Методологические и культурные основания педагогической поддержки




Учитель и ученик: возможность диалога и понимания

Том 2

Москва «БОНФИ»

ISBN 5-93085-013-5

Данное издание выпущено при поддержке Института «Открытое общество (Фонд Сороса) - Россия» в рамках программы «Гражданское общество» и мега-проекта «Развитие образования в России».

Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. - Том 2. / Под общ. ред. Л.И.Семиной. - М.: Изд-во «Бонфи», 2002. - 408 с.

Во второй том книги включены учебно-методические пособия: Н.Н.Михайлова, С.М. Юсфин «Педагогика поддержки», А.Ю.Уваров «Кооперация в обучении: групповая ра­бота». Пособия содержат учебные и методические материалы для студентов и преподава­телей высших педагогических учебных заведений, изучающих современные педагоги­ческие техники работы в классе и осваивающих проектирование деятельности по педаго­гической поддержке ребенка в образовании.

Книга будет интересна не только студентам и преподавателям педагогических вузов. Она окажется полезной педагогам и методистам повышения квалификации учителей, специалистам, работающим с детьми, родителям - словом, всем тем, кто интересуется современными педагогическими техниками, применяет или хочет применять эти техни­ки в своей практической работе, стремится решить проблемы, связанные с постижением диалектического единства социализации и индивидуализации как целостного процесса развития человека.

Учебные пособия подготовлены в рамках проекта «Разработка учебных

Материалов по гражданскому образованию для высших педагогических учебных

Заведений». Грант на эту работу предоставлен Британским Советом.

© Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин, А.Ю.Уваров

© Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) - Россия

© Британский Совет

© «Бонфи»

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ _________________________________________________23

Глава 1. Развитие гуманистических идей в построении педагогики поддержки в российском и зарубежном образовании

Феномен поддержки в педагогике. История вопроса.

Гуманистическая позиция - основа социально(педагогического проек(

тирования образования.

Педагогическая поддержка как условие сохранения целостной гума(

нистической позиции педагога.

Педагогические проблемы в аспекте индивидуализации.

Реализация идей поддержки в деятельности зарубежных педагогов.

Из истории вопроса

В последнее время слово «поддержка» часто упоминается в связи с проблемами, так или иначе связанными с образованием детей: социаль­но-педагогическая поддержка, психолого-педагогическая поддержка, со­циально-психолого-педагогическая поддержка, медико-педагогическая поддержка, медико-психологическая поддержка и т.д.

Речь идет об определенной практической деятельности различных учреждений. При этом слово «поддержка» в названии учреждения выпол­няет функцию сигнала, который понятен каждому: «здесь окажут помощь тем, кто попал в трудную ситуацию». Служба социальной поддержки, как правило, занимается проблемами опеки и попечительства, помощью обез­доленным. Психологическая поддержка оказывается тому, кто имеет эмо­циональные проблемы; медицинская поддержка сконцентрирована на

24_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

проблемах, связанных с физическим здоровьем, и т.д. Однако сущность педагогической поддержки выделить не так просто.

Что является предметом собственно педагогической поддержки? Труд­ности, связанные с социальной дезадаптацией (проще говоря, когда по­ведение ребенка не соответствует общепринятым нормам и по этому по­воду возникают конфликты с учителями, родителями и сверстниками)? Трудности в обучении (стойкая неуспеваемость, а отсюда конфликты с учителями и родителями)? Или слово «педагогическая» подразумевает работу с различными проблемами детей? Можно ли, например, деятель­ность репетитора назвать «педагогической поддержкой детей-двоечни­ков, троечников, отличников»? (Ведь услуги репетитора точно рассчита­ны на решение конкретных проблем ребенка в обучении. Родители при­бегают к услугам данного специалиста, чтобы он помог в конкретной си­туации: у двоечника - одни проблемы, один подход; у отличника - другие проблемы, другой подход.)

Как-то одна родительница точно определила назначение репетито­ра: «Он делает то, чего не может делать учитель, - хорошо учит». Не менее точно выразилась мать одного подростка, покидающая кабинет психоло­га: «Здесь с моим сыном поговорили по-человечески, не то что классный руководитель. Сплошные конфликты».

И все же в данном пособии речь пойдет о другом. В пособии пред­ставлена концепция, модель и практический опыт как некое целостное инновационное образовательное явление под названием «педагогичес­кая поддержка».

Как и любая инновация, педагогическая поддержка имеет своих авто­ров, свою историю становления. Ее теоретическое исследование и прак­тическое воплощение связаны с лабораторией «Проектирование инно­ваций в воспитании» ИПИ РАО, которой руководил Олег Семенович Газ-ман. После его смерти работа продолжается его учениками и последова­телями в лаборатории «Педагогическая поддержка ребенка в образова­нии».

На основе разработанной концепции и модели в течение десяти лет идет подготовка классных воспитателей. Осваивая технологию педагоги­ческой поддержки, педагоги, по существу, овладевают принципами соци­ально-педагогического проектирования.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________25

Методологические и культурные основания педагогической поддержки

Методологические и культурные основания педагогической поддер­жки в образовании связаны в первую очередь с гуманистическими тради­циями и антропологическим подходом в построении педагогического знания и практики.

Появление гуманизма как явления в человеческой культуре относит­ся к эпохе Возрождения - яркому периоду истории Европы XVI - начала XVII в. От других этапов в развитии культуры его отличает огромный ин­терес к человеку. Возрождение связано с грандиозной работой челове­ческой мысли во всех сферах культурной жизни - философии, литерату­ре, искусстве, науке. Исключительный интерес к человеку дал название ведущему идейному течению эпохи Возрождения - гуманизму (от лат. homo, humanus - человек, человечный).

Гуманистические идеи высказывались задолго до Возрождения. Так, например, гуманисты эпохи Возрождения нередко обращались к сочине­ниям античных авторов, чтобы обосновать собственные идеи. Другим важным источником гуманистических идей было христианство. Христи­анская традиция обогатила гуманистическую мысль духовностью и вни­манием к психологии, сделала идеал человека более возвышенным, углу­била намеченный самой жизнью интерес к индивидуальности, к «Я», к самопознанию, усилила нравственное начало.

Гуманистическая идея связана с пониманием глубинной сути челове­ка, его предназначения и смысла жизни. В гуманизме человечество от­крыло само себя как предмет познания (гуманистическая философия), а воспитанию человека было отведено одно из первостепенных мест в куль­туре. Целенаправленное воспитание считалось основой воплощения в жизнь гуманистических идей, внедрения их в общественное сознание. Так создавалась модель гуманистического образования - «педагогического ваяния человека» по образу гуманистического представления о нем.

Положения, сформулированные первыми теоретиками гуманистичес­кого воспитания, не потеряли своей актуальности до наших дней. Вот некоторые из них:

Семья - это место, где начинается формирование человека. Забота родите­лей о нравственности ребенка - их прямая обязанность. Помня, что дети во всем подражают своим родителям, мать и отец должны сами себя воспитать в духе добродетели, чтобы стать ее примером для ребенка. «Чем глубже культура учителя и чище его нравы, тем более прочные ростки добродетели и учености он оставит в детях своим преподаванием», - утвер­ждал Веджо Маффео (1407-1458) итальянский гуманист, поэт, юрист.

26_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

Человек не рождается ни добрым, ни злым, а несет в себе семена добра и зла. Семена добра необходимо взращивать.

Следует признать всеобщую склонность людей к познанию, неустанную дея­тельность и изобретательность ума. Неспособность к обучению следует счи­тать неестественной. Все люди наделены способностями, но разными. Уме­нию педагогов распознавать, поддерживать и направлять эти способности нужно отводить первостепенную роль.

Необходимо бережно относиться к личности ребенка. Следует признать те­лесные наказания оскорбительными, унижающими достоинство и утверж­дающими в душах страх и лицемерие.

Доступность образования для всех, независимо от общественного и имуще­ственного положения - есть залог развития гуманистического общества.

Гуманистические идеи намного опережали социальную практику раз­вития и становления общества. Многие из них в дальнейшем получили название социальной утопии. Однако симптоматичным является то, что на переломных моментах истории, когда человечество приходило к не­обходимости отказываться от старых, устоявшихся парадигм и пыталось найти ориентиры для преобразований, гуманистические идеи с новой силой овладевали умами человечества.

На современном этапе развития человечество вновь начинает осоз­навать, куда его может привести забвение гуманистических идей и поте­ря гуманистических ориентиров, задающих вектор нравственного разви­тия человеку и обществу. Не последнюю роль в этом сыграли последствия, к которым человечество пришло, следуя принципам потребления ресур­сов жизнеобеспечения планеты. Не научившись заботиться о природе как среде собственного обитания, человечество узнало, что такое экологи­ческие проблемы. Не научившись согласовывать национальные, религи­озные, государственные интересы, человечество узнало, что такое вой­ны. Исторический опыт свидетельствует, что человечество не может ни выиграть, ни проиграть в войне, поскольку оно уничтожает само себя. Поэтому насилие, войны - это явление не только антигуманное, но и в принципе бессмысленное.

На планете накоплен такой арсенал оружия, которого хватит, чтобы тотально уничтожить саму жизнь как форму существования на Земле. Пе­ред этой очевидностью по-новому открываются истины, которые до поры до времени служили лишь в качестве «прописных», красивых лозунгов, но не руководством к действию:

У каждого человека есть право на жизнь, и ни у кого нет права лишать его жизни - человек теряет в себе человеческое, преступая это право. Каждый человек имеет право быть собой, т.е. распоряжаться собой. И никто другой не имеет права использовать его в качестве средства для достижения своих целей.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________27

Причем речь идет не о том праве, которое кто-то устанавливает (или уже установил), и не о внешнем контроле за его исполнением. Это право внутреннее, нравственное, выбранное самим человеком в виде закона, ко(торое он сам для себя обязуется выполнять и сам себя обязует контроли(ровать выполнение этого решения. Выбор для себя такого права называ­ется нравственным выбором, а выполнение его - нравственным долгом. (Когда никто не увидит и никто не узнает, а я все равно не сделаю того, что не считаю вправе делать, - вот что такое совесть.)

Выход из индивидуальной нравственности в общественное бытие, в котором необходимо сохранять нравственные отношения, связан с меха­низмом договора. Это особый акт добровольного соотнесения сторона­ми собственных интересов, установление согласованных границ, кото­рые каждая сторона добровольно берет на себя обязательство соблюдать. Договор - это культурный факт развития исторического сознания чело­вечества, приведшего к необходимости сохранять право выбора за каж­дым, но при этом ограничивать индивидуальную свободу установлением согласованных границ. «У свободы есть своя личина - имя ей произвол», -дал точное определение «свободе без границ» С.И.Гессен (1870-1950), российский ученый-педагог, философ, публицист, автор одной из лучших работ об образовании XX века.

Образование гуманисты представляли как некий механизм, некие ус­ловия, которые человечество обязано предоставлять детям, чтобы они по мере взросления при содействии учителей, воспитателей, родителей, всего общества могли «образовать в себе человека свободного». А свобода - «есть подчинение закону, самим себе данному» - провозгласил еще Ж.-Ж.Руссо, учивший, что свобода есть подчинение «общей», точнее «целостной воле», т.е. голосу совести.

Современная действительность такова, что от действия «бессовестной единицы» может взорваться мир, покой, жизнь многих людей. Преслову­тая кнопка на «ядерном чемоданчике» - это символ огромной власти и огромной ответственности одного человека за судьбы всего человечества. Так что определение себя как ответственной и свободной единицы чело(вечества - это главная цель образования человека XXI века.

В переломные моменты истории значение образования неизмеримо возрастает, поскольку человечество хотело бы с оптимизмом встречать собственное будущее. Каким ему быть, зависит от того, как новое поколе­ние усвоит опыт предыдущих и сумеет ли отказаться от ошибок прошло­го. Новое поколение, таким образом, не только правопреемник, но и

28_______________________ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК: ВОЗМОЖНОСТЬ ДИАЛОГА И ПОНИМАНИЯ

субъект культуры, стоящий на более высокой ступени исторического и культурного развития.

Анализ развития гуманистических идей в педагогике показывает, что образование постепенно становилось для человечества некой особой куль­турно-общественной сферой, в которой конкретные люди, исповедующие гуманизм, получали возможность для проведения уникального социаль­ного эксперимента. Педагоги-гуманисты средствами образования созда­вали и создают в масштабах их непосредственной работы с детьми реаль(ную практику гуманистических отношений. Эти отношения по качеству и механизмам их выстраивания опережали и опережают социальную дей­ствительность, в этом смысле они выглядят как своего рода «социальная утопия». Но именно образование обеспечивает обществу более гуманное по сравнению с его прошлым будущее.

Исторический опыт свидетельствует, что образование способно не только выживать в определенных обстоятельствах, но и преобразовывать их, демонстрируя устойчивую способность к развитию. Прежде всего это относится к феномену появления ярких прецедентов в образовании, аль­тернативных философии выживания и ориентированной на нее «массо­вой школе». Они остаются в истории педагогики как доказательство того, что школа в качестве образовательного института способна в своих сте­нах строить жизнь, отличную по качеству и яркости от жизни за предела­ми ее стен. Только такая школа становится подлинной школой жизни для ребенка, именно здесь он адекватен своему прошлому, настоящему и бу­дущему.

«Массовая школа», которая всецело адаптируется к задачам «выжива­ния», входит «взрослым прагматизмом» в противоречие с природой дет­ства. Детство не выносит серости, скуки, уныния, фатальной уверенности в том, что «унылое сегодня» - это перспектива «унылого будущего». Ника­кие реалистические и прагматические технологии, ориентированные только «на сегодня», не способны стать образовательными.

Школа обязана опережать действительность. Образование должно не только улавливать нарождающиеся тенденции, но и отбирать из них те, которые перспективны для развития гуманного человечества.

Образование - это источник нового, желаемого образа жизни, кото­рый является развивающей альтернативой существующему, поскольку оно способно отказываться от нежелательного, осуществляя свободный вы­бор вектора развития. Образование «по принципу устройства» сродни сознанию человечества, способного совершать свободный выбор и со­здавать условия для свершений.

КНИГА 1. ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ __________________________________________________29

По существу, образование представляет собой социально(педагоги(ческий проект, который способен порождать образ того, что еще нераз(вито в реальности, но что имеет тенденции в качестве перспективы развития будущего. Развиваясь само, образование развивает людей, а те, в свою очередь, становятся способными развивать общество. Гуманные отношения - это не фантазия, это реальность, тенденция, требующая со­хранения, укрепления и развития.

Социально-педагогический проект - это утверждение средствами образования законов гуманизма в пределах детско-взрослой общности, которая возникает на их основе, осваивает эти законы, реально строя сво­бодные отношения как практику взаимоуважения и взаимозависимости.

Известно, что масштаб реального воплощения любого проекта все­гда адекватен масштабу реального воплощения замысла на практике.

Педагогическая деятельность, которая является «двигателем» гумани­стической практики образования, имеет субъект - конкретного человека (педагога, стоящего на позиции гуманизма, конкретного сообщества лю­дей, личностно и профессионально объединившихся в целях реализации гуманистических идей в образовании), конкретных детей, которым пре­доставляется возможность, созданы условия для того, чтобы стать субъек­тами освоения вместе со взрослыми жизни по правилам гуманных отно­шений между людьми. Так строится детско-взрослая общность.

Примером социально-педагогических проектов может служить опыт А.С.Макаренко, ВАСухомлинского, И.П.Иванова, многочисленных комму-нарских объединений периода 60-70-х годов XX в., (например, «Орленок», создавший социальный феномен духовности и романтизма). Социально-педагогическим проектом являются школа А.Н.Тубельского (г. Москва), школа ИДФрумина (г. Красноярск), в России немало школ, которые ра­ботают в идеологии создания воспитательной системы (научная школа Л.И.Новиковой).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: