Анализ использования чистой прибыли




Чистая прибыль распределяется в соответствии с учредительными документами и решениями учредительного органа организации.

За счет чистой прибыли в акционерном обществе уплачиваются дивиденды акционерам. После этого прибыль реинвестируется в деятельность предприятия и направляется на цели социального и производственного развития.

Поэтому в процессе анализа использования чистой прибыли необходимо изучить динамику доли прибыли, направляемой на выплату дивидендов держателям акций, и доли реинвестированной прибыли.

При этом конкретных пропорций, в которых распределяется прибыль не существует.

Вопросы распределения прибыли решаются на основе оптимизации дивидендной политики и политики реинвестирования. То и другое направления использования прибыли имеют существенные преимущества.

Преимущества капитализации:

- средства идут на пополнение собственного капитала, что используется для расширения деятельности, укрепления материально-технической базы. Причем, источники финансирования, используемые для этих целей, будут более дешевыми, чем заемные средства, следовательно, легче удержать финансовое равновесие на предприятии. Создается запас финансовой прочности, а это является залогом устойчивого развития предприятия в будущем.

Стабильность выплаты дивидендов также имеет преимущества:

- для акционерного общества - это индикатор финансового благополучия. Свидетельствует о том, что снижается риск инвесторов. Все это приводит к повышению спроса на акции и к увеличению цены акции.

Ставка выплачиваемых дивидендов зависит от финансовых результатов и от дивидендной политики. Обоснование дивидендной политики является важнейшим направлением финансовой деятельности организации.

Дивидендная политика решает следующие задачи:

- регулирование курса акций;

- регулирование размера собственного капитала и темпов его роста.

 

6. Деловая активность проявляется в динамичности его развития, в достижении поставленных целей, что выражается в их эффективном использовании и потенциале расширения рынков сбыта предприятия.

Количественная оценка деловой активности может быть проведена по двум направлениям:

1) Динамичность развития, обеспечение заданных темпов экономического роста;

2) Уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

1. Для оценки экономического роста и определения его качества рассчитывают и сопоставляют темпы роста активов, выручки и прибыли. Оценивают соотношения между этими показателями.

Необходимо:

Больше активов, больше отдачи, больше рентабельности продаж, то есть организация не только увеличивает свои активы, но и стала более эффективно их использовать, что и определяет уровень деловой активности.

2. Для характеристики деловой активности, кроме показателей темпов роста, проводят анализ эффективности использования ресурсов.

Рост эффективности проявляется в повышении отдачи от имеющихся ресурсов.

В финансовом аспекте повышением ресурсоотдачи является ускорение оборачиваемости.

Обобщающим показателем эффективности использования ресурсов предприятия является показатель капиталоотдачи или коэффициент оборачиваемости активов.

раз (оборотов).

Коэффициент оборачиваемости активов показывает, какое количество оборотов совершили за анализируемый период средства, вложенные в активы предприятия.

Помимо этого, объем оборота средств предприятия оценивает показатель “Продолжительность одного оборота” – показывает, какое количество дней необходимо, чтобы средства, вложенные в активы, вернулись в пределы хозяйства предприятия.

, где

Т – количество дней в периоде;

- однодневная реализация.

Общий уровень капиталоотдачи, или объема оборота средств, вложенных в активы, будет зависеть от того, насколько эффективно используются (быстро оборачиваются) средства, вложенные в отдельные статьи активов. Для характеристики эффективности использования отдельных видов активов рассчитываются частные показатели оборачиваемости.

Аналогично рассчитываются показатели оборачиваемости собственного и заемного капитала и отдельных статей заемного капитала.

Для некоторых частных показателей оборачиваемости для более точного расчета вместо выручки берут:

- для расчета оборачиваемости материально-производственных запасов – показатель себестоимости продаж;

- для расчета оборачиваемости дебиторской задолженности – поступления от дебиторов по внутренним данным бухгалтерского учета;

- для расчета оборачиваемости материальных ресурсов – величину материальных затрат, списываемых на себестоимость.

Показатели деловой активности оцениваются в динамике, а также проводится их сравнение со среднеотраслевыми значениями и с аналогичными показателями конкурентов.

В процессе анализа рассчитывается эффект от ускорения оборачиваемости (и убыток – от замедления).

Ускорение оборачиваемости приводит к относительному высвобождению средств из оборота (а замедление – к привлечению средств в оборот), что приводит к относительному сокращению потребности предприятия в капитале.

Следовательно, прежде всего, предприятию необходимо сократить потребность в заемном капитале, что позволит повысить уровень финансовой устойчивости и платежеспособности организации.

Ускорение оборачиваемости также повышает размер получаемой выручки и прибыли предприятия.

Эффект высвобождения средств из оборота:

1) ;

;

2) ;

3) ;

;

Ускорение оборачиваемости является одним из важнейших факторов повышения рентабельности.

 

4. Коэффициенты рентабельности являются относительными показателями финансовых результатов.

Общий подход к расчету коэффициента рентабельности состоит в сопоставлении абсолютного показателя эффекта (П) с затратами средств (капиталом), необходимым для достижения данного эффекта.

В зависимости от конкретных показателей эффекта (числителя и знаменателя) рассчитывают целый комплекс коэффициентов рентабельности.

В аналитической практике коэффициенты рентабельности группируют:

1) Коэффициент рентабельности продукции:

,где S – сумма строк 020,030 и 040.

Рентабельность изделия: или .

2) Рентабельность вложений в предприятие (рентабельность капитала):

Общая: ; Частные: ; ; ; ;

3) Коэффициенты рентабельности, рассчитываемые по чистому денежному потоку от текущей деятельности.

Вместо показателя прибыли берется чистый денежный поток от текущей деятельности (Приход денег – Расход денег). Информация берется в Форме №4.

Коэффициенты рентабельности изучаются в динамике, в сравнении со среднеотраслевыми значениями и с показателями конкурентов.

Важное значение для правильной интерпретации коэффициентов рентабельности имеет оценка факторов, определяющих уровень рентабельности.

По результатам факторного анализа можно определить причины изменения рентабельности, то есть создание многофакторных моделей.

Многофакторные модели позволяют более детализировано провести факторный анализ.

Рассмотрим рентабельность собственного капитала и проанализируем факторы повышения рентабельности собственного капитала.

В объективной оценке собственного капитала заинтересованы настоящие и потенциальные инвесторы:

,

где - рентабельность продаж – отражает эффективность

производственно-сбытовой деятельности;

- оборачиваемость капитала – отражает эффективность

деятельности по использованию капитала;

- факторы, характеризующие финансовую структуру капитала,

то есть соотношение собственного капитала и общей

величины капитала.

Оценка факторов формирования рентабельности собственного капитала требует учитывать отраслевую специфику.

Например: показатель ресурсоотдачи, как правило, имеет невысокое значение в ресурсоемких и высокотехнологичных отраслях. Напротив, рентабельность продаж в этих отраслях будет более высокой, так как они обеспечены высокими технологиями и большей конкурентоспособностью.

Кроме того, высокое значение коэффициента зависимости (третий показатель) могут позволить себе те компании, которые имеют стабильное поступление денег за свою продукцию. Прежде всего, это относится к предприятиям, имеющим в составе активов большую долю ликвидных активов (торговля, банки).

Следовательно, для правильной интерпретации достигнутого уровня рентабельности нужно учитывать отраслевую специфику предприятия.

Оценка коэффициента рентабельности собственного капитала предполагает учет следующих особенностей:

1) Связан с временным аспектом деятельности предприятия;

Например: рентабельность продаж – это результат финансово-хозяйственной деятельности за текущий период.

Эффект от долгосрочных инвестиций этот показатель не отражает.

Следовательно, если предприятие осуществляет переход на новые технологии, что требует больше инвестиций, то показатели рентабельности собственного капитала временно могут снижаться.

Следовательно, это понижение коэффициентов рентабельности не следовало бы характеризовать негативно, поскольку данное предприятие работает на перспективу.

2) Связан с проблемой риска, то есть повышение рентабельности собственного капитала может быть достигнуто за счет третьего фактора (фактора риска), и в этой ситуации вложение средств в данное предприятие со стороны инвесторов и кредиторов может оцениваться как более рискованное.

3) Связан с проблемой оценки.

В числителе коэффициента рентабельности собственного капитала стоит прибыль.

Прибыль отражают сложившиеся результаты от хозяйственной деятельности на данный момент.

В знаменателе – собственный капитал, величина которого формируется в течение нескольких лет.

Собственный капитал выражается в учетной оценке, которая существенно может отличаться от текущей рыночной оценки.

Например: рыночная цена акций может значительно превышать их учетную стоимость, следовательно, рентабельность собственного капитала не позволяет учесть изменение рыночной стоимости собственного капитала. Чтобы принять правильное решение, необходимо использовать не только показатель рентабельности собственного капитала, но и принять во внимание рыночную стоимость компании.

Она, следовательно, формируется за счет престижа, который не может быть измерен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: