МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №103 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Согласованно: Утверждаю:
Педагогический совет Директор МОУ
Протокол № «Школа № 103 г. Донецка»
от ______ 2020 года ______ Т.А. Грачева
Программа летнего оздоровительного лагеря
С дневным пребыванием детей «Дружба»
«Разноцветное лето»
(комплексная, краткосрочная для учащихся 1-4 классов)
Номинация «Лето – это радости пора»
Выполнила:
учитель начальных классов
МОУ «Школа № 103 г. Донецка»
Косицына Ольга Юрьевна
Донецк - 2020
Какого цвета лето,
Расскажут нам рассветы
И разные душистые луга,
Цветочные поляны и белые туманы,
А в синем небе - радуга-дуга.
Пояснительная записка.
Лето – время игр, развлечений, свободного выбора занятий, восстановления здоровья, восполнения израсходованных сил. Это период свободного общения детей. Он благоприятно способствует развитию творческого потенциала детей, личностных возможностей, приобщению к ценностям культуры, вхождению в систему социальных связей, воплощению школьниками собственных планов, удовлетворению индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Проблема в том, что далеко не все родители в летний период могут обеспечить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Исходя из важности данной проблемы, возникла необходимость создания школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» и разработки комплексной программы «Разноцветное лето».
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей младшего школьного возраста в условиях лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ «Школа № 103 г. Донецка».
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Законом ДНР «Об образовании»;
Приказом МОН ДНР «Об утверждении Порядка организации профильных лагерей с дневным пребыванием детей, лагерей труда и отдыха и площадок досуга детей в период каникул» от 19.04 2016 г. №378.
Программа основана на педагогических принципах:
o Гуманизма - отношение к каждому из детей как к самоценности.
o Толерантности - терпимости к мнению других людей, другому образу жизни.
o Творчества итворческого отношения к делу, проявление творческих способностей в полной мере.
o Духовности - формирование у детей и подростков нравственных ценностей, соблюдение норм морали.
o Доступности - учет возрастных особенностей детей и выбранных форм работы с ними.
Программа «Разноцветное лето» является комплексной, т. к. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях школьного лагеря. По продолжительности - краткосрочная, т. е. реализуется в течение лагерной смены. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20-25 человек.
Цель программы: создание комфортных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей путем вовлечения их в разнообразные виды совместной деятельности.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
· формирование гражданских качеств, культуры межличностных взаимоотношений;
· развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены;
· сплочение детского коллектива, поддержания духа сотрудничества и взаимопомощи;
· создание условий для укрепления здоровья детей (духовного и физического), развития силы, ловкости, выносливости, а также формирование таких качеств личности, как настойчивость и упорство в достижении поставленной цели;
· выработка оптимальных форм общения между детьми разного возраста;
· развитие навыков трудовой деятельности.
Формы работы:
· Соревнования.
· Викторины.
· Подвижные игры.
· Праздники.
· Инсценировки.
· Коллективные просмотры.
· Конкурсы.
· Эстафеты.
· Развлечения.
· Развлекательные программы.
· Индивидуальная работа с детьми, беседы.
Ожидаемые результаты:
В процессе реализации программы дети смогут проявить свои творческие и интеллектуальные способности, укрепить здоровье, овладеть навыками коммуникативного общения путем участия в совместной деятельности.
Методическое сопровождение программы
Методические условия предусматривают:
• наличие необходимой документации, программы, планы;
• проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
• коллективные творческие дела;
• творческие мастерские;
• индивидуальная работа;
• тренинги;
• деловые и ролевые игры;
Основными методами организации деятельности являются:
· Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
· Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
· Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
· Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Методическое обеспечение программы:
· Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
· Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
· Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится и в конце занятия.
· Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим миром.
· Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
· Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
· Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
· Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
· Рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов народов России.
· Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинарах, организация туристического похода, экскурсий.