Трагическое и комическое




 

Трагическое выражает, прежде всего, диалектику свободы и необходимости. И действительно, природа человека определяется законом свободы. Но реализуется эта природа по законам свободы в конкретных исторических условиях, объективные рамки которых не позволяют раскрыть природу человека, осуществить ее во всей полноте. Очевидно, что то или иное состояние общества и есть то или иное состояние субъекта, человека. Очевидно и то, что противоречие свободы и необходимости разрешается в деятельности человека. В этой противоречивости протекает деятельность субъекта, человека. И потому каждый субъект живет в этом противоречии, каждый живет разрешением этого противоречия.

Следовательно, трагическое объективно присуще человеческому обществу. В том смысле, что преодоление настоящего состояния мира и устремление к будущему, к свободе есть постоянный фактор и человеческой действительности, и человеческой деятельности. Полной свободы, т.е. полного осуществления своей природы человек достигает только в пределе. Та свобода, которой он может располагать в конкретных исторических условиях, относительная свобода, неполная, потому что свобода и целевая причинность суть одно и то же. Здесь нет никаких ограничений в возможностях, но их реализация всегда сопровождается ограничениями. Трагическая ситуация, которая возникает в жизнедеятельности людей, потому обусловлена общим состоянием мира, его, человека, мира той исторической ступенью, на которой он стоит. И той борьбой, которая есть в этом мире. Силами, которые стремятся сохранить прошлое, уходящее в небытие, и теми силами, которые прозревают в будущее, борются за него. Не нужно думать, что социальная борьба протекает вне эстетических категорий. Как раз в ней-то и проявляют себя эстетические категории в полной мере. Да и социальная борьба в конечном итоге - это борьба тех, кого хотят столкнуть на "дно" общества, и тех, кто хочет обрести для себя подлинно человеческие условия жизни. Эстетические категории в социальной борьбе проявляют себя в полной мере потому, что социальная борьба - это столкновение страстей, столкновение характеров, это борьба за человека, за его истинность. Потому можно сказать, что основу трагического конфликта составляет процесс преодоления старого миропорядка и установление нового, борьба за переход в новое качественное состояние общества, которое было бы более человечным и было бы связано со становлением свободы человека. Эта постоянная борьба между тем, что должно быть, и тем, что есть, в философии определяется как противоречие между должным и сущим. Противоречие между тем, что должно быть, согласно законам природы человека, и тем, что есть, существует.

Комическое есть такая форма, такой тип эстетического, при котором явление предстает как объект особой эмоциональной критики.

Комическое принадлежит к числу основных эстетических категорий. Существуют различные трактовки его места в системе эстетических категорий. Иногда его понимают как категорию полярную трагическому или возвышенному, например, немецкий писатель и теоретик искусства Жан-Поль определил комическое как "оборотную сторону возвышенного". Но многие авторы считают его категорией эстетики имеющей такое же значение, как и все остальные. Сфера комического чрезвычайно многообразна, в нем выделяются различные стороны и оттенки от мягкого юмора до устрашающего гротеска. Комическое во всех своих модификациях обладает огромным воздействием, элементы комического входили как составные части в произведения художественного творчества от самых примитивных до наиболее развитых. Элементы комического включает даже поэмы Гомера.

В комическом противоречии присутствуют два противоположных начала: первое из них кажется положительным и привлекает к себе внимание, но на деле обивается отрицательным свойством.

Комическое, как и любое эстетическое явление, социально. Комическое связано с общей культурой общества и человека. Низкая культура всегда агрессивна. Такой человек не может терпеть иные взгляды, мысли, предпочтения. Напротив, человек, обладающий высокой культурой, способен анализировать поведение, отношение не только других людей, но и самого себя. Что свидетельствует о присутствии в нем чувства юмора, развитого, живого ума, яркой фантазии, воображения.

Общество, которое способно с юмором относиться к своим недостаткам, ощущает в себе силу к их преодолению и совершенству, т.е. расширяет границы собственной свободы.

Источником комического может быть не только подмена смысла и содержания, но и нарушения меры, создание иллюзии. Например, мечтать может и должен каждый человек, но когда он, кроме этого ничего не делает, то рождаются Маниловы (Гоголь. Мертвые души).

Главными средствами создания комического эффекта являются гротеск (фантастическое изображение) и гипербола (преувеличение).

Формы комического:

юмор - особая форма комического, отличающаяся мягким отношением к недостаткам жизненных явлений, поведению людей, способная вызывать лишь незлобливую улыбку и основывающаяся на использовании приемов остроумия и смысловой игры;

сатира - форма комического, сущность которой в том, что путем использования особых приемов и средств достигается уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности;

ирония - форма комического, представляет собой скрытую насмешку, взрывная сила которой замаскирована внешне серьезной формой. Она выявляет конфликт ничтожного содержания с внешне благопристойной, респектабельной формой;

сарказм - форма комического, язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку различных негативных явлений личной и общественной жизни. Сарказм близок к иронии, но это едкая, злая ирония.

Отрицательная оценка здесь выражена более определенно и четко, чем в иронии.

Трагическое и комическое связаны с прекрасным как с целью, где с одной стороны, утверждается человеческое достоинство и свобода, а с другой стороны, отрицается все, что мешает этому утверждению.

Ужасное

 

Ужасное - близкая трагическому, но в корне отличная от него категория. Если трагическое имеет разрешение в грядущем, то ужасное безысходно, безнадежно. Это гибель, не несущая в себе ничего просветляющего, не сулящая людям освобождения от несчастий, это бедствие, не контролируемое людьми, неподвластное им, господствующее над ними. Трагическое величественно, оно возвышает человека - он остается господином обстоятельств и, даже погибая, утверждает свою власть над миром. В ужасном, напротив, человек - раб обстоятельств, он не владеет (= не освоил) ни обстоятельствами, ни предметами его окружающими, он потерян в мире. Ужасное - эстетическая доминанта средневекового сознания, запуганного адовыми муками и грядущим страшным судом.

В кризисные эпохи рушится мировосприятие человека, новое же на смену ему приходит не сразу. В этот момент реальность часто воспринимается в свете ужасного. Крушение устоявшегося исторического порядка в глазах современников выглядит как глобальная катастрофа. Мироощущение, полное безнадежного ужаса и отчаяния, передает Брейгель в картине "Слепые": историческая судьба человечества предстает в образе слепцов, ведомых слепым поводырем к обрыву.

Герой картины испанского художника Хосе Риберы "Самоубийство Катона Утического" не похож на могучих титанов шекспировских трагедий. Гибель его не трагична, а ужасна: социальные аспекты жизни человека приглушены, во всем сквозит безысходность, и на полотне запечатлен биологический страх смерти жалкого существа, жившего без разумного назначения. Умирая, герой наполняет мир предсмертным криком отчаяния.

Проблема ужасного разрабатывалась Дидро. На этой разработке лежит печать предреволюционной эпохи. Философ как бы предугадывает грядущие социальные столкновения. В "Опыте о живописи" Дидро вменяет художнику в обязанность клеймить всеми почитаемый порок, ужасать тиранов; показывать брошенного на растерзание зверям человека, чтобы зритель увидел его на полотне растерзанным их клыками и услышал крики радости и ужаса вокруг его трупа.

Искусство Кафки утверждает, что состояние мира ужасно, человека окружают слепые, враждебные силы. "Обыкновенный" ужас определил поэтику новелл Кафки. Ныне безумие мира стало фактом и проникло в искусство. Трагическое в такой атмосфере становится иррациональным, преобразуется в ужасное.

Ужасное внушает не страх, а ужас. Различая эти аффекты, Бердяев писал: "Страх, всегда связанный с эмпирической опасностью, нужно отличать от ужаса, который связан не с эмпирической опасностью, а с трансцендентным, с тоской бытия и небытия. Кирхегардт отличает Angst от Furcht. Для него Angst есть первичный религиозный феномен. Тоска и ужас имеют родство. Но ужас гораздо острее, в ужасе есть что-то поражающее человека. Тоска мягче и тягучее. Очень сильное переживание ужаса может даже излечить от тоски. Когда же ужас переходит в тоску, то острая болезнь переходит в хроническую. Печаль душевна и связана с прошлым. Тургенев - художник печали по преимуществу. Достоевский - художник ужаса. Ужас связан с вечностью. Печаль лирична. Ужас драматичен".

Категория ужасного охватывает те обстоятельства, которыми человек свободно не владеет и которые несут ему катастрофические бедствия или гибель, неразрешимые даже на историческом уровне (отсюда пессимистическое мироощущение). Ужасное страдание и (или) гибель человека в обстоятельствах, которые не ведут его к бессмертию и при которых даже ценой жизни человек не может добиться расширения сферы свободы для человечества.


Заключение

 

Итак, можно сделать следующие выводы.

Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы. Она получила широкое развитие еще в античной эстетике. Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью.

Безобразное, как и прекрасное является одной из ключевых эстетических категорий. Эта категория обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности и отображает невозможность или отсутствие совершенства.

Возвышенное - категория эстетики, которая отображает совокупность природных. Социальных и художественных явлений, которые исключительны по своим качественно-количественным характеристикам, благодаря чему выступают как источник глубокого эстетического переживания.

Низменное - категория эстетики, она отражает предельно негативные явления действительности и особенности общественной и индивидуальной жизни, которые вызывают у человека соответствующую эстетическую реакцию (презрение, отвращение).

Трагическое раскрывает гибель или тяжкие страдания личности, невосполнимость для людей ее утраты; бессмертные общественно ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности и ее продолжение в жизни человечества; высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека; активность трагического характера по отношению к обстоятельствам; философски осмысленное состояние мира; исторически, временно не разрешимые противоречия; трагическое, воплощенное в искусстве, оказывает очищающее воздействие на людей.

Комическое связано со свободой человека и общества, освобождением их от различных недостатков, то есть это также - утверждение прекрасного, но через отрицание всего, что мешает совершенствованию жизни.

Ужасное - близкая трагическому, но в корне отличная от него категория. Если трагическое имеет разрешение в грядущем, то ужасное безысходно, безнадежно. Это гибель, не несущая в себе ничего просветляющего, не сулящая людям освобождения от несчастий, это бедствие, не контролируемое людьми, неподвластное им, господствующее над ними.

Безобразное, низменное, ужасное - негативные ценности, отрицательные эстетические свойства мира, запечатлеваемые искусством и отражающиеся в эстетике.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: