в ответ приводить контраргументы.

Упражнение 3: Вы - известный бизнесмен, которого попросили провести беседу на тему: «Как добиться успеха в бизнесе». Выступать предлагается перед:

а) уставшими студентами в конце занятий;

б) сотрудниками фирмы, успехи которой в бизнесе оставляют желать лучшего.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: