Содержание
Введение
1. Категории эстетических отношений
1.1 Прекрасное и безобразное
1.2 Возвышенное и низменное
1.3 Трагическое и комическое
1.4 Ужасное
Заключение
Библиографический список
Введение
Тема контрольной работы "Категории эстетических отношений".
Термин "эстетика" употребляется в современной научной литературе и в обыденной практике и в ином смысле - для обозначения эстетической составляющей Культуры и ее эстетических компонентов. К основным категориям эстетики относят: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игру и т.д.
Сами эстетические категории, будучи важным инструментом познания и практического освоения действительности, есть следствие длительного исторического процесса эстетического взаимодействия человека с миром, его очеловечивания, создания мира "второй природы", т.е. культуры. Эстетические категории - узловые понятия в истории освоения человеком действительности по "законам красоты". В них запечатлены основные типы эстетического отношения человека к окружающему миру, обобщены существенные эстетические свойства предметного мира.
Целью контрольной работы является изучение категорий эстетических отношений.
Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих задач:
. Рассмотреть такие эстетические категории как прекрасное и безобразное.
2. Охарактеризовать возвышенное и низменное.
. Раскрыть понятие категорий трагическое и комическое.
. Рассмотреть эстетическую категорию ужасное.
Объектом контрольной работы является эстетика.
Предметом - категории эстетики.
эстетическая категория трагическое комическое
Теоретической базой для написания контрольной работы послужили учебные материалы отечественных авторов в области эстетики, таких как Бычков В.В., Бореев Ю.Б. и др.
Категории эстетических отношений
Прекрасное и безобразное
Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью. В истории культуры были выработаны различные характеристики прекрасного. Прекрасное определялось как гармония, симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, внутренне присущая предметам мира, а также мера в звуковых и цвето-световых отношениях, характеризующая внешний облик явлений и т.д. Эти конкретно-чувственные проявления прекрасного можно было бы продолжать до бесконечности, так как они относятся к эмпирическим объектам. Основной же вопрос, волновавший мыслителей всех времен и народов, это - какова природа прекрасного? И здесь можно вычленить ряд наиболее характерных подходов.
1. Прекрасное - объективное свойство самих вещей. Такой подход к прекрасному был сформулирован уже в раннегреческой натурфилософии, где прекрасное трактовалось как вселенская гармония, красота мироздания, Космос. Такая трактовка прекрасного в той или иной форме воспроизводится в домарксистской материалистической эстетике, в эстетике французского Просвещения. Для них прекрасное - естественное свойство самой природы, такое как вес, цвет, объем и т.д.
2. Действительность эстетически нейтральна, источник прекрасного таится в душе индивида. Красота: - результат определенного восприятия субъектом явлений действительности, "суждений вкуса", "проецирования духовного богатства на действительность" и т.д.
3. Прекрасное - есть результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, идеалами и представлениями о прекрасном в жизни. При этом подходе прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено объективно-эстетическое значение явлений, но которое осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей.
Третий подход является доминирующим в истории культуры. Основоположниками такого подхода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон, Аристотель. Они, рассматривали красоту не как чисто природное свойство вещей, а как свойство особого рода, как результат эстетически-духовного отношения человека к миру. Характеристика прекрасного, данная Н.Г. Чернышевским: "прекрасное есть жизнь, соответствующая нашим понятиям о том, какой она должна быть", является наиболее точным выражением этого подхода. Марксистская эстетика внесла в этот подход социально-исторический аспект. Связав субъективные оценки человека с конкретно-историческими, социальными условиями бытия людей, с предметно-практической деятельностью человека по преобразованию действительности, марксистская эстетика рассматривает прекрасное объективное свойство мира, определяющее значимость его предметов для человечества как сферу освоенности мира человеком и потому и сферу свободы. С позиций этого подхода предметы, явления, можно считать прекрасными, когда они выступают как общественно-человеческие ценности, воплощающие утверждение человечества в мире и характеризующие его свободу.
С гносеологической точки зрения прекрасное - это мысленный образ реального предмета. Вместе с тем, прекрасное предполагает определенную идеализацию отражаемого предмета и доведение его гармоничности и совершенства до определенного завершения. В этом плане прекрасное есть построенная воображением мысленная модель предмета, гармоничные черты которого доведены мыслью до предела, высказаны до конца.
Безобразное - антипод, противоположность прекрасного. Эта категория обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности и отображает невозможность или отсутствие совершенства. Безобразное имеет с прекрасным диалектическую связь. Эта связь проявляется в нескольких аспектах:
. безобразное в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование или желание возрождения этого идеала;
2. прекрасное и безобразное - это периоды развития одного и того же явления, процесса. Явно это прослеживается в природе. Слова шекспировского Гамлета о том, что даже такое божество как Солнце, плодит червей, лаская лучами падаль. Шекспир считал такое превращение свойством природы и общества;
. прекрасное и безобразное относительны. Еще Гераклит мудро заметил: "Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом…Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте и по всему остальному".
Различают внешнее проявление безобразного-гниение, болезнь, распад - и внутреннее. Относительно человека - это моральное разложение, моральная деградация.
Итак, если мы узнаем воплощенные в жизни наши идеальные представления о действительности или то, что способствует ее совершенствованию, то воспринимаем эти явления как прекрасные; если встречаемся с разложением жизни, с дисгармонией, распадом внешним или внутренним, мы оцениваем это как безобразное.
Поэтому прекрасное - высшая положительная эстетическая ценность, а безобразное - негативная эстетическая ценность.
Возвышенное и низменное
Как самостоятельная категория "возвышенное" выделилась позднее, чем другие категории эстетики, однако художественная практика уже в античности выделяла и возвышенные человеческие страсти, и возвышенные природные и социальные явления.
Возвышенное - категория эстетики, которая отображает совокупность природных. Социальных и художественных явлений, которые исключительны по своим качественно-количественным характеристикам, благодаря чему выступают как источник глубокого эстетического переживания.
Для прояснения специфики возвышенного целесообразно сравнить эту эстетическую категорию с прекрасным:
. если прекрасное всегда несет в себе человеческую меру, то возвышенное - это превышение меры, т.е. возвышенное - то, что поражает человеческое воображение силой или масштабом своего проявления;
2. прекрасное, это как правило, освоенная человеком область общественной жизни, т.е. область человеческой свободы. Возвышенное - всегда что-то непознанное. Это может быть область свободы в перспективе, но область несвободы в настоящем.
Возвышенное колоссально, могуче и превосходит возможности современного человечества. Сталкиваясь с этими грозными силами, противостоя им, постепенно подчиняя их себе, человек тем самым роднится с вечностью, обретает свое истинное, земное бессмертие, опирающееся на деяния, на творчество.
Возвышенное связано не только с сильными положительными эмоциями (восторг, восхищение), но подобные явления способны вызывать чувства трепета, священного ужаса и т.д.
Возвышенное имеет специфическое проявление: в природе нами воспринимается как возвышенное простор неба, величие океана, гряды гор, мощь водопадов, природные стихии - буря, полярное сияние и т.д. В индивидуальной и общественной жизни как возвышенное мы оцениваем поступки, действия, отношения, которые поражают нас величием души, силой чувств, благородством поведения. Поэтому возвышенное в общественном бытии тесно соприкасается с положительными этическими ценностями.
Все эти явления, художественно осмысленные, составляют область возвышенного в искусстве. Есть специальные жанры для создания подобного эффекта: эпопея, гимн, ода, а также художественная система, идеал которых построен на представлении о возвышенном, например, классицизм.
Низменное - категория эстетики, она отражает предельно негативные явления действительности и особенности общественной и индивидуальной жизни, которые вызывают у человека соответствующую эстетическую реакцию (презрение, отвращение).
Низменными воспринимаются явления, которые в себе таят угрозу для жизни человека, его достоинства, самоуважения, которые мешают процессу самореализации личности. В силу этого низменное связано с проявлением бездуховности, аморального поведения.
По своим особенностям низменное противоположно возвышенному, имеет общие качества, с одной стороны, с безобразным, а с другой - с трагическим и комическим.
Низменное - крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; сфера несвободы. Это еще не освоенные явления, не подчиненные людям и представляющие для них грозную опасность. Человечество не владеет собственными общественными отношениями. Это таит в себе источник бедствий и воспринимается как низменное (милитаризм, тоталитаризм, фашизм, атомная война).