Лекция № 1.Роль и значение центров обслуживания населения. Основные принципы оказания государственных услуг.
Понятие Центра обслуживания населения.
Основные принципы оказания государственных услуг.
Предмет, цели и виды деятельности Центра обслуживания населения.
Понятие Центра обслуживания населения.
Центр обслуживания населения – юридическое лицо, осуществляющее организацию работы по приему заявлений на оказание государственных услуг и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», а также обеспечивающее оказание государственных услуг в электронной форме посредством получения сведений из информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Основная идея создания Центров обслуживания населения - обеспечение удобства населения: качественное предоставление государственных услуг. Такие Центры обеспечивают предоставление населению государственных услуг по принципу «одного окна»: прием заявлений и выдача документов по линии органов юстиции, управления земельными ресурсами и налоговых органов и т.д.
Принцип «одного окна» – форма централизованного оказания государственной услуги, предусматривающая минимальное участие услугополучателя в сборе и подготовке документов при оказании государственной услуги и ограничение его непосредственного контакта с услугодателями.
Одно окно - это термин, обозначающий технологию предоставления услуг для граждан и бизнеса. Технология «одно окно» имеет целью снизить бремя вынужденного общения граждан и бизнеса и характеризуется тем, что оказание любых услуг концентрируется в одном месте, начиная от подачи заявления, до выдачи результатов решения исполнительного или иного органа.
Важной составляющей этой технологии является минимизация количества документов, которые заявитель должен предоставлять в орган власти для принятия решения. Это достигается построением развитой инфраструктуры эффективного межведомственного взаимодействия, причём как на одном уровне власти (по горизонтали), так и межуровневого взаимодействия (по вертикали). Как правило, при предоставлении государственной услуги необходима информация из разных органов включая разные уровни власти.
Таким образом, «одно окно» – это доступное для общества помещение, обслуживаемое компетентным штатом сотрудников, которое обеспечивает населению большой перечень государственных, частных и общественных услуг.
Принцип "одного окна" при предоставлении государственных услуг предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг.
Основными целями реализации принципа "одного окна" являются:
v упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг, и сокращение сроков их предоставления;
v повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг;
v сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных услуг;
v исключение личных контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственных услуг;
v противодействие коррупции и ликвидация рынка посреднических услуг, оказываемых в рамках предоставления государственных услуг коммерческими организациями на возмездной основе;
v повышение удовлетворенности получателей государственных услуг качеством их предоставления;
v повышение информированности населения о порядке, способах и условиях получения государственных услуг.
v повышение прозрачности и подконтрольности деятельности должностных лиц исполнительных органов государственной власти.
«Одно окно»:
- обеспечивает профессиональную поддержку;
- предлагает физическое удобство и социальный контакт;
- может обеспечить значительную экономию времени.
Роль «одного окна» заключается в удовлетворении нужд населения и таким образом, консультация с местным населением необходима с самого начала. Участие населения может быть активным или пассивным и вовлечение должно включать методы вовлечения, такие как анкеты, выборы в управление и празднование успеха «одного окна».
Основными формами организации предоставления государственных услуг в Республике Казахстан по принципу "одного окна" являются:
- Организация предоставления государственных услуг через Центры обслуживания населения;
- Организация предоставления государственных услуг через сеть Интернет – Портал "Электронного правительства".