Игра «История этикета» (рукопожатие)




Нужно разложить по порядку картинки, на которых нари­сован один из этапов истории обычая рукопожатия. На первой картинке изображена протянутая невооруженная ладонь с вы­тянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. На второй нарисован средневековый ритуал, вклю­чавший в себя вкладывание своих рук в руки другого человека, что обозначало покорность и повиновение. На третьей картин­ке изображена древняя традиция целовать руку вышестоящему лицу или даме, а равному ее пожимать в знак приветствия. На четвертой — общепринятый приветственный жест рукопожа­тия. Если дети выполняют задание правильно, получается по­степенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается

неровной).

В ходе выполнения задания воспитатель уточняет знания о трансформации такого приветственного жеста, как рукопожа­тие.

Воспитатель. Ребята, а почему важно знать историю правил поведения?

Дети отвечают.

Да, ребята, многие правила поведения берут начало в далеком прошлом, и знание истории помогает лучше их понять и запом­нить. У каждого народа есть свои правила приветствия. Послу' шайте стихотворение Е. Хоринской «Хороший обычай» о пре красном обычае русского народа встречать или приветствовать гостей.

Воспитатель читает стихотворение.


Раздел «Человек в истории»

Ребята, а вы хотите узнать, каким образом возник прекрас­ный обычай приветствовать или встречать гостей хлебом-солью? Дети. Да.

Воспитатель. Давайте обратимся к истории. Ненастной ночью в избу попросился незнакомец. Он был озябшим, вымок­шим. Его впустили, дали обсушиться, радушно усадили за стол. Утром оказалось, что это был... леший. «Пусть коровы ходят в мой лес без пастуха, — прощаясь, сказал он хозяину, — ни один зверь не обидит». А что было бы, если бы хозяева не проявили должного гостеприимства?

Это только легенда, но так было в далеком прошлом. Люди боялись нечистой силы, старались задобрить, накормить любо­го, кто входил в их дом. Ту легенду мало кто знает, но обычай радушно встречать гостей, остался. Почему же дорогих гостей встречают хлебом?

Дети. Тот, кто угощает хлебом, и тот, кто его пробует, счита­лись друзьями.

Воспитатель. Этот обычай пришел к нам из далекого про­шлого. Наши предки считали, что если кто-то в их доме испро­бует хлеба, он станет настоящим другом, и можно рассчитывать на помощь и поддержку. Значит, хозяин, угощавший гостя, не мог причинить ему зла, и гость, испробовавший хлеба, не мог причинить зла хозяевам. Хлеб-соль — мирный договор между гостем и хозяином.

«Водить хлеб-соль» означало дружить. Угощая хлебом-со­лью, хозяин показывал, что готов отдать гостю самое дорогое, без чего прожить невозможно. Вот какие интересные истории мы с вами вспомнили.

Как вы думаете, помогут наши рассказы первоклассникам Подготовиться к школьному празднику доброты и вежливости? Что еще можно им отправить?

Дети. Игру «Приветствие», альбом «История правил», кар­тинки, книги о правилах поведения.

Воспитатель. Молодцы, ребята, я думаю, что с вашей по­мощью наши друзья смогут интересно рассказать на празднике другим детям о правилах приветствий, об их истории. А почему нужно знать и выполнять эти правила?

Дети. Чтобы быть приятным другим.

Воспитатель. Совершенно верно!


 




Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

□ БЛОК «ИСТОРИЯ СЕМЬИ» Занятие 20. «Родословная»

Цель: формирование ценностного отношения к себе. Задачи:

— конкретизировать представления детей о происхождении
имен;

— дифференцировать представления о близких и дальних
родственниках, об их значении в жизни семьи, сохране­
нии чести рода;

— способствовать проявлению потребности в получении
информации о своем имени, об истории семьи;

— формировать способы применения полученной информа­
ции в речевой, игровой деятельности.

Оборудование: аудиозаписи песен, связанных с именами («Алек­сандра», «Антошка», «Катюша»); аудиопроигрыватель; «Словарь русских личных имен»; камешки; конструктор разного вида, лен­ты, шнуры, бусинки.

* * *

Воспитатель. Ребята, недавно я была в другом детском саду и в старшей группе увидела альбом детских имен, сделанный рука­ми детей и их родителей. Каждый ребенок с помощью родителей красиво оформил страничку о своем имени. Посмотришь такой альбом и сразу узнаешь, как зовут детей этой группы, как ласково называют их дома. А как много интересного о человеке может рас­сказать его имя! Ребята, вы хотите, чтобы и в нашей группе был такой же альбом? Чтобы интересно, необычно оформить странич­ку о своем имени, предлагаю сегодня поговорить об именах. Зачем люди придумали имена?

Дети отвечают.

У каждого из вас есть имя, оно выделяет вас среди других. Че­ловек дорожит своим именем, ему нравится, когда к нему обра­щаются по имени. Можно спросить: «Тебе здесь нравится?» — ваш вопрос прозвучит в пустоту. А можно так: «Игорь, тебе здесь нравится?», и Игорь сразу поймет, что нам важно именно его мнение. В каких еще случаях мы называем человека по имени?

Дети. Когда что-то говорим о нем, когда хвалим.


Раздел «Человек в истории»

Воспитатель. По имени мы называем человека, когда хотим о нем что-то сказать. Например: «Катя так красиво поет!» или «Молодец, Денис. Он пропустил Машу вперед себя». И Катя, и Денис, и любой другой человек, услышав свое имя, поймут, что другие говорят именно о них. Когда ребенок появляется на свет, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды, пожелания. С этим именем он проживет всю жизнь. О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя!» Если же хо­тят предостеречь от плохого, советуют: «Не губи своего имени». И это значит: не поступай плохо. Каждого из нас можно назвать ласково и нежно — Коленька, Ниночка, Пашенька, а можно совсем по-взрослому — Николай, Нина, Павел. Ласковым словом-именем можно воодушевить, а грубым — обидеть. Вспомните пословицы и поговорки о добрых и злых словах.

Дети. «Доброе слово и кошке приятно», «Доброе слово города строит, а злое разрушает».

Воспитатель. Каждое имя имеет свое значение. Давайте по­пробуем разобраться, что означает русское имя Владимир. Послу­шайте, как оно звучит: Влади-мир. Какие два слова вы здесь слы­шите? Владеет миром. Это большая ответственность. Владимир должен стараться сохранить свое доброе имя и соответствовать ему. Ребята, а что означают ваши имена?

Воспитатель предлагает встать в круг и, взявшись за руки, расска­зать о том, что означают имена детей. Если они затрудняются, нужно дать информацию: Виталий — «жизненный», Марина — «морская», Галина — «тихая, спокойная», Валерия — «непоседа», Евгений — «бла­городный», Кирилл — «повелитель», Константин — «постоянный», Владимир — «владеющий миром», Андрей — «мужественный», Вик­тор — «победитель», Игорь — «воинственный», Олег — «священный», Роман — «сильный», Сергей — «высокочтимый», Дарья — «побеж­дающая», Лариса — «чайка», Людмила — «милая людям», Наталья — «родная», Нина — «царица», Ольга — «священная», София — «мудрая» И т.д.

В старину, когда имен еще не было, людей называли любым словом, которое придет в голову. Им давали прозвища — «прозы-вали». Родится крикливый беспокойный мальчик — назовут егоБуян

или Будилко, потому что будил маму по ночам криком. Дол­гожданного сыночка назовут Жданом или Любимом. Если семья большая, детей называли по порядку рождения: Первак, Второй,


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

Третьяк. Сейчас никому и в голову не придет называть своих де­тей такими именами. Потом от этих имен образовались фамилии Третьяков, Большаков, Нежданов и др. Позже детям стали давать имена в честь святых. К лику святых причисляли людей, совер­шивших славные поступки, за которые их благодарят и помнят о них. Среди русского народа сложились поговорки, дразнилки об именах.

По предложению воспитателя дети четко проговаривают поговор­ки: «Мели, Емеля, твоя неделя». «Этакий Демка — душа потемки», «На бедного Макара все шишки валятся», «А Тарас пряники есть горазд», «Каков Савва, такова ему и слава», «Арина-матушка рано встала, да мало напряла». Воспитатель напоминает детям о том, что дразнилки проговариваются быстро, легко, они совсем не обидны, потому что это шутки.

Дети четко проговаривают дразнилки.

На гармошке громко заиграл Артемка,

Песни пел, плясать пошел, а потом совсем ушел.

Насте каша надоела, Настя кашу не доела, Настя, кашу доедай, маме не надоедай.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку лезть было лень, искала булавку весь день.

Ксюша везла на возу козленка, козла и козу.

Лесок проезжала, часок подремала.

И проспала Ксюша в лесу козленка, козла и козу.

Таня-Таня, тра-та-та, а Танюшка-трататушка.

Виташка в фуражке едет на черепашке, Ест кашу из чашки и чав-ка-ет.

У Валеры-тараторки тридцать три скороговорки, Самая простая, знаете какая? Да вот она:

Хвастал храбрый краб три дня: «Краба нет храбрей меня».

Ребята, а вам нравится, когда вас называют по имени? Дети. Да.

Воспитатель. Послушайте стихотворение об имени М. таевой «Имя твое — птица в руке...».


Раздел «Человек в истории>

Воспитатель читает стихотворение.

Ребята, кто запомнил, с чем сравнивает Марина Цветаева имя?

Дети. С птицей, льдинкой, мячом, бубенцом.

Воспитатель. Значит, как имя будет звучать?

Дети. Легко, звонко.

Воспитатель. Легко, остренько, прыгуче, звонко. Произне­сите каждый свое имя и послушайте, как по-разному оно может звучать.

Дети выполняют задание.

Об именах придумано много песен. Послушайте их!

Звучат песни (по одному куплету) об именах: «Надежда» (муз. А. Пахмутовой, ел. Н. Добронравова), «Александра» (муз. Н. Никитина, ел. Ю. Визбора и Д. Сухарева), «Катюша» (муз. М. Блантера, ел. М. Иса­ковского) и др.

Сейчас я вам хочу рассказать небольшую сказку «Ласковые имена».

«Во дворе на скамеечке, пригорюнившись, сидела девочка Оля. Злодей-грубиян обозвал ее и заколдовал. Теперь она не мо­жет веселиться, пока кто-нибудь не расколдует ее, назвав ласко­вым именем. Петя, ее друг, узнав об этом, сбегал за книжкой «Сло­варь русских личных имен» и нашел эти ласковые имена».

Подберите для Оли ласковые имена.

Игра «Ласковые имена»

Дети называют ласковые имена девочки. (Воспитатель гово­рит: «Как только Петя произнес седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась, лицо ее расцвело и засветилось».)

Воспитатель. Ребята, а как вас ласково называют дома? Дети отвечают.

Послушайте стихотворение-загадку К.И. Чуковского о ласко­вых именах.

Воспитатель читает стихотворение «Марьюшка, Марусенька, Ма­шенька и Манечка». (Ответ: бабушка дала только одну копеечку, так как Маръюшка, Марусенька, Машенька и Манечкаодна и та же девочка.)


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

Открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, что­бы к нему обращались по имени. По имени или по имени и отче­ству. Это зависит от того, кто перед вами — взрослый или ребе­нок. Ребята, а что такое отчество?

Дети. Отчество — это имя отца.

Воспитатель. Взрослых людей зовут не только по имени, к нему прибавляют отчество, т.е. имя отца. Называя взрослого чело­века по имени и отчеству, вы проявляете уважение к нему. Ребята, когда вы станете взрослыми, вас тоже будут называть по имени и отчеству. Как же вас будут называть?

Дети отвечают.

У каждого человека есть не только имя, но и фамилия. Назо­вите, пожалуйста, свои фамилии.

Дети выполняют задание.

Почему фамилии у всех разные?

Дети. Потому что мы живем в разных семьях.

Воспитатель. Слово фамилия — нерусское, и в переводе с латинского языка оно означает «семейство», «семья». В большин­стве семей у мамы, папы и ребенка одинаковая фамилия. Такая же фамилия может быть у дедушки, у бабушки, у близких родствен­ников, которые все вместе составляют род. Все доброе, что делает семья в жизни, служит чести рода. Ребята, а какие ваши добрые дела могут послужить чести рода?

Дети. Если мы будем дружными, честными, помогать родите­лям и другим людям, заботиться о них.

Воспитатель. А еще над чем вам нужно поработать, чтобы совершать как можно больше хороших и добрых дел?

Дети отвечают.

Честь рода нужно беречь, не делать ничего такого, что может ей повредить: не обманывать, не обещать того, что не можешь сделать, не ссориться с друзьями, не оставлять родителей в старо­сти. Вот мы с вами и поговорили об именах. А сейчас я предлагаю всем вместе вспомнить о нашем разговоре и подумать, как можно интересно оформить страничку о своем имени. Что разместить на ней?

Дети. Наше имя, что оно означает, как ласково называют нас дома, наше любимое имя, как нас будут называть, когда


Раздел «Человек в истории»

мы станем взрослыми; с помощью родителей сочинить сти­хотворение об имени или нарисовать то, с чем можно сравнить наше имя.

Воспитатель. Молодцы! Я думаю, что у вас получатся за­мечательные, интересные странички для альбома о ваших име­нах. Давайте из любого материала, который вы сами выберете, проявив творчество, выдумку, воображение, фантазию, «скон­струируем» ваши имена, чтобы удивить других детей и своих родителей.

Дети выкладывают свои имена из конструктора, ленточек, бусинок. Затем все вместе рассматривают их.

□ БЛОК «РОДНОЙ ГОРОД»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: