Игра «Одень девицу, молодца» (с бумажными куклами)




Дети подбирают для бумажных кукол различные элементы костюма (головной убор, украшения, обувь) в соответствии с по­лом куклы.

Воспитатель. Славяне жили родами, все были в родстве между собой. Как назывался главный среди них? Дети. Князь.


Раздел «Человек в истории»

Воспитатель. Правильно, ребята. Людьми в давние времена управляли князья, которых все слушались и которым подчиня­лись. Какое новое слово мы запишем в словарик новых слов?

Дети. Слово «князь».

Воспитатель. Раньше люди мало знали о природе, боялись грома, молнии, старались задобрить силы природы, чтобы они дали им питание и одежду. Поклонялись изображениям разных богов. Они думали, что их много и если задобрить каждого из них, всем будет хорошо. Киевский князь Владимир спрашивал у странников о том, в каких богов верят люди в других странах. Потом он выбрал лучших людей и отправил их посмотреть, как чужестранцы молятся своим богам. Понравилось ему, что в других странах есть красивые церкви и люди верят только в одного Бога. И приказал он всем креститься. С тех пор люди на Руси стали крещеными, а князя Владимира назвали Святым. Ребята, какие еще новые слова нужно записать в словарик?

Дети. Слова «крещение», «князь Владимир Святой», «цер­ковь».

Воспитатель. Ребята, назовите, пожалуйста, все слова, ко­торые мы с вами записали в словарик новых слов по теме нашего занятия.

Дети вспоминают новые слова по теме занятия. В случае затрудне­ния воспитатель помогает им, показывая иллюстрации.

Ребята, как вы думаете, мы с вами помогли Алеше в выполне­нии домашнего задания к уроку по истории?

Дети. Да.

Воспитатель. Я тоже думаю, что ваши ответы, рассказы и игры помогут Алеше в составлении словарика новых слов по теме «История возникновения Руси».

Занятие 25. «Защитники Отечества»

Цель: формирование уважительного отношения к защитни­кам Отечества, чувства гордости за русских воинов.

Задачи:

— способствовать формированию элементарных представ­лений о важнейших исторических событиях в России, за­щитниках Отечества, об исторических деятелях (Алексан­дре Невском, Дмитрии Донском);


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

формировать первоначальные представления детей о струк­
туре государства: армия, народ, территория;

— способствовать проявлению потребности в получении
информации о защитниках Отечества;

— актуализировать использование полученной информации
в игровой деятельности.

Оборудование: видеописьмо; видеопроигрыватель; диктофон; иллюстрации с изображением древнего города, дружинника; ау­диозапись музыки («Богатырская симфония» А. Бородина, «Бога­тырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргско­го); репродукция картины В. Васнецова «Богатырская застава»; выставка фотографий пап в форме солдат — защитников Отече­ства; настольно-печатная игра «Подбери оружие и одежду вои­ну»; картинки-раскраски с контурным изображением богатырей; цветные карандаши; фломастеры.

* * *

Воспитатель. Ребята, к нам в детский сад пришло видео­письмо, адресованное детям старшей группы: «Дорогие ребята! К вам обращается за помощью группа учеников начальной шко­лы. 9 Мая в Детском доме творчества состоится парад костюмов защитников Отечества разных времен. Мы очень хотим принять участие в нем и решили сделать костюмы русских богатырей. В общих чертах мы представляем, как они выглядели, но всем участникам парада нужно не только подняться на сцену, прой­тись, продемонстрировать свое оружие, но и рассказать свою легенду: как зовут (в образе богатыря), откуда родом, каких вра­гов победил, кого спас. Мы не случайно обращаемся за помощью именно к вам. Ведь вам, ребята, очень много рассказывали о защитниках Отечества, и потому вы сможете нам помочь подго­товиться к участию в детском параде и подготовить интересные рассказы». Ребята, как можно помочь будущим участникам пара­да костюмов защитников Отечества?

Дети. Можно подобрать картинки, книги о русских богатырях, записать наши рассказы о них на диктофон, нарисовать русских богатырей.

Воспитатель. Ребята, чтобы помочь детям, обратившимся к вам за помощью, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о защитниках Отечества. Почему мы называем нашу Родину Отечеством?


Раздел «Человек в истории»

Дети. Потому что это место, где жили наши отцы.

Воспитатель. Правильно, ребята, наше Отечество, наша Ро­дина — Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней ис­покон веков жили наши отцы и деды. Не всегда Русь была единым мощным государством. Долгое время она состояла из отдельных княжеств, каждым из которых управлял свой князь. У каждого князя было свое княжество: земля и люди, которые на ней жили.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением древнего города.

По каким признакам вы определили, что это древний город?

Дети. Город окружают стены и валы.

Воспитатель. Могли ли одни стены и земляные валы спасти город от врагов? Кто еще помогал защищать его? Кто нес службу в крепости?

Дети. Воины.

Воспитатель. А чтобы защищать свое княжество от врагов, князья собирали войско. Защищали княжество мужчины. По­чему?

Дети. Потому что они сильные, смелые, бесстрашные. Про­фессия воина, защитника очень древняя.

Воспитатель. Сейчас нас защищает армия. А как она назы­валась раньше?

Дети. Дружина.

Воспитатель. Как называли воинов княжеской дружины?

Дети. Дружинниками.

Воспитатель. Верно, воинов княжеской дружины называли Дружинниками. Они были одеты в доспехи (показывает картин­ку). Как называется головной убор воина?

Дети. Шлем.

Воспитатель. Что защищало тело воина?

Дети. Кольчуга, рубаха из мелких металлических колец.

Воспитатель. Что носят современные воины вместо коль­чуги?

Дети. Бронежилеты.

Воспитатель. Какое оружие имел при себе дружинник?

Дети. Меч, копье.

Воспитатель. А это что? (Показывает на щит.)

Дети. Щит.

Воспитатель. Для чего он был нужен?


 

Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

Дети. Щит защищал от меча, стрел и другого оружия.

Воспитатель. Так снаряжали каждого воина, отправляю­щегося в поход. Много воинов составляло дружину. Ребята, в истории России много славных имен храбрых князей, которые защищали ее от врагов. О каких князьях вам рассказывали или читали?

Дети. Об Александре Невском, Дмитрии Донском.

Воспитатель. Почему русский народ победил врагов? Что помешало врагам одержать победу?

Дети высказывают предположения.

Какой человек мог защитить свое Отечество?

Дети высказывают предположения.

Да, только человек с совестью и честью, смелый и любящий свою Родину может быть надежным защитником своей земли. Наш народ помнит подвиги русских воинов. Русский композитор А. Бородин посвятил им «Богатырскую симфонию», фрагмент из которой мы сейчас послушаем.

Звучит фрагмент «Богатырской симфонии» А. Бородина.

Ребята, вспомните пословицы и поговорки, в которых про­славляются честь, отвага, любовь к Родине.

Дети. «За край свой насмерть стой», «Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит», «Родина — мать, умей за нее постоять», «Сме­ло иди в бой, Родина за тобой». «Кто честно служит, с тем слава дружит».

Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Роди­на — мать, умей за нее постоять»?

Дети отвечают.

Наша Родина — матушка Россия. Родиной мы ее зовем по­тому, что в ней родились, в ней говорят на родном нам языке и все в ней для нас родное. А матерью мы ее зовем потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила родному языку. Как мать, она защищает нас и оберегает от всех врагов. Кроме России, много есть на свете стран и земель, но мать у человека одна — одна у него и Родина, поэтому каждый должен быть готов к служению своей Родине, к ее защите.


Раздел «Человек в истории»

Воспитатель вывешивает картину В. Васнецова «Богатырская за­става». Звучит музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки». Затем он читает отрывок из былины «Русские богатыри».

Тут все богатыри, все святорусские,

Садились они на добрых коней,

И поехали раздольицем чистым полем...

А со той горы да со высокой

 

Усмотрел старый казак да Илья Муромец,

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь на добрых конях,

И пустился он с горы высокой,

И подъехал он к богатырям ко святорусским,

Рядом с ними встал.

Художник Виктор Васнецов написал картину, которая назы­вается «Богатырская застава». Застава — это граница, место на дороге, на котором стоит специальный знак, означающий: «Здесь начинается чужая территория. Въезжать без разрешения нельзя». Вот такую заставу и охраняют три богатыря.

Вопросы и задания по содержанию картины

• Назовите по имени богатырей, изображенных на картине.

• Как вы думаете, какие отношения между богатырями?

• Какой богатырь вам нравится больше?

• Кто из вас похож на этих богатырей? Чем?

По предложению воспитателя мальчики исполняют «Бога­тырский танец».

Давайте рассмотрим выставку фотографий своих пап в форме солдат — защитников Отечества. Обратите внимание на внеш­ний вид современного солдата. Где служат современные солдаты?

Дети. В армии.

Воспитатель. Для чего она нужна?

Дети. Армия охраняет границу.

Воспитатель. Правильно, ребята, как в любом другом го­сударстве, в России есть земля, на которой она расположена; люди, которые на ней живут; граница, которая показывает, где Кончается ее территория; армия, которая охраняет эту границу. Армией своей Россия славилась всегда. Россияне очень любят свою страну и всегда ее защищают. Чтобы быть настоящим


Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию

солдатом, надо любить свою Родину и служить ей. Готовность к защите своего Отечества, гордость за него — самое лучшее, что есть в человеке. Человек, который любит свое Отечество, любит и своих родителей, свой родной город, улицу, детский сад, своих друзей.

Давайте поиграем в игру, которая поможет запомнить разли­чия в снаряжении русских богатырей и современных солдат.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: