Риторическая классификация ораторов




Конструктивный(Разумный) оратор нацелен на речь. Его основная задача — показать решение проблемы. Поэтому он точно и определенно формулирует для себя тезис и стремится раскрыть его в речи, старается привести убедительную аргументацию, высказывает конкретные предложения.

Демагог(Предводитель) ориентирован на оратора. Его основная цель — предъявить себя. Его речи обычно малосодержательны, тезиса нет совсем или он очень неконкретный. Он говорит общеизвестные истины, его предложения сводятся к расплывчатым лозунгам

Популист ориентируется на аудиторию. Его задача — завоевать симпатии слушателей любой ценой, поэтому он говорит то, что хочет услышать от него именно эта аудитория в этот момент. В то время как конструктивный оратор борется за привлечение сторонников к тому или иному мнению, и поэтому старается усилить аргументацию, популист нацелен на привлечение сторонников к определенной личности (чаще всего своей), какими бы ни были ее взгляды.

Классификация по типу нервной деятельности

Эмоциональный тип

Впечатлительные натуры вкладывают в свою речь не только свои мысли, но и чувства. Оратором такого типа нужно родиться. Выступающий, который не способен искренно воодушевлять людей, но в тоже время пытающийся это сделать – обманывает аудиторию. Он начинает то и дело кричать, махать руками, чем забавляет слушателей.

 

Рациональный тип

аудиторию можно разделить, опираясь на следующие критерии:

 

§ по профессиональным особенностям: представители точных наук и гуманитарии;

§ по настрою (негативно настроенная, индифферентная, позитивно настроенная);

§ по половому признаку: мужская и женская (как правило, мужская лучше воспринимает логические аргументы, женская – эмоциональные);

§ по возрасту: дети, молодежь, среднего возраста, старшего возраста;

по национальности.

привлечения внимания аудитории (особенно в ситуации длительного публичного выступления) можно выделить следующие.

1. Неожиданное прерывание мысли. Как считал П. С. Пороховщиков, "внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, — и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее". Кстати, подобный "перерыв" может быть использован и для того, чтобы возвратиться к тому месту в речи, которое случайно было пропущено увлекшимся оратором ("Да, чуть было не забыл...").

2. Голосовые приемы. Для того чтобы активизировать внимание аудитории или сосредоточить его положении выступления, достаточно бывает усилить громкость речи или повысить тон голоса. При этом, конечно, следует соблюдать меру. Иногда может использоваться обратный прием: понижение громкости вплоть до шепота, а также понижение тона голоса. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно ее замедлением. Во всех этих случаях привлечению непроизвольного внимания способствует внешнее звуковое раздражение. Однако этика публичного выступления предполагает, что все, что было сказано тихо, необходимо после достигнутого эффекта привлечения внимания повторить с обычной громкостью.

3. Пауза. Рассчитанная и умело выдержанная пауза не только в начале выступления, но и в середине речи может также оказать "гипнотизирующее" воздействие, сосредоточивая внимание аудитории на нужном месте речи. Нередко пауза действует даже сильнее, чем усиление громкости или повышение тона речи, будучи разновидностью прекращения раздражения.

В определенных случаях рекомендуется выдержать паузу, сосредоточив взгляд на тех, кто мешает публичному выступлению. Однако этот прием можно использовать один-два раза: при частом повторении он теряет свою действенность. Можно также ввести удлиненную паузу, срочно создав в речи кульминационный момент. И этим приемом нужно пользоваться в разумных пределах, потому что слишком часто вводимые паузы будут лишь раздражать аудиторию.

4. Жест и движение. Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание аудитории, особенно в сочетании с другими приемами. Поднятая в нужный момент рука, сжатый кулак и другие жесты, как правило, приковывают взгляды слушателей и помогают овладеть их вниманием.

5. Наглядные средства (иллюстрации, диаграммы, географические карты, реальные вещи и пр.) не только обладают информативной значимостью, но и помогают переключить или восстановить внимание аудитории, так как смена слухового восприятия на зрительное обязательно возбуждает непроизвольное внимание. Хороший эффект даст чтение выдержки из какого-либо документа, который оратор вынимает из кармана или разворачивает на глазах у публики. Современные электронные презентации позволяют объединить разные средства наглядности, однако нужно следить за тем, чтобы презентация не становилась главным средством привлечения внимания и не оттесняла оратора на задний план.

6. Юмор в публичной речи — это одно из наиболее эффективных средств разрядки (подробнее о юморе см. п. 8.4). Вот как пользуется этим приемом профессор из "Скучной истории" А. П. Чехова: "Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок... один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать".

8) Информирующая речь

нформирующая речь – один из видов устных выступлений, ее коммуникативная цель – дать новые сведения о том или ином объекте, пробудить интерес к предмету речи.

К особенностям информирующей речи можно отнести: удовле­творение потребности слушателей в получении полной и новой ин­формации; пробуждение их любознательности.

Речь любого говорящего содержит и передает информа­цию. Эта информация может быть разной: объектив­ная научная информация – логическая, информация о чувствах – эмоциональная и др. Один из жанров информирующей речи – информационный выпуск. Его цель – передать объективную и краткую ин­формацию о политических событиях, событиях культурной и спортивной жизни и т.д. Посмотрите, как строятся такие информационные выпус­ки: они содержат комментарий диктора, высказывания официальных лиц, высказывания других средств массовой информации (в том числе зарубежных агентств), включения с места событий в режиме online. Такая структура придает информации официальность и достоверность, позволяет воздействовать на чувства слушателя или зрителя.

Текст информирующей речи пишется заранее, диктор же только озвучивает его: материал официальный и никакие ого­ворки «от себя» не должны изменить его содержания.

Основные законы (правила) информирующей речи: сделать речь понятной и интересной для слушателей, а информацию как можно более эффективной (полной, структурированной - расчленённой в смысловом отношении, систематизированной); учитывать интеллектуальную готовность аудитории к восприятию информации.

4. Строение речи: введение, основная часть, заключение

орошо структурированные периоды. Объяснение терминологической лексики. Терминов - минимум. Основа - нейтральная лексика. Использование (умеренное) экспрессивно-эмоциональной лексики, цитат, афоризмов. Ведущими коммуникативными качествами речи являются точность, логичность, правильность

9) Аргументирующая речь

. Если цель речи - убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, то речь убеждающая.

Если цель речи – склонить слушающих к совершению какое-либо действия, то речь агитирующая.

2. Задача речи – добиться доверия аудитории.

3. Основные законы аргументирующей речи: необходимость точного выбора вида речи, точной формулировки проблемы речи, четкого формулирования тезиса; учет аудитории, её всесторонняя оценка и соответственно этому - выбор стратегии доказывания (по дедуктивному или индуктивному методу); сочетание рациональных и эмоциональных приемов убеждения.

4. Строение речи: введение, основная часть, заключение

Аргументирующая речь применяется при необходимости доказать правильность точки зрения оратора, изменить или укрепить мнение аудитории по обсуждаемой проблеме. В ней доказываются или опровергаются какие-либо положения. В основе – законы формальной логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

Аргументирующая речь имеет два основных элемента:

тезис - утверждение, суждение, которое нужно обосновать (утвердительная часть);

аргумент или довод - положение, факт, с помощью которого доказывается тезис. Обычно приводят не менее трех аргументов для доказательства тезиса (аргументирующая часть).

Кроме того, аргументация может включать и контраргумент, т.е. положение, которое не только не поддерживает тезис или аргумент, но и противоречит им. Приведя контраргумент, необходимо его оспорить или признать допустимым, если он не значим для опровержения вашей точки зрения. Высказывание контраргумента усиливает позицию, т.к. свидетельствует о широком знакомстве с проблемой.

Структура аргументации:

тезис + аргумент + контраргумент.

10)Невербальные средства оратора

Невербальный блок - это те факторы, которые присутствуют в общении, но непосредственно не связанные с текстами (позы, жесты, мимика, речь пространства, одежды, цветов, манера общаться и тому подобное)

На этапе произнесения речи именно невербальные приемы воздействия оратора на аудиторию играют чрезвычайно важную роль

наки невербального общения разнообразные Они включают:

o язык жестов и поз;

o язык мимики;

o парамовленневи характеристики;

o язык пространства;

o язык одежды и язык цветов т.д.

Почти все эти языки имеют национальную специфику, они отличаются в разных культурах Поэтому не следует увлекаться однозначной трактовкой отдельных невербальных сигналов Следует рассматривать их во всей совокупности те, с текстом речейви.

Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помощи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Некоторые психологи считают, что в процессе взаимодействия людей 60–80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств и только 20–40% – за счет вербальных. Поэтому языком невербального общения необходимо научиться владеть каждому оратору.

Прежде всего следует иметь в виду, что при невербальной коммуникации необходимо соблюдать определенную дистанцию. Это полностью относится и к выступлению перед аудиторией. В этой связи отметим, что выделяют четыре зоны общения. В качестве примера можно привести пространственные зоны, выделяемые американским ученым Э. Холлом:

• интимное расстояние – от 0 до 45 см – на таком расстоянии общаются самые близкие люди;

• персональное – от 45 до 120 см – общение со знакомыми людьми;

• социальное – от 120 до 400 см – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

• публичное – от 400 до 750 см – именно на этом расстоянии происходят выступления перед аудиторией.

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда находятся на расстоянии, соответствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмерно близкое или чрезмерно удаленное положение отрицательно сказываются на качестве коммуникации.

Рассмотрим основные средства невербальной коммуникации применительно к такой ее форме, как выступление перед аудиторией.

Визуальный контакт. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем. Поэтому из визуального контакта следует извлечь максимальную пользу. Для этого рекомендуется следующее.

• Постоянно смотреть на слушателей и следить за их реакцией. Замечать их положительные и отрицательные отклики на речь.

• В процессе выступления чем больше смотреть на слушателей, тем больше мобилизуется их внимание.

Мимика. Под ней подразумеваются выражения лица, передающие внутреннее душевное состояние человека. Для всякого выступающего с речью существует безусловное правило: что бы ни случилось, всегда "держите лицо".

Жесты. С помощью жестов можно осуществлять обратную связь со слушателями. По жестам можно достаточно правильно определить все достоинства и недостатки, успехи и поражения выступающего. Надо внимательно приглядеться к аудитории и можно обнаружить, как воспринимают оратора – с одобрением или безразлично, скучают или с интересом слушают выступление.

Поза. Умение принимать правильную позу – необходимый элемент успешного выступления перед аудиторией. И если в кругу друзей может совершенно не иметь значения, что вы сидите, развалившись в кресле, или стоите, подпирая собой стену, то при публичном выступлении принятие той или иной позы наполняется определенным смыслом и значением.

Походка является важным невербальным средством для выражения различных эмоций и выделения тех или иных элементов речи.

Одежда. Выступление перед аудиторией в некотором смысле подобно театральному представлению. Поэтому одежда здесь также имеет большое значение. Поскольку в данного рода коммуникации имеются две стороны – аудитория и оратор, то и одежда выступающего должна учитывать требования обеих сторон. С одной стороны, она не должна бросаться в глаза, раздражать аудиторию, но вместе с тем она должна соответствовать ожиданиям слушателей. В противном случае вместо речи слушатели могут запомнить только костюм или украшения оратора. С другой стороны, одежда должна быть комфортной для выступающего, она не должна отвлекать внимание и доставлять неудобства. Конечно, в любом случае одежда должна быть опрятный, аккуратной и чистой.

Параметры речи. В деловой коммуникации вообще и в публичной речи в особенности большое значение имеют параметры речи (громкость, скорость и т.д.). Правильно используя их, можно значительно усилить воздействие на аудиторию, сделать речь более понятной и запоминающейся. К таким основным параметрам речи относятся следующие.

Скорость речи:

• оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе;

• спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;

• заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость.

Громкость речи:

• сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений (жизненной силе) либо кичливости;

• тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека;

• резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении.

Артикуляция речи:

• ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;

• расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Высота речи:

фальцет (дословно – "головной голос") присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта;

• высокий пронзительный голос – признак страха и волнения;

• низкий означает покой, расслабленность и достоинство.

 

11) Процесс слушания в ситуации монолога и диалога

В вербальной коммуникации в зависимости от направленности речевого потока выделяют диалогическую и монологическую речь. Речь называют диалогической, если передача информации направлена в двух и более направлениях, при этом периоды речевой активности каждого коммуникатора сменяются периодами восприятия и обработки полученной информации. Монологическая речь характеризуется однонаправленным речевым потоком и активностью только одного из коммуникаторов. Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый коммуникаторами, совместно обсуждающими вопросы. Для бытовой разговорной речи диалоговой формы характерны такие виды речевой деятельности, как: реплики, которыми обмениваются коммуникаторы; повторения фраз и отдельных слов за собеседником; пояснения; дополнения; вопросы, использование намеков; разнообразные вспомогательные слова и междометия. Особенности речи во время диалога в большой степени зависят от взаимоотношений собеседников и их степени взаимопонимания. Эмоциональное состояние коммуникаторов имеет большое значение для эффективного диалогового общения. Речь людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях, претерпевает значительные изменения (удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии). Он не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи. Вторая разновидность устной речи - монолог, который произносит один человек, обращаясь к одному или многим лицам, слушающим его. В форме монолога может быть лекция, доклад на конференции и т.п. Монолог имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности в изложении, строгого соблюдения грамматических правил. Монологическая речь более сложна по сравнению с диалогической речью. Не случайно выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т.п.) для многих гораздо сложнее, чем вести диалог. Диалог (фр. dialogue, англ. dialog[ue], от греч. dialogos "разговор, беседа"; букв. "речь через") - процесс общения, обычно языкового, между двумя или более лицами. Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, которая характеризуется: ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Типы диалога (по М. А. Василик): Информативный диалог, как правило, состоит из пар вопрос-ответ, хотя может включать в себя также свернутый монолог или риторический вопрос. Целью информативного диалога является процесс обмена информацией. Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обещание или отказ выполнить предлагаемое действие. При этом подразумевается, что говорящий выдает программу действий, а слушающий берется за ее исполнение. Диалог, ведущийся в целях установления или регулирования межличностных отношений, подразделяется на диалог - унисон, содержанием которого являются искренние признания, и диалог-диссонанс, содержание которого - взаимное выяснение отношений. Праздноречивый диалог направлен; на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх); на артистичные жанры (мини-рассказ, шутка, острота, анекдот); либо же на информационно бесцельный, но интеллектуальный разговор. Диалог является сложно организованной целостной структурой, продуктом совместной деятельности коммуникаторов. Собеседники, как правило, хорошо понимают друг друга: предугадывают окончание реплик, осуществляют передачу слова конкретному лицу, предотвращают сбои в развитии разговора и исправляют нарушения. В основе смены говорящих лежит заданное правилами закономерное завершение речевого фрагмента. Общие правила диалога: o получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание; o если задается вопрос - диалог предполагает ответ на пего; o повеление требует ответа действием или словом; o повествование требует ответа повествованием или внимательным слушанием. Диалог как совместная деятельность участников предполагает наличие некоторой общей цели и соблюдение определенных базовых нормативных принципов, регулирующих поведение собеседников. 4.1.2. Монолог Монолог - это форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная с ответной речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. В ряде случаев монолог определяют как интраперсональный речевой акт. Монолог не приспособлен к непосредственному общению, он предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает. Основные коммуникативные ситуации употребления монолога - сфера театрального искусства, ораторские выступления, взаимодействие с аудиторией на телевидении и радио, педагогическая деятельность (речь учителя в аудитории или в классе и т.п.). В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Монолог часто употребляется в качестве литературного приема, который служит для передачи мыслей и чувств персонажа. Классификация монологов по цели высказывания (по В. В. Виноградову): o монолог убеждающей окраски - примитивная форма ораторской речи; o монолог лирический - речевая форма изъявления переживаний и эмоций; o монолог драматический - сложный вид речи, в которой язык слов является лишь как бы аккомпанементом системам психических обнаружений - путем мимики, жестов, пластических движений и т.п.; o монолог сообщающего типа, который подразделяется на монолог-рассуждение и монолог-сообщение. Возможна классификация монологов по другим основаниям. По времени подготовки: o подготовленные заранее (время на подготовку практически не ограничено); o неподготовленные. По содержанию сообщения: o передающие содержание другого текста подробно; o передающие содержание другого текста кратко; o составленные на основе нескольких текстов и раскрывающие тему; o в которых говорящий выражает свою точку зрения по какому-либо вопросу; o содержание которых дано в неявной форме. По форме сообщения и по самостоятельности порождения: o имеющие готовую форму; o имеющие фиксированную форму; o конструируемые полностью самостоятельно. По установке на воспроизведение различают: o сообщения с предварительной установкой на воспроизведение; o без установки на воспроизведение монолога. Классическая риторика большое внимание всегда уделяла логике построения речи, убедительности аргументации. Однако последние научные данные ученых-филологов и психологов и современная практика межличностных коммуникаций указывают на недостаточность такого подхода. Предметом интереса современной риторики становятся не только выступления с трибуны, но и другие формы коммуникации: публичные выступлении на собраниях, митингах, участие в теле - и радиопередачах, выступления на деловых совещаниях, научных конференциях, международных форумах и пр. Поэтому речь не может оцениваться только с точки зрения аргументированности, логичности, как некое одномерное явление. Ситуация речевого общения представляет сложное системное образование со многими входящими в него элементами. Спецификой нового подхода можно считать радикальный поворот к коммуникативной стороне речи. В настоящее время разрабатываются техники манипулирования собеседником (его введение в заблуждение, увещевание, лесть, запугивание, эмоциональные призывы и пр.), убеждения и др. 12) Особенности и условия диалогического общения. Особенности: Во-первых, она носит ситуативный характер. Это значит, что диалог в общении полностью зависит от обстановки, в которой он осуществляется, а также от отношений между собеседниками. Во-вторых, диалогическая речь контекстуальная.Это значит, что каждая реплика сильно зависит от контекста. В-третьих, она свернутая. Собеседники отлично понимают друг друга, поэтому многое подразумевается, но не произносится. В-четвертых, она реактивная.Это значит, что речевые реплики по своей сущности являются реакциями на различные стимулы. В-пятых, она плохо организована. Обычно реплики несут непроизвольный характер, не обдумываются заранее и не формируются в сознании человека. В-шестых, диалогическая речь кратка. Высказывания обычно очень просты в своей синтаксической структуре. Условия: 13) Правила постановки вопросов и выражения ответов Правила постановки вопросов: 1. Грамматическая форма вопроса должна четко выражать все элементы его логической структуры, обеспечивая возможность отличить вопрос от невопроса. 2. Вопросы необходимо ставить корректно. Они должны быть правильно сформулированы по содержанию и форме. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы. 3. Следует предусмотреть альтернативность ответа на уточняющие вопросы («да» или «нет»). Например, на вопрос «Удовлетворяют ли потребности общества предметы потребления? » можно дать два альтернативных ответа: «Да, удовлетворяют » или «Нет, не удовлетворяют ». 4. Вопрос надо формулировать кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них. 5. Вопрос должен быть простым. Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы, так как ответы на них могут быть разные. Например: «Имеют ли справедливое распределение дохода и экономическая свобода точное количественное измерение? » Формулируя ответ на этот вопрос, следует иметь в виду, что для экономической свободы в масштабе страны не существует количественных оценок, а для справедливого распределения доходов – существует. 6. В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив. Например: «К какому виду налогов относится дорожный налог: федеральному или местному? » Здесь не указана третья альтернатива – региональный налог. 7. При формулировке вопросов следует отличать их обычную постановку от риторической. Риторические вопросы, как известно, представляют собой суждения, так как в них содержится утверждение или отрицание; обычные же вопросы суждениями не являются. 8. Вопрос необходимо формулировать в позитивной форме («Вы на следующей остановке выходите? »), а не в негативной («Вы на следующей остановке не выходите? »), которая может «подсказать» неправильный ответ и др. В основе общих требований, предъявляемых к формулировке вопросов, лежат рассмотренные формально-логические правила их постановки. 1. Вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции. 2. Вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе. 3. В вопросе не следует употреблять слова с двойным и более значениями. 4. Контрольные вопросы не должны следовать сразу за основными. 5. Вопрос должен указывать на все возможные альтернативы ответов (положительные, отрицательные выборы). 6. При необходимости конкретизации ответа в вопросе можно ввести краткое предисловие. 7. Формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный персональный опыт опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос. 8. Нельзя вначале ставить трудные или беспокоящие опрашиваемого вопросы. Выражение ответов: 1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. Это во многом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ. При несоблюдении этого правила смысл ответа уловить трудно. 2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила. «Толкут воду в ступе», – говорят в таких случаях. 3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указание на эту некорректность. В одних случаях достаточно сказать, что в таком-то пункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других – что вопрос не заслуживает обсуждения, поскольку он окончательно решен и ответ известен. В-третьих – что требовать ответа пока преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу недостатка каких-то данных, отсутствия подходящих методов решения и т.д. Особого внимания заслуживают вопросы, источник некорректности которых – ложность их предпосылок. Единственно возможный способ отвечать на такие вопросы – отвергать эти ложные предпосылки. 4. Ответ не должен формулироваться в виде вопросительного предложения, так как это будет уже новый вопрос. Например: «Послушай, надоело! Стоит мне спросить тебя о чем-нибудь, ты отвечаешь вопросом... – Да что ты говоришь? Неужели? »   14) Аргументы, характерные для риторики спора     15) Конструктивная стратегия спора Стратегия спора – это общий план его ведения. Тем не менее весьма полезно наметить для себя основные ее контуры. Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис – должен позаботиться о том, чтобы обеспечить максимально возможную степень его обоснованности. Для этого, естественно, необходимо заранее продумать возможные доводы в защиту тезиса, а также последовательность их выдвижения. Как и в «науке побеждать», следует побеспокоиться о «резерве», разделив аргументы на основные и резервные. Основными являются аргументы, которые представляются пропоненту достаточными для обоснования тезиса; резервные аргументы используются в случае осложнений. Например, некоторую часть резерва могут составлять уместные ответы на возможные контраргументы противоположной стороны. Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис. Если оппонент заранее ознакомлен с содержанием тезиса или с темой предстоящего обсуждения, ему можно рекомендовать заранее продумать слабые места тезиса и подобрать опровергающие доводы (контраргументы) или сосредоточить свое внимание на проблемных пунктах темы обсуждения и по возможности выработать проекты решения проблемных ситуаций.

 

16) Выражение как раздел риторики о словесном оформлении речи. Речевое воздействие. Качества воздействующей речи

17) Риторические фигуры и тропы, их роль в публичной речи

Метафора – основное средство изображения душевной, духовной, эмоциональной жизни человека, его внутренних переживаний. Способность человека создавать метафоры – универсальное свойство человеческого сознания, поскольку человек познает мир, сопоставляя новое с уже известным, открывая общее. Метафора служит и важным способом выражения оценки.

Так, «музыка неизобразима словами», - отмечает известный лингвист А.А. Потебня, - но возможны изображения моментов наибольшего восторга» (сладкая, страстная мелодия…все сияла…росла, таяла – такое описание мелодии дает ученый-славист). Богатейший и разнообразнейший спектр метафорических переносов, использованных для описания музыки, можно увидеть, обратившись к художественным текстам.

Сравнения помогают более ярко представить картину раскрываемого явления. Советский адвокат М.М.Тетельбацум употребил для оценки обстоятельств дела такое сравнение: «Мне сплетня представляется черным бородавчатым пауком. Он выползает из зловонного рта сплетника и начинает сплетать, опутывать людей липкой, грязной паутиной… Сплетник расчетлив: обвинение, даже абсолютно необоснованное, честного человека ранит больно, отнимает здоровье, уносит годы жизни. Сплетня как комок грязи, брошенный в человека: комок высохнет и отвалится – пятно остается. Остается для тех, кто любит посудачить…»

Метонимия – термин метонимия греческого происхождения, этот троп состоит в переносе наименования предмета на другой предмет по смежности (близости ): спинка стула, глазок двери – это и метафора, и метонимия.

С помощью метонимии часто называют:

- предмет по материалу, из которого он сделан: Янтарь в устах его дымился (Пушкин) – янтарная трубка, трубка из янтаря;

- предмет по его свойству: радость моя, счастье мое – о человеке, который доставляет радость, счастье;

- предмет по его производителю: Ч итал охотно Апулея, но Цицерона не читал (Пушкин);

- содержимое по предмету, его содержащему: чайник кипит, печь трещит;

- время по его предмету, характеризующему это время: учиться до седых волос, любить до гроба.

На развертывании метонимии строится риторический прием «перифраз » (греч.periphrasis– пересказ) – название предмета заменяется описанием его признаков, как бы «расшифровывается», замещается определением через признаки и свойства: Пришли мне витую сталь, пронзающую засмоленную главу бутылки, - т. е. штопор (Пушкин А.С. Письмо Пушкину Л.С.).

Обратимся к некоторым рекламным текстам, показывающим, что с метонимией нужно обращаться осторожно, использовать этот троп обдуманно.

Ты возьми большую свежесть … - слышали мы ежедневно в телевизионной рекламе жевательной резинки. Жевательная резинка (предмет речи) названа (обозначена) по характерному свойству – свежести вкуса.

Однако в приведенной фразе нарушены законы сочетаемости слов русского языка. Если можно взять одну «жвачку», то никак нельзя взять свежесть: ее можно только почувствовать.

Ирония (греч. Eironeia – притворство) – риторический троп, который также, как метафора и метонимия, удерживает в сознании адресата два значения слова: прямое (буквальное) и переносное (противоположное первому).

Сила и важность иронии как риторического средства известна еще в древности. Сократ прославился своей знаменитой иронией: именно она наряду с майевтикой (искусством повивальной бабки – искусством помочь истине родиться в беседе) была «могучим и гибким инструментом сократовской философии» (А. Лосев). Ирония является не только инструментом воздействующей речи, но и инструментом философии, орудием мысли.

Простейший вид иронии – так называемый «антифраз », когда слово употребляется в противоположном смысле: безобразного называем Аполлоном, слабого Геркулесом.

И рония – приема, состоящего в том, что слова или выражения употребляются в смысле, противоположном буквальному. За внешне положительной оценкой скрыта острая насмешка. Ирония усиливает полемический тон речи. А.Ф. Кони с помощью иронии оценил заключение, данное помощником пристава: «Мы знаем, что молодой банщик женился, поколотил студента и был посажен под арест. На другой день после этого нашли его жену в речке Ждановке. Проницательный помощник пристава усмотрел в смерти ее самоубийство с горя по мужу…».

Ирония нередко осуществляется в форме парадокса.

Парадокс (греч. рaradoxos – неожиданный, странный) – утверждение, изречение, противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем то общепринятое, банальное высказывание (мнение), которое служит в парадоксе предметом иронии. Лучшее правительство то, которое меньше всего правит, - сказал американский философ Джефферсон. Только неглубокие люди не судят по внешности, - заявил Оскар Уальд, заметивший также: Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра.

Некоторые парадоксы постоянно используются ораторами в публичной речи: Твои взгляды мне ненавистны, но всю жизнь я буду бороться за твое право отстаивать их (изречение Вольтера).

Аллегория (намек) является средством непрямого (косвенного) информирования. Это значит, что адресат речи получает высказывание, которое может понять и буквально, но должен расширить, дополнить его, развить работой собственной мысли. Категория намека подразумевает «додумывание» адресатом высказывания говорящего. Категория аллегории предполагает, что и говорящий, и адресат оперируют и прямым значением, и противоположным ему косвенным значением; категория намека – что в высказывании нечто не выражено; что именно – это и есть загадка для адресата. Чем удачнее намек – тем больше вероятность, что адресат почувствует, что что-то не договорено.

2. Риторические фигуры.

Большие возможности для повышения выразительности, экспрессивности речи предоставляют фигуры синтаксиса. Это могут быть неполные предложения,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: