Философия Нового Времени




Античная философия

  1. Философия появилась как наука о причинах и началах всего сущего. Таким образом, именно философия лежит в основе всех современных наук, объединяя их единой целью.
  2. Апории Зенона – первые сформулированные парадоксы, связанные с попытками осознать понятие бесконечности. Несмотря на то, что они легко опровержимы на практике, они сыграли важную роль в развитии математической логики.
  3. Сократ мыслил философию как путь к знанию, а зло - как результат незнания истины, однако найти твердую опору в человеческом сознании оказалось невозможным, и красивая идея оказалась в реальности неприменимой.
  4. Учение о припоминании Платона представляет познание как припоминание идей, которые душа человека наблюдала до своего воплощения. Эта теория интересна тем, что она объясняет, откуда взялись абстрактные образы, которые одинаково понимаются всеми людьми.
  5. Целью стоиков была свобода от власти внешнего мира, апатия. Их философская концепция учит сохранять самообладание и достоинство в любой ситуации, полностью подчиняться требованиям разума. Мне кажется, этот подход всегда будет актуален в тяжелые времена, когда человек не может найти опору во внешнем мире.

6. Целью же эпикурейцев было избегание страданий, счастье понималось как удовольствие. Высшим удовольствием, как и у стоиков, считалась невозмутимость, однако идеал эпикурейцев скорее эстетический, не лишенный доли самолюбования. На мой взгляд, такой просвещенный эгоизм близок всем людям, но тем не менее стать общечеловеческой философией не может и не должен.

 

Философия Средневековья и Возрождения

  1. В представлении Филона Александрийского греческая философия и библейская мудрость имеют общий источник – божественный разум. Он же отождествил античное понятие логоса как смысловой структуры мира с ветхозаветным пониманием логоса как откровения. Так был сделан важнейший шаг к победе христианского мировоззрения над языческим и к теоцентризму, свойственному средневековой философии.

2. Целью апологетов была защита христианского учения, ими был сформулирован принцип гармонии веры и знания, преобладания откровения над человеческим разумом. Подчинение всех наук теологии, принятие веры как критерия знания затормозило их развитие, хотя в рамках принципа теоцентризма и персонализма были изучены важнейшие философские понятия.

  1. В труде “О Граде Божьем” Августин Аврелий впервые рассматривает историю человечества как единый закономерный процесс, развивает идеи линейного исторического времени и морального прогресса, подчеркивает превосходство духовной власти над светской. По Августину, есть два человеческих сообщества – живущих по человеческим стандартам и согласно божественной воле. Тайна предопределения в том, что человек не знает, к какому из сообществ он принадлежит. Мне не нравится теория предопределения, я считаю, что каждый человек может и должен влиять на свою судьбу.
  2. Фома Аквинский разделил сферы теологии и науки, однако свел роль науки к интерпретации догматов откровения. Мне близка мысль, что познание есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум, постигающий истины, постигает и абсолютную истину, то есть Бога.
  3. Мартин Лютер писал: “Человек спасает душу не через Церковь, а через веру”, тем самым опровергая мнение об исключительном положении священников в отношениях с Богом. Я полностью согласна, что между человеком и Богом посредников быть не должно, и благодать всецело определяется верой самого человека.
  4. Философия Возрождения провозгласила независимость истин науки от истин религии. Ее главной характеристикой является пантеизм. Джордано Бруно считал, что природа есть “бог в вещах”. Эти идеи возвысили роль науки, сильно сблизив ее с теологией.
  5. В период Возрождения сформировалась социальная философия. Николо Макиавелли писал о необходимости сильной государственной власти, для укрепления которой допустимы все средства. Циничные и отрицающие нормы морали идеи Макиавелли, тем не менее, являются очень практичными и действенными. Например, именно он затронул вопрос о значении личности правителя, и именно он сказал, что наименьшее зло следует считать благом.

 

Философия Нового Времени

  1. С развитием наук роль философии сводится к обобщению выводов естествознания. Философия Нового времени исследует процесс познания, пытается понять природу истины. В эпоху научной революции именно эти вопросы выходят на первый план и, таким образом, философия приобретает сугубо практическую направленность.
  2. Согласно идеям эмпиризма, главные инструменты научного исследования – орудия, совершенствующие мысль и способность восприятия. Путь познания по Фрэнсису Бэкону – умственный анализ результатов эксперимента, при этом причина явления ищется только среди наблюдаемых свойств, что говорит об его убеждении в доступности чувствам всех свойств природы. Но дальнейшее развитие науки показало, что такое безграничное доверие к данным органов чувств является ошибочным, и существуют явления, причины которых таким способом определить невозможно.
  3. Рационализм полагает разум главенствующим над чувственным восприятием. Чувства субъективны, они могут обмануть, поэтому не могут служить основанием положений науки. Тогда встает вопрос о достоверности научного знания. По Декарту, несомненным остается лишь факт сомнения, то есть мышления. Идеальной наукой Декарт считает математику, истины которой полны, вечны и неизменны. Однако далеко не все науки возможно выстроить по образцу математики.
  4. Бенедикт Спиноза полагал, что вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий. Только сама природа в целом есть причина самой себя, она и сущность, и существование. Мне близка идея о том, что условием свободы человека является познание, а этический идеал – свободный человек, чьи действия определяются стремлением к познанию природы, то есть Бога.
  5. Концепция сенсуализма заключается в том, что чувства признаются единственным источником и критерием знания. Джон Локк выделял два метода получения знания - ощущения и рефлексию. При этом, учитывая вероятностный характер чувственного восприятия, он считал, что задача науки - знать лишь то, что необходимо для успешного поведения, что не кажется мне хорошим критерием.
  6. Клод Адриан Гельвеций отделял мораль от религии и рассматривал в качестве главной движущей силы общественного развития страсти человека, который таким образом может получить выгоду для себя, делая полезное для других. В принципе, он абсолютно прав, хотя и не учитывает, что зачастую большую выгоду можно получить не делая для других полезное, а причиняя им вред.
  7. Вольтер боролся с религиозной нетерпимостью, суевериями и предрассудками, считая, тем не менее, что “если бы Бога не было, его стоило бы выдумать”. Я согласна с этим, так как религия всегда поддерживала людей, давая им опору и надежду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: